ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Аида" в Концертном зале Мариинки 11 июня 2011 г. - Шиманович, Семенчук, Амонов

Премьера "цирковой "Аиды" прошла при полном аншлаге. Конечно, билеты можно было купить с рук перед началом спектакля, но всё равно - полное отсутствие билетов на сайте театра (даже на самые неудобные места) - это большой успех для оперы. Публика в зале была самая разная... И очень большим сюрпризом для довольно большой её части было полное отсутствие субтитров. Сделать спектакль для широкой публики (а именно это заявлял Гергиев в интервью) и не подумать о тех, кто понятия не имеет о героях "Аиды" - это по меньшей мере странно...
А публика действительно была разная! Рядом со мной сидели "парочки" -:) Их поведение было на удивление похожим, и его можно описать примерно так: "Ой, как всё круто!"-"А что это они там делают?"-"Кто эти люди?"-"Ой, а этот марш я знаю!"-"А когда конец?"- "Вау! Как здорово крутится этот акробат!"-"Это что - антракт?" и т.п. На протяжении всей оперы эти зрители читали программку. Одна девица всё второе дейстие просидела, уткнувшись в мобильник, что не помешало ей горячо аплодировать после спектакля и даже кричать "Браво!" -:)

Итак, в этот вечер пели: Царь - В.Феляуэр, Амнерис - Е.Семенчук, Аида - Е.Шиманович, Радамес - А.Амонов, Амонасро- Э.Умеров, Рамфис - Ю.Воробьев, Жрица - И.Васильева, Гонец - М.Макаров. Акробат в "Колесе Сира" - Д.Менес. Дирижировал В.Гергиев.

Режиссёр спектакля Д.Ф.Паска, как известно, ставил спектакли Цирка "Дю Солей". Меломаны ломали головы и гадали, что же ожидает зрителя в этой "Аиде"? Предположения были самые разные, вплоть до цирковой арены, на которой и будет происходить действие спектакля. Всех уже давно не удивляет перенос действия классических опер в другие эпохи и даже галактики. Почему бы не поставить "Аиду" как цирковое представление? Царь Египта - директор цирка, Амнерис - его дочь, Радамес - молодой способный акробат... И т. п.

Но нас ожидало вполне традиционное зрелище. Правда, костюмы героев были действительно "из другого времени", но всё-таки тема Египта была обозначена. По рассылке театра я получила сообщение о премьере, и в этой рассылке очень любопытными оказались эскизы костюмов:

http://www.flickr.com/photos/mariinsky/sets/72157626772839853/detail/

Как ни странно, но именно костюмы понравились мне в этой постановке больше всего. Конечно, кое-что вызывает сомнение. И всё-таки белые наряды Амнерис, одно-единственное красное платье Аиды и белый костюм Радамеса смотрелись в этом спектакле хорошо. Мне понравился костюм Рамфиса - с огромным колпаком, конец которого загибался крючком. Костюм Царя Египта смахивал на ёлочную игрушку -:) Особенно нелепо смотрелся головной убор - какая-то клетка -:( Гонец прибыл на крыльях. Жаль, что мы не видели, как он прилетел!-:) Стража была одета в блестящие одежды с замысловатыми головными уборами.

Впрочем, в опере главное - пение. Постараюсь вкратце описать сие действо, а заодно рассказать о том, как пели в этот вечер наши артисты.

Итак, спектакль начался с ожидаемым двадцатиминутным опозданием. Перед зрителем простиралась квадратная площадка с какими-то фигурками, расставленными в виде незатейливого узора.

Как потом выяснилось (с помощью бинокля), это были фигурки "солдатиков". Вышел хор и расселся по бокам на специальным скамейки. Хор периодически вставал со скамеек, чтобы войти в действие; причём костюмы хор менял довольно часто. На этих же скамейках сидели и солисты, дожидаясь своего выхода.

После увертюры Семенчук-Амнерис подошла к крайней фигурке и толкнула её. По принципу домино все фигурки стали падать одна на другую (артистки миманса иногда им "помогали"). Во время романса Радамеса по помосту ползали статистки и собирали "солдатиков" в мешки, так что Радамесу пришлось петь под шелест реквизита-:(

Амнерис была "блондинко". Семенчук нынче имеет белые волосы, так что у меня сложилось об этой Амнерис вполне определённое мнение: избалованная дочка богатого и знатного папочки, у  которой есть всё, захотела замуж за начальника стражи. Свадебное платье уже давно было пошито у модного и дорогого кутюрье, и к этому платью надо было подобрать подходящего жениха.  Выбор пал на Радамеса -:)

Когда жених практически уплыл у неё из-под носа, она поняла, что не всё в этом мире можно купить... И в сцене судилища Амнерис металась аки тигрица, набрасываясь на Рамфиса и жрецов.

