ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Встреча с Дэвидом Холбергом в Театральном музее 11 апреля 2011 г.

Дэвид Холберг стал для меня настоящим открытием. Как говорится, «не думала, не гадала» -:)
Впервые в Театральный музей на встречу со зрителями пришёл иностранный танцовщик. Ведущей выступила Ю.Клочкова, переводил В.Дмитриев.

Дэвида Холберга на сцене я видела всего один раз – в гала прошлогоднего фестиваля, когда они с Д.Матвиенко танцевали дуэт из балета «Пруст. Перебои сердца». Издалека американский танцовщик казался высоким и широкоплечим. Вблизи он оказался высоким и худеньким :-). Пока зрители ждали, когда их запустят в зал, Дэвид и ведущие несколько раз прошли мимо, и балетоманы смогли хорошенько рассмотреть этого симпатичного танцовщика.

То, что Ю.Клочкова задавала вопросы на английском, оказалось очень кстати. Пока зрителям переводили то, что сказала ведущая, Холберг мог обдумать ответ. Отвечал он очень вдумчиво и не торопясь (что меня подкупило, надо сказать). Если вопрос следовал из зала, то Холберг, отвечая на него, смотрел в глаза тому, кто его задал.
Этот парень вообще оказался очень воспитанным. Сидел он, кстати, чисто «по-американски», положив одну ногу на колено другой -:) Ботинок был виден -:) Пожалуй, только такая не совсем привычная русскому человеку поза могла кого-то навести на мысль, что перед нами сидит человек, которому наплевать на приличия. Но, как известно, балетные при любом удобном случае стараются закинуть ноги куда-нибудь повыше-:)
Конечно, я не конспектировала-:) Заранее прошу прощения за неточности, если кто-то их обнаружит. Ну, и если меня дополнят – буду только благодарна.

Итак, родом Дэвид из американской глубинки, из штата Дакота. Как он сам выразился, танец – его призвание. До 13 лет он толком нигде не учился. Переехав с родителями в Феникс (это, кажется, штат Аризона), Дэвид поступил в балетную школу. Первой удачей Дэвида было то, что ему попался замечательный педагог. Вроде бы, все сроки вышли, и начинать учиться классическому балету было уже поздно. Но Холберг работал допоздна (как он выразился, до 10 часов вечера практически каждый день), и многого добился. В возрасте 16 лет он поехал в Париж, в школу Гранд Опера. Рассматривался вариант и с Вагановской академией, но рекламный ролик парижской школы впечатлил его больше-:)

Холберг отучился в Париже год. Друзей там не завёл. Чувствовал себя там неуютно, ощущал конкуренцию и, как ему казалось, неприязнь со стороны местных учеников. Вообще, как сказал Холберг, на не слишком тёплое отношение к нему повлияло то, что он – американец. Мне было очень странно слышать такое высказывание из уст этого симпатичного и улыбчивого молодого человека.

Главным достоинством Парижской школы он считает чистоту танца, особенно в работе стоп. «Главное - не количество, а качество». Золотые слова! Жаль, что наши танцовщики не придерживаются этой мудрости…

После Парижа Холберг вернулся в США. Ещё в возрасте шестнадцати лет (перед отъездом в Париж) он получил предложение из АБТ. Дэвид мечтал танцевать именно в этой труппе, так что всё складывалось как нельзя лучше. Три года оттанцевал в кордебалете, что считает совершенно правильным. Обрёл уверенность в себе, научился «работать с балериной» (его высказывание). В юности силёнок ещё маловато – тут уж не до поддержек-:)
Потом Холберг постепенно стал набирать репертуар. Нам показали адажио и вариацию из «Темы с вариациями» Баланчина на музыку Чайковского. Это была запись 2004 года, а значит, танцовщику на тот момент был 21 год. Что ж – впечатлил! И балерину держал не за подмышки, как большинство наших «мальчиков», а за предплечья (есть в самом начале адажио такие поддержки).

Холберг всегда мечтал танцевать именно классический репертуар. Вот, кстати, ещё одно высказывание, которое меня несказанно удивило. Почему-то у нашей публики часто срабатывает стереотип (я – не исключение): раз американец – значит, любит танцевать модерн -:) Возможно, я и не права.
«Быть принцем на сцене нелегко» - ещё одно высказывание Холберга. От принца все ждут манер, осанки (не говоря уж о чистоте танца). Нельзя в ролях классических принцев суетиться. «Даже если ты стоишь, то поза должна говорить о том, что ты –принц».

Над партией Дезире в «Спящей красавице» Холберг неделю работал с Ю.Фатеевым. В прошлом году он станцевал этот балет с Алиной Сомовой. Как сказал сам танцовщик, эта неделя дала ему очень многое, и роль Дезире для него кардинально изменилась. Нам показали адажио и вариацию Дезире, и увиденное меня тоже очень впечатлило. Вообще, о Фатееве как о репетиторе Холберг отзывался в восторженных тонах. «То, что я сегодня – здесь, на семьдесят процентов заслуга Фатеева как репетитора».

Теперь они с Фатеевым работают над «Лебединым озером». На фестивале партнёршей Дэвида будет Е.Кондаурова.– «Екатерина - произведение искусства» - это его слова -:) Кстати, на летних гастролях Мариинки в Лондоне Холберг станцует два «Лебединых» (с Кондауровой и с Терёшкиной) и «Шотландскую симфонию» с Ширинкиной.

Холбергу задавали разные вопросы. В частности, о проекте «Короли танца».
- Кто определяет репертуар? - Данилян.
- В каких городах России вы побывали с этим проектом? – Помимо Москвы и Петербурга, где любят и понимают балет, ещё в Уфе, Челябинске, Новосибирске, Одессе, Таллинне (простим Дэвиду некоторые неточности; ведь и для нас до недавнего времени Одесса и Таллин были «своими»). Дэвид, кстати, очень тепло отзывался о публике «небалетных» городов. В Уфе зрители поднимались на сцену, чтобы подарить участникам проекта цветы. Две женщины плакали (что его просто поразило). «У русских балет – в крови!» - такую фразу Дэвид повторил несколько раз. Конечно, он и о петербургской публике отозвался очень хорошо – как о много видевшей и понимающей.
При переезде из Уфы в Челябинск на поезде Дэвид прошёлся по составу из конца в конец. «Там были вагоны наверное, пятого класса, в которых сидели шахтёры» (очевидно, имелись в виду общие вагоны). "Увиденное меня поразило. Но я считаю, что то, что я увидел, расширило мой жизненный опыт ».

Очень любопытно было услышать из уст Холберга, кто из артистов балета (нынешних или уже закончивших танцевать) ему интересен, кого он считает выдающимися исполнителями. Дэвид не стал называть мастеров прошлого. Он вспомнил Наташу Осипову, с которой станцевал «Ромео и Джульетту» Макмиллана (это был дебют Осиповой в АБТ), и Диану Вишнёву, с которой станцевал «Лебединое озеро».
« Это были два спектакля, в которых у меня разрывалось сердце» - примерно так выразился танцовщик.
Очень тепло отзывался он об Осиповой (нам показали запись сцены у балкона) – её энергетика зажгла в нём ответный огонь. «После этого спектакля я неделю ходил опустошённый».
Лучшим танцовщиком мира на сегодняшний день Холберг считает Сарафанова. «То, что он делает, мне не сделать никогда!».

На вопрос об отношениях с премией «Бенуа де ля данс» Холберг ответил, что номинировался трижды, и ни разу ничего не получил. «И не получу. Потому что я - американец! Почему-то считается, что американцы плохо танцуют классику».

Холберг изучает историю русского искусства (ещё один факт, который меня поразил). В настоящее время он читает книгу Сюзанны Масси "Земля Жар-птицы".

В общем, после встречи с Дэвидом Холбергом очень захотелось сходить на его «Лебединое озеро», в котором его партнёршей будет «произведение искусства Екатерина Кондаурова». Билет есть. Надеюсь, замены не будет-:)
В зале было темновато. Выкладываю три наиболее удачные фотографии. Сразу скажу, что в жизни Дэвид гораздо симпатичнее-:)  






По традиции, Дэвид подарил музею свои балетные туфли с автографами. В этих туфлях он станцевал "Тему с вариациями" в Москве.  

Tags: Театральный музей, Холберг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 81 comments