ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Viva, Verdi! - концерт хора и оркестра театра Сан-Карло 21 октября 2011 г.

Концерт хора и оркестра театра Сан-Карло из Неаполя прошёл при полном зале. Давали программу из произведений Верди. Весь концерт занял почти два часа (с аплодисментами и бисом). Из зала я вышла со смешанными чувствами....
Программа с сайта театра:

Джузеппе Верди
Увертюра к опере «Набукко»
Хор Gli arredi festivi из оперы «Набукко»
Хор Va, pensiero из оперы «Набукко»
Увертюра к опере «Жанна д'Арк»
Увертюра к опере «Битва при Леньяно»
Увертюра к опере «Сицилийская вечерня»
Хор Patria oppressa из оперы «Макбет»
Stabat Mater
Te Deum
Хор и симфонический оркестр Театра Сан-Карло
Главный хормейстер – Сальваторе Капуто
Дирижер – Нелло Санти.

Коллектив у театра Сан-Карло большой. Театр имеет традиции, уходящие корнями в 18 век.... В общем, послушать их мне очень хотелось. После гастролей Римской оперы (которая, как пишут, никогда не занимала лидирующих позиций в оперной жизни Италии) мне очень хотелось сравнить коллективы этих двух итальянских театров - из Рима и из Неаполя.

Нелло Санти - человек немолодой. Пару раз он прерывал концерт, уходя за кулисы. Ему явно было тяжело двигаться. Тем не менее, управлял он оркестром скупыми, но энергичными жестами.

Хорместер Сальваторе Капуто - значительно моложе. Кланяться на финальных поклонах ему очень нравится! (проверено ещё после "Паяцев").

Итак, сначала нам сыграли увертюру и спели два хора из "Набукко". Увертюра показалась сыгранной суховато, но всё-таки довольно интересно. У оркестра театра Сан-Карло есть умение играть тончайшее пианиссимо, когда звук возникает как будто бы ниоткуда... Надо сказать, что публика в театре вела себя если не безупречно, то, по крайней мере, очень прилично -:) Поэтому и звуки, доносящиеся со сцены, были слышны очень хорошо - даже самые тихие.

Оба хора из "Набукко" были спеты хорошо, но не более того. Римляне, как мне кажется, здесь обошли неаполитанцев по всем статьям -:) Правда, римлян я слушала с другого места - центра первого яруса, где акустика значительно лучше, чем в боковой ложе второго яруса. Тем не менее, поговорка про плохого танцора здесь тоже вполне уместна. Хорошее пение - оно и есть хорошее пение, откуда бы его ни слушал.
К сожалению, я довольно быстро увидела, как в первом ряду (где стояли сопрано) одна хористка кашляла, буквально складываясь пополам -:( То есть - она была не просто простужена, а самым натуральным образом больна. Кашляли и другие хористы. Группа сопрано, как мне кажется, вообще оказалась самым слабым звеном в этот вечер -:(

Никому не пришло в голову вызывать хор спеть на бис Va, pensiero, как это было на гастролях римлян. Правда, и сам дирижёр довольно быстро повернулся к публике спиной и продолжил концерт.

И вот здесь наступил звёздный час группы деревянных духовых! И в увертюре к "Жанне д'Арк", и в увертюре к"Битве при Леньяно" есть изумительные моменты, когда солируют флейта, флейта-пикколо, гобой и кларнет. Флейтист стал моим фаворитом после этого вечера -:)) Его поддержали товарищи, продемонстрировав великолепный ансамбль с солистом-флейтистом. Хорошо звучал и гобой.

Группа струнных тоже порадовала - прозрачностью пианиссимо, очень нежным тремоло. Я у нас такого звучания не слышала.

Увертюра к "Сицилийской вечерне" и хор из "Макбета" большого впечатления на меня не произвели, хотя всё было сыграно и спето на очень приличном уровне.

Главной "приманкой" в этой программе лично для меня были духовные произведения Верди, коих я раньше в живом исполнении не слышала. За час до начала концерта из зала доносилось звучание хора - репетировали как раз Stabat Mater и Te Deum.

Ну, что сказать? Либо я слишком придирчива, либо всё-таки хор не совсем справился со своей задачей -:( Сопрано повизгивали на форте (та самая хористка так и прокашляла весь вечер), группа первых басов почему-то отставала от всех. Спели они всё-таки неплохо, но меня в восторг не привели.

После финальных аплодисментов и поклонов нам всё-таки спели один бис - пресловутых хор Va, pensiero (а что же ещё?) -:) По-моему, спели гораздо лучше, чем в первый раз.

Итак, после этих гастролей у меня возник вопрос: какой состав хора и оркестра к нам приехал? Подозреваю, что первый и единственный (это у нас есть второй оркестр - для балета).
Захотелось просто сходить в театр в Неаполе и послушать там рядовой оперный спектакль. Каков уровень театра сегодня? Наверное, на этот вопрос можно ответить, только прослушав несколько опер разных композиторов - например, Верди, Пуччини и Россини (или Доницетти). Я уж про французские, русские и немецкие оперы и не вспоминаю. Итальянский театр должен хорошо исполнять итальянские оперы прежде всего - вот моё мнение. "Паяцы" были исполнены хорошо, но не блестяще. Вообще-то, к нам привезли "постановку" а не "оперу". Не представляю, какова бы была реакция публики, если бы этих "Паяцев" дали в концертном исполнении. Наверное, не слишком восторженная...

И вообще - какова нынче иерархия итальянских оперных театров? И какое место в ней занимает "Сан-Карло"? Вот ещё один вопрос, на который хотелось бы знать ответ.

Пара фотографий с поклонов:


Санти поднимает группы музыкантов на индивидуальные поклоны



Дирижер и хормейстер совещаются: что петь на бис?


Tags: Санти, Театр Сан-Карло
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 54 comments