Аида, несмотря на статус рабыни (статус подчёркивался босыми ногами), была одета в довольно простое, но милое красное платье. На голове Шиманович была кудрявая причёска с пристёгнутой косой- даже не до пола, а ещё длиннее. Коса её стройнила, ибо Шиманович - девушка невысокая и плотная.

Амонов тоже не отличается стройностью, как известно. Его Радамес был монументален, и это сыграло ему на руку. Вообще, все персонажи постоянно ходили по помосту (очевидно, чтобы зрители смогли их рассмотреть со всех сторон). Над помостом был размещена конструкция из трубок, по которой бегали разноцветные лучи. В финальной сцене конструкция опустилась на пол, и таким образом обозначила могилу главных героев. Почему они пели финальный дуэт в движении - так и осталось для меня загадкой.

Режиссёр разделил спектакль на две части, и это было верным решением. Смены декораций практически не было, и арии переходили в ансамбли и хоры без всяких пауз. Так что спектакль уложился в три часа (с антрактом).

Эфиопских пленников изображал всё тот же хор и миманс. Артисты просто надели на головы какие-то коробки с нарисованными на них страшными рожами. У коробок были ручки, изображающие уши. Я всё никак не могла вспомнить, кого мне эти персонажи напоминают? И вдруг вспомнила: героев любимого мультфильма "Баранкин, будь человеком!" Есть там такие страшные оккупанты-муравьи - "мирмики" (я их на слух именно так и называю-:)) У них головы в виде параллелепипедов и уши в виде воронок-:) - прямо как у этих эфиопов. Один Амонасро выглядел прилично, и костюмчик у него был интересный (царь всё-таки).

Как бы ни пели в этот вечер певцы, но главным героем почти ожидаемо стал акробат в "Колесе Сира"-:)) Надо же было как-то обозначить сцену триумфа! Балет был полностью выкинут, и за хореографию в этом спектакле отвечал один человек. Он довольно эффектно встал в колесо и долго-долго вращался в нём под знаменитый марш. На поклонах ему досталась громовая овация-:))

А теперь - о пении. Больше всех мне понравилась Семенчук. Никогда не слышала её в "Аиде", и мои ожидания оправдались. Певица блестяще справилась с партией. Конечно, всегда можно к чему-то придраться, но мне не хочется-:) Мне не понравилась чересчур большая активность этой Амнерис, но тут уж претензии надо предъявлять к режиссёру.

Очень понравилась Шиманович! Давно не слышала Аиду, которая пела бы с таким пиано-:) Хотя Маркарова была тоже весьма неплоха. Единственная моя претензия к Шиманович - чересчур шумное дыхание.

Умеров восторга не вызвал, но и обедни не испортил. Феляуэр умудрился так заметно разойтись с хором в финале первого акта, что это было заметно даже тем, кто не имеет слуха -:(
Воробьев как-то не впечатлил.

Амонов в целом справился с партией (особенно - с дуэтами в последнем действии), но я всё-таки хотела бы слышать более интересное звучание в романсе. И вообще - это "не мой" певец.

Дирижер в этот вечер певцов не глушил. Может быть, потому, что яма в Концертном зала глубокая? Или просто акустика хорошая -:)

В общем, свои претензии к этой постановке я уже высказала. Без перевода для многих зрителей на сцене "непонятки", тем более что все места действия лишь теоретически обозначены. Судилище проходит в присутствии Амнерис, финальный дуэт Аиды и Радамеса - тоже. Амонасро подслушивает Радамеса и Аиду тоже прямо "тут же" -:) В сцене триумфа Царь и Амнерис восседают в бельэтаже (там частенько восседают персонажи опер, поставленных в Концертном зале) - и восседают на простых стульях, а не на троне (промашка, однако!).

Когда закончится серия премьер, акробат в колесе наверняка уедет из Петербурга. Кто-то его должен будет заменить. Что ж, цирковой режиссёр должен был продумать этот момент. Вообще-то, как мне кажется, такой трюк могут повторить и наши артисты цирка...

Пойду ли я ещё на эту "Аиду"? Пойду, если петь будут интересующие меня певцы.

Несколько фотографий из дальних рядов партера:


Финал первого действия (пиратская фотография): на дальнем плане Царь Египта-Феляуэр с клеткой на башке  короной на голове, на авансцене - Радамес-Амонов, Амонасро-Умеров, Аида-Шиманович, Васильева-Жрица. Позади них - эфиопы, снявшие с голов коробки-:)



Они же - крупнее



На финальных поклонах - Феляуэр, Воробьев, Семенчук, Амонов



Шиманович, Амонов, Умеров



Участники спектакля с постановщиками и худруком. Лысый в белом халате - тот самый акробат.  

Всеобщее ликование:

Tags: Амонов, Умеров, Шиманович
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments