ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Балеты Прельжокажа 3 декабря 2010 г. - "Свадебка", "Кентавры", "Весна священная"


Долго размышляла – ходить или не ходить на этот вечер балета. К Прельжокажу отношусь нейтрально, то есть – никак. Кое-что видела в записях, да ещё несколько лет назад его «Ромео и Джульетту» к нам в Петербург привозила какая-то молодёжная труппа с международным составом, и я сходила на этот балет. Наконец, в Париже в начале 2000-х я видела кое-какие его работы. Мне кажется, что этому балетмейстеру лучше удаются миниатюры.
К Стравинскому я тоже отношусь нейтрально. А вот его «Весну священную» очень люблю! Эта музыка меня завораживает… В итоге «Весна» и стала причиной того, что я пошла в театр.

Спектакль давала труппа Национального хореографического центра в Экс-ан-Провансе.

Зал был заполнен. На сайте театра за несколько часов до начала этого вечера балета в свободной продаже оставалось всего несколько билетов. К окошку администратора выстроилась внушительная очередь. А после спектакля в очереди в гардероб я слышала, как люди возмущались -:)

Итак, нам показали три балета: «Свадебку» И.Стравинского (35 минут), «Кентавры» Д.Лигети (13 минут) и «Весну священную» И.Стравинского (40 минут). Перед «Весной был антракт. Все балеты шли под фонограмму.

«Свадебку» и «Весну» регулярно ставят. Мне кажется, если балетмейстер берётся за эти партитуры, то он хочет сказать что-то новое -:) Или, по крайней мере, думает, что скажет что-то новое.
«Свадебка» поставлена в 1989 году, «Кентавров» Прельжокаж сочинил в 1998 году (это обновленная версия 1992 года), а «Весна священная» появилась на свет в 2001 году.

Итак, в «Свадебке» танцевали пять пар. В качестве реквизита были использованы пять лавок и пять мягких манекенов-кукол, изображавших невест в белых платьях. Как известно, в «Свадебке» есть вокальные партии. Если бы не отдельные слова, то я решила бы, что певцы пели не на русском языке, а на каком-то неопознанном мною –((
Мне понравились костюмы исполнителей. Платья у женщин отличались цветом и покроем (обтягивающий лиф и пышная короткая юбка), мужчины были одеты в черные брюки, белые рубашки и галстуки.

На протяжении всего балета мир женщин боролся с миром мужчин. Люди выясняли отношения весьма неприглядным образом… Если честно, то это было довольно скучно. Однообразные движения, однако, исполнялись параллельно. Артисты работали с большой самоотдачей. Самый впечатляющий «трюк» - девушка вскакивает на лавку и «как бы внезапно» прыгает, оттолкнувшись от лавки двумя ногами. Партнёр, «как бы не готовый» к такому, внезапно подставляет руки и ловит её. Потом оба кубарем падают на пол и катятся на рампу.
 
Почему Прельжокажу понадобилась музыка именно «Свадебки», а не какого-то другого произведения, лично для меня осталось загадкой. Да, в антураже фигурировали свадебные платья; но певцы пели «о матушке», «о батюшке»… А нам просто показывали два враждебных мира – мужчин и женщин.

Публика поаплодировала исполнителям довольно вежливо, но без энтузиазма.

После небольшой паузы пошли «Кентавры». На сцене в круге света крест-накрест лежали две мужские фигуры (исполнители – Ф.Клементе и Ж.Тибо). Почему-то мне показалось, что у них на двоих гораздо больше конечностей, чем восемь