ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Иудейка" в Михайловском театре 30 октября 2011 г. - Шикофф, Рягузова, Миронова,Тановицкий, Пазолини

Нил Шикофф и «Иудейка» Галеви неразрывно связаны в моём сознании -:) Певец неоднократно пел Элеазара в Петербурге, и каждый раз мне что-то мешало его послушать. Наконец, вчера я всё-таки посетила Михайловский театр.

Накануне спектакля на сайте Михайловского театра было полно непроданных билетов. Купив самый дешёвый (на 3 ряд 3 яруса – выше только ангелы), я надеялась пересесть куда-нибудь поближе и пониже. В итоге осталась на своем месте, ибо все места были заняты! Причём кое-кто даже стоял.
Состав был такой:

Элеазар — Нил Шикофф
Рахиль — Татьяна Рягузова
Де Броньи — Алексей Тановицкий
Леопольд — Джан Лука Пазолини
Евдокия — Наталья Миронова
Руджеро — Александр Кузнецов

Дирижер — Петер Феранец

До этого спектакля «Иудейку» я слушала только на премьере. Постановка мне не понравилась, и в течение всего премьерного спектакля я постоянно ловила себя на мысли, что перенос действия оперы в 20 век музыке Галеви ну никак не идёт -:( Вместо роскошного зрелища, которое наблюдали зрители российской премьеры в 1837 году, мы увидели довольно убогие декорации и не слишком интересные костюмы. К тому же оперу изрядно подсократили -:( Я понимаю, что метро у нас теперь закрывается не в час ночи, а значительно раньше. Но ведь спектакль можно давать по выходным дням! И начинать в 17 или в 18 часов. Кстати, вчера как раз было воскресенье.

Шикоффа раньше «живьем» слышала однажды – в «Пиковой даме». Ужасно не понравился! -:( Старческий тембр, какой-то невнятный образ -:( И то сказать – возраст у певца солидный, а Герман, вообще-то, человек молодой.
Элеазар – это всё-таки возрастной персонаж. Тем не менее, хочется, чтобы исполнитель этой партии пел хорошо -:)

Шикофф начал спектакль не слишком удачно. Впрочем, и все исполнители – тоже. Первый акт прошёл вяло. На премьере Пазолини-Леопольд напускал «петухов», хотя в целом я поставила ему «зачёт». Во вчерашнем спектакле (совершенно неожиданно для меня) в первом акте Пазолини был лучшим. Не шикарно, но всё-таки взял верхние ноты, сорванные на премьере. И вообще - в этом спектакле у меня к  певцу практически не было претензий.
Тановицкий в первом акте как-то хрипел, Рягузова покрикивала -:(

Во втором акте на сцене появилась Миронова-Евдокия, что добавило спектаклю яркости. Колоратурное сопрано всегда украшает спектакль (если поёт хорошо). Миронова спела очень прилично! Распелась и Рягузова. Если бы не некоторое напряжение на верхних нотах, я вообще была бы ею очень довольна. Играла она свою героиню очень убедительно.

Постепенно в раж вошёл и Шикофф. Все сцены, в которых Элеазар извергал ненависть, ему удались. Старческий тембр сменился весьма плотным звуком, и я с удивлением обнаружила, что у Шикоффа появился какой-то «другой» голос -:) Ария Элеазара вызвала в зале настоящую овацию! До этого момента зрители очень вяло реагировали на действие. Соседка, сидевшая рядом ниже, хлюпала носом – сцена прощания Элеазара и Рахили довела её до слёз…

Порадовал и Тановицкий, у которого к середине спектакля прорезался весьма приличный бас. Давно слежу за этим певцом, и почти всегда он поёт не слишком стабильно.

На финальных поклонах аплодисменты были очень хорошие. Правда, я не заметила цветов -:(
Итак, хочется подвести какой-то итог увиденному и услышанному.

В этот раз я больше сосредоточилась на самой музыке, а не на действии. Хотелось самой себе ответить на вопрос: почему в концертах так редко звучат арии из «Иудейки»? Что в этой музыке «не так»? Почему мне иногда казалось, что все персонажи поют какую-то одну мелодию? Прочитав буклет, выпущенный Михайловским театром, я нашла там ответ на свой вопрос (кстати, за буклет хочется сказать театру отдельное «спасибо», так как он напечатал там рецензию П.И.Юркевича на петербургскую премьеру 1837 года, опубликованную в «Северной пчеле»).

Итак, рецензент «Северной пчелы» пишет: «Нет спора, что в этих пяти актах есть длинноты, что речитатив часто заступает место пения и сливается с ним. Ещё можно заметить, что в «Жидовке» не довольно мелодии, что музыка её некоторым показалась немного монотонною, потому что стиль её учёный; но эти недостатки выкупаются первоклассными красотами».
Абсолютно согласна с господином Юркевичем! «Стиль её учёный» - в самую точку! При всём при том, что нам показали «урезанный вариант» оперы, иногда хотелось, чтобы действие развивалось стремительнее – именно в музыкальном плане.

Тем не менее, спектакль этот уникален – хотя бы тем, что нигде в России больше не идёт. При хорошем исполнении эта опера может иметь долгую и счастливую жизнь на сцене Михайловского театра.
Но мне очень жаль, что постановщики «не поверили» автору музыки и не позволили зрителю насладиться костюмами и декорациями, отвечающими той эпохе, в которую и происходит действие этой оперы -:(

Снимки не получились -:( Парочку всё же выложу – для отчётности.



Шикофф благодарит партнёров



Общие поклоны. В центре - Шикофф, в красной камилавке (или это беретта?) - Тановицкий. Держит за руки Рягузову (в чёрном) и Миронову.
Tags: Иудейка, Миронова, Пазолини, Рягузова, Тановицкий, Шикофф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments