ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Трансляция "Фауста" Гуно из Мет 10 декабря 2011 г.

Впервые посетила мероприятие "Прямая трансляция оперы в кинотеатры". Общее впечатление осталось замечательное, но всё же в бочке мёда оказалась и ложка дёгтя-:((

Три часа разницы с Европой - это слишком много -:( Спектакль закончился в два часа ночи, и мосты уже развели -:( Правда, нам удалось проехать через Тучков мост, так что потери времени практически не было.

Звук в первом действии "плавал", что не есть хорошо. После первого антракта звук заметно стал лучше. Картинка была чёткая, но не дотягивала до качества блю-рей.Хорошо, что были русские субтитры.
Ведущая Д. Ди Донато задавала вопросы трём гравным героям оперы и дирижёру, беседовала и с постановочной бригадой. Жаль, что я по-английски не понимаю -:(

Вот состав с сайта театра:

Conductor: Yannick Nézet-Séguin
Marguerite: Marina Poplavskaya
Siébel: Michele Losier
Faust: Jonas Kaufmann
Valentin: Russell Braun
Méphistophélès: René Pape

Production: Des McAnuff
Set Designer: Robert Brill
Costume Designer: Paul Tazewell
Lighting Designer: Peter Mumford
Choreographer: Kelly Devine
Video Designer: Sean Nieuwenhuis


Опера "Фауст" никогда не входила в число моих любимых опер, хотя некоторые её фрагменты я очень люблю слушать и переслушивать -:) Прямая трансляция спектакля Мет привлекла меня двумя именами: Кауфманн и Папе. Два немецких певца участвуют в постановке французской оперы на сюжет из классического произведения Гёте.

Как пишут некоторые интернет-издания, в Германии к опере Гуно отношение сложное -:) От Гёте в опере ничего практически нет - только сюжетная канва. Но разве можно написать оперу, которая полностью отражает  литературный первоисточник? Я такой что-то не припомню, хотя опер на литературные сюжеты полным-полно.

А теперь - о самом спектакле.

Спектакль сделан очень интересно! Действие происходит в ХХ веке. Доктор Фауст (Й.Кауфманн) бредёт среди толпы оборванцев, уцелевших в очередной войне. Он приходит в свою лабораторию, разочаровавшись в жизни. Обратившись к сатане, подносит стакан ко рту (стакан, кстати, химический). И тут появляется Папе-Мефистофель - весь в белом, разумеется -:) Кстати,  Фауст сетует на судьбу в привычной для себя обстановке - люди в белых халатах, с пробирками и ретортами, заполняют "лабораторию". Справа, за столиком, сидит "лаборантка" (она же -будущая Маргарита - М.Поплавская). Выпив волшебный напиток, Фауст на мгновение исчезает в клубах дыма, и выходит уже преображённым - и тоже "весь в белом".

На протяжении трёх актов Фауст и Мефистофель будут одеты одинаково - в белые, черные и полосатые костюмы.

Всё действие оперы переносится в молодость реального доктора Фауста - времена Первой мировой войны. Массовые сцены поставлены очень интересно, с мелкими бытовыми подробностями.

Не знаю, видны ли были эти подробностями зрителям, сидевшим в зале на галёрке -:) Проводы солдат на войну, встреча уцелевших в боях - всё это было сыграно очень убедительно.

Вся сцена с появлением Мефистофеля и его куплетами мне очень понравилась! И здесь хор показал себя с лучшей стороны.

Декорация практически не менялась на протяжении всего спектакля. По обе стороны сцены возведены винтовые лестницы, по которым поднимаются и спускаются Фауст и Мефистофель. На задник помещён большой экран. Весь реквизит (столы, скамейки, швейная машинка Маргариты, лабораторный реквизит и прочее) очень быстро вносят-выносят статисты.

Инсталляции на экран мне понравились, особенно то, как показано лицо Маргариты. В сцене обольщения один за другим на заднике появляются огромные красные цветы.

Пересказывать подробности режиссуры я не буду. Наверняка скоро появятся записи этого спектакля, и можно будет составить о нём своё мнение. Скажу только, что Вальпургиевой ночи в нём нет - в нашем привычном виде, т .е. в виде балетной сцены. Мефистофель приводит Фауста якобы на шабаш. За столами пируют мутанты - страшные монстры -:( Явный намёк на последствия ядерного взрыва (недаром на заднике сначала показывают "ядерный гриб").

Да, ещё один момент запомнился: Маргарита убивает своего ребёнка прямо "в кадре" -:( Напрасно, по-моему, режиссёр на это пошёл -:(

Финал ставит всё на свои места. Фауст снова оказывается в той самой лаборатории, со стаканом в руке (естественно, Фауст старенький). Подносит стакан ко рту, выпивает и падает замертво.
Занавес.
Всё, что мы видели-слышали на протяжении более трёх часов - это то, что почудилось доктору перед тем, как он сделал смертельный глоток.

Замечательная трактовка сюжета, сделанная умными людьми! Никаких раздеваний героев до белья (не говоря уж о полном раздевании)! Режиссёру не понадобилось вносить в оперу "оживляж", чтобы увлечь зрителя.
В опере очень сильна религиозная тема. Жаль, что в своё время советские театры её "вуалировали" -( Финальный хор о воскресшем Христе стал для меня откровением...

Теперь немного о певцах. Самым органичным, как мне кажется, в этом спектакле был Папе. Браво! У меня возникли ассоциации с Воландом. Этот Мефистофель всё знал с самого начала, и ему было скучно... Двигался артист по сцене необычайно легко, и пел хорошо.

Перед этой трансляцией у меня были некоторые сомнения в отношении Фауста-Кауфманна. Певец пел эту партию и раньше, и кое-какие записи его Фауста я слышала. Хорошо, но без блеска - я бы так их оценила. Мне кажется, что в спектакле Мет Кауфманн почти что прыгнул выше головы. В финале арии второго акта не стал привычно уже уходить на пиано, а взял ноту на форте -:)

Мне очень понравилось, как он спел первый акт. Обращение Фауста-старика к Богу в наших советских спектаклях, по-моему, звучало как-то скомканно (наверное, там были большие купюры).
Играл Кауфманн поначалу жуткого эгоиста-циника, которому надо "всего и сразу" (это когда Мефистофель показал ему видение Маргариты). Приступив к делу обольщения девушки с энтузиазмом, Фауст вдруг понимает, что он - подлец... И в финальной сцене в тюрьме он всей душой пытается спасти Маргариту, но - поздно...

Лично для меня открытием после этой трансляции стала Марина Поплавская. Умница! Не могу сказать, что она блестяще всё спела, но уж сыграла-то Маргариту замечательно! Ей достались самые крупные планы, которые она с блеском выдержала. Если разбирать её пение "по большому счёту", то претензии можно было бы предъявить только к некоторому напряжению на верхних нотах. И то - только в том случае, если очень хотелось бы найти недочёты. Я не хочу их искать -:)

Надо сказать, что три главных героя выглядели настоящими драматическими артистами, без скидок на условность оперного жанра. Такую естественную актёрскую игру на оперной сцене встретишь нечасто.

Все другие исполнители тоже понравились. Баритон Р.Браун в арии Валентина показался скучноватым, но в третьем действии преобразился, и прекрасно звучал! Зибель и Марта тоже обедни не испортили-:)

К оркестру практичеки нет претензий. Так, раза два с хором разошлись -:)

Общее впечатление от спектакля - праздник!

Пара фотографий, "стянутых" с неофициального сайта Кауфманна:



Tags: Метрополитен Опера, Папе, Поплавская, Фауст
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments