ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Кармен" Ж.Бизе в Баварской опере 2 февраля 2011 г. - А.Рахвелишвили, Й.Кауфманн

Три вечера в Баварской опере.

Вечер второй
– “Кармен” Ж.Бизе 2 февраля 2011 г.

Не скрою – поездку в Мюнхен я затеяла именно из-за этого спектакля. Очень хотелось послушать Кауфманна именно в «Кармен», и хотелось послушать его именно тогда, когда он «в силе», а не тогда, когда всё лучшее – позади -))



Билет на этот спектакль, как и на «Лоэнгрина», я покупала через интернет. Галёрка меня не страшила; судя по цене (12,5 и 16,5 евро), места эти были не самые престижные.
Но каково же было моё удивление, когда в кассе театра вместо моих двух бумажек мне выдали два билета, на которых было написано: «Stehplatz»! То есть – «стоячее место» -:( На сайте театра такой ремарки не было. То-то я удивилась, когда на плане увидела два первых ряда на галёрке! Один – сидячий, второй – стоячий… Может быть, «стоячесть» места как-то и обозначена, но я такую подробность не уловила.

Придя в театр на балет Форсайта, в перерыве я пошла проверить, каковы мои перспективы на следующий вечер. Капельдинерша показала мне моё стоячее место – увы, не самое удобное –:( Сцена была видна не полностью, что меня совершенно не устраивало.

В день спектакля я всё-таки заглянула в кассу. Перед вылетом в Мюнхен проверяла обстановку на сайте театра. Все представления «Кармен» с Кауфманом были «Ausverkauft» - распроданы. Но, как вы понимаете, театр – это театр. Если уж в родную Мариинку в самые её «дефицитные» годы я попадала в практически безнадёжных случаях, то почему бы не попробовать купить билет в Баварскую оперу, даже если всё «аusverkauft»? В итоге в кассе мне предложили всего один билет, но какой – 3 ряд партера, крайнее правое место! Когда билетёрша увидела на моём лице тень сомнения, она горячо стала уговаривать меня купить этот единственный билет, повторяя, что всё «аusverkauft» -:) Знала бы она, в чём была причина моих колебаний – в цене! 142 евро – это не шутки -)) Заначка у меня была (на всякий случай – мало ли что?), и я решила её потратить… О чем ни разу не пожалела.

Перед началом спектакля я довольно легко продала с рук свой дешёвый билет какой-то молоденькой девочке. Кстати, были и другие желающие продать лишние билеты; были и желающие купить. Продавцы и покупатели находили друг друга, в основном ориентируясь на цену билета.

Итак, вот состав на эту «Кармен»:
Musikalische Leitung Dan Ettinger
Nach einer Produktion von Lina Wertmüller
Bühne und Kostüme Enrico Job
Licht Franco Marri
Chöre Sören Eckhoff
Kinderchor Kinderchor der Bayerischen Staatsoper

Zuniga Steven Humes
Moralès Nikolay Borchev
Don José Jonas Kaufmann
Escamillo Kyle Ketelsen
Dancairo Dominik Köninger
Remendado Kevin Conners
Frasquita Eri Nakamura
Mercédès Julia Faylenbogen
Carmen Anita Rachvelishvili
Micaela Aga Mikolaj
Перед началом спектакля в воздухе носилось «Kaufmann, Kaufmann!» -:) Публика постоянно произносила именно это имя. Про Кармен никто не вспоминал -:) В киоске продавались фотографии Кауфманна, Миколаи (с ремаркой «сегодня – Микаэла»). Кажется, фотографии Рахвелишвили тоже продавались. Все видео- и аудиозаписи Кауфманна тоже имелись в наличии. И книга в киоске тоже имелась.  В общем, театр зарабатывает на своём теноре по полной программе.

Постановка эта оказалась вполне традиционной. Посредине сцены был сооружён бугор, по которому довольно бойко ходили солисты и хор в первом акте. Во втором на этом бугре были раскиданы цыганские шатры, в третьем - скалы. В четвертом акте где-то на заднем плане виднелась арена. Костюмы тоже были вполне традиционны.

Публика ни одного из артистов не встретила аплодисментами. Даже Кауфманна -:) Наверное, так у них не принято – аплодировать при выходе артиста)) Зато после арий и дуэтов аплодисменты были горячими.

Итак, каковы же были мои впечатления?

Оркестр и хор были очень хороши! Dan Ettinger – израильский дирижёр – обращался с партитурой бережно. Оркестр повиновался ему; хор всё-таки пару раз разошёлся с оркестром весьма заметно. В общем, я прослушала эту оперу как будто бы заново. Особенно свежо звучали, казалось бы, «заезженные» антракты к действиям и увертюра.

Мерседес и Фраскита - Julia Fayenborgen и Eri Nakamura – пели очень прилично, особенно Мерседес. Вообще, все исполнители сольных партий хорошо играли и непринуждённо держались на сцене. После квинтета в кабачке, например, публика устроила всем исполнителям довольно приличную овацию. Я не припомню, чтобы Данкайро и Ремендадо в нашем театре доставались такие аплодисменты -:)

Наш соотечественник Николай Борщёв, певший Моралеса, показался мне очень интересным певцом. Никогда про такого не слышала. В программке написано, что он учился в Московской консерватории, а потом продолжил обучение в Берлине.

Микаэла – Aga Mikolaj – была главной героиней спектакля (судя по тем овациям, которые ей достались после арии и на финальных поклонах). Польская певица действительно была очень хороша! Не обладая модельной внешностью, она всё-таки очень хорошо смотрелась на сцене. Пела, как раньше говорили, «задушевно». Лично я увидела не бойкую крестьянку, а скромную девушку, влюблённую в своего Хозе и готовую для него на всё. Чудесно пропела она и дуэт с Хозе в первом действии, и арию в горах. Как я уже написала, после арии Миколаи получила настоящую овацию и многочисленные «брава!»

Самые большие претензии были у меня, однако, к Рахвелишвили – как к актрисе–:( Не знаю почему, но публика аплодировала ей очень вежливо, но без восторга. Пела Рахвелишвили, кстати, замечательно. У неё очень мощный, глубокий голос, ровный во всех регистрах. И что мне особенно понравилось – певица не пыталась форсировать звук. Она была в пении очень естественна, чего нельзя сказать о сценическом поведении.

Я видела запись «Кармен» из Ла Скалы, где они с Кауфманном пели главные партии. Постановка мне не нравится, но сейчас речь не об этом. В этой записи Кармен Рахвелишвили кажется какой-то деревянной, что ли… Вроде бы девица молодая, довольно стройная, а не верится, что такая Кармен могла свести с ума не один десяток мужчин.

И вот – тот же партнёр, но совсем другая постановка. Возможно, Рахвелишвили просто обрела уверенность в себе; возможно, режиссура кажется ей более приемлемой, но в спектакле баварской оперы я увидела совсем другую героиню. Эта Кармен была тяжеловесна и даже груба. И ноги её показались мне некрасивыми (с третьего ряда партера все подробности внешности персонажей видны очень хорошо). Кармен несколько раз задирала юбку, показывая ноги до колен и чуть-чуть выше. Она садилась на стул «верхом», и в этой позе было мало изящества. Наконец, походка этой Кармен была грузной. И танцевала она в кабачке как-то неуклюже… Не знаю – особенности ли это режиссуры, или просто Рахвелишвили не удалось создать более привычный для публики образ Кармен. Впрочем, у каждого свои ассоциации с этим образом.

Кстати, я смотрела на певицу и думала: «Неужели ей 25 лет? Не может быть! Выглядит она старше». Хотя, возможно, ей чуть-чуть больше (что не отменяет моего удивления).

Как я уже написала, публика принимала эту Кармен хорошо, но без восторга. Первое «Браво!» раздалось уже на финальных поклонах, когда они с Кауфманном вышли кланяться вдвоём.

Этой Кармен достались два довольно субтильных партнёра. Баритон Kyle Ketelsen (американец) был изящен и довольно симпатичен внешне. Они с Хозе Кауфманна находились в одной весовой категории -)) На фоне кавалеров Кармен Рахвелишвили выглядела солидней, чем была на самом деле.

Пел Кетелсен очень прилично. Мне понравились куплеты, да и все сцены с его участием прошли живенько. Хороший певец, хороший артист – чего ещё желать? Может быть, бОльшей солидности? Не знаю… Этот тореро, похоже, совсем недавно стал кумиром толпы, и ещё не утратил юношеской непосредственности.

На фоне своих партнёров Кауфманн всё-таки выглядел главным персонажем оперы. Это была опера про Хозе. Если честно, я поленилась искать историю создания этой конкретной постановки. На кого её ставили? Надо бы проверить…

Хозе в этом спектакле – простой крестьянский парень, без особенных запросов. Мундир сидит на нём не слишком корректно (Кауфманн на протяжении всех мизансцен, в которых он носил мундир, постоянно его одёргивал). Микаэла – его самый близкий друг. После дуэта с Микаэлой в зале раздалось первое «Браво!», и вполне заслуженно (хабанере публика просто вежливо поаплодировала).

Когда Кармен всё-таки соблазняет его и бежит из-под стражи, Хозе выглядит потерянным. Сцена в кабачке прошла вполне традиционно. Кармен уже начала стягивать с Хозе мундир, как вдруг раздались первые звуки трубы. Хозе метался по комнате и не знал, что ему делать… Чувство долга в нём было сильно развито-:) В ответ на упрёки Кармен (здесь Рахвелишвили была, увы, очень неубедительна) ария с цветком прозвучала как прощание с прежней жизнью. Кауфманн спел её без какой-то особенной аффектации, с диминуэндо на финальной фразе. Как часто Хозе именно в финале арии дерут горло! Впрочем, дело ведь не в силе звука, а в выразительности пения. Кауфманн спел арию осмысленно и очень проникновенно. И заработал первую настоящую овацию зала.

Понравился мне один момент: войдя в кабачок, Хозе незаметно и очень быстро перекрестился – мол, «не дрейфь, Хозе!»

Интересным был у Кауфманна и финал оперы. Я ожидала увидеть потерявшего цивильный вид полубезумного дезертира, а на сцену вышел прилично одетый молодой человек – в костюме-«тройке», с нормальной причёской. Разве что фирменная небритость Кауфмана придала этому образу некоторую небрежность. И первую половину дуэта с Кармен Хозе был вполне нормален. Он пытался объясниться с ней, не повышая голоса. И лишь в самом конце, когда Хозе понял, что ему предпочли другого, он потерял голову и… ну, вы сами знаете, что происходит в финале этой оперы -)) Кстати, удар ножом он нанёс довольно расчётливо. В общем, конец спектакля Кауфманн провёл уже на пределе своих вокальных возможностей, как мне показалось. Голос заполнил собой весь зал, и занавес пошёл уже под громовую овацию.

На поклонах все исполнители выглядели очень довольными. Как я уже написала, очень хорошо аплодировали Микаэле и Хозе, и Кармен с Эскамильо тоже получили свои аплодисменты. Публика вызывала артистов неоднократно. В самом конце Кауфманн и Рахвелишвили вышли вдвоем и демонстративно обнялись -))

После такого чудесного спектакля я решила сходить на его продолжение – и поспешила к артистическому выходу. Надо сказать, что, несмотря на запрет фотосъемки, мне удалось щёлкнуть поклоны (после чего мне погрозила пальчиком мощная капельдинерша). В первом ряду партера, однако, сидела японка с миниатюрным фотоаппаратом. Японка беззастенчиво щёлкала исполнителей, но её не засекли. Я было решила, что она – родственница или знакомая Накамуры, певшей Фраскиту. Может быть, оно так и было, но пришла она в театр явно не из-за соотечественницы. Эта дама оказалась очень шустрой, и у артистического выхода она была снова в первом ряду -))

Сначала вышла Кармен. Я увидела молодую холёную женщину. На сцене она казалась старше. Обычно бывает наоборот… Рахвелишвили окружили любители автографов, и она честно стала подписывать многочисленные свои фотографии. Я подсунула ей программку и тоже получила автограф.

Кауфманн вышел после Рахвелишвили. В отличие от «проходной» Венской оперы, на артистическом выходе Баварской оперы нет ни столика, ни «предбанника». Публика стоит по бокам прохода, и артисты протискиваются сквозь любителей автографов. Кауфманна зажали в тиски. Шустрая японка и здесь была первой (молодец!). Она пристала к Кауфманну с какими-то вопросами (говорили они по-английски), и он честно на них отвечал. Я улучила момент, когда японка, наконец, отпустила его, и тоже дала ему подписать фотографию, купленную в театральном киоске. Потом попыталась пощёлкать певца со стороны. Вышло не очень удачно, но уж как вышло – так вышло.

И последнее. Вблизи Кауфманн показался чисто выбритым. А на фотографиях щетина видна -)) Чудеса, да и только!


Зал Баварской оперы

На поклонах - Кетелсен, Миколаи, Кауфманн, Рахвелишвили


Рахвелишвили среди любителей автографов




Кауфманн среди своей благодарной публики
Tags: Кармен, Кетельсен, Миколаи, Рахвелишвили
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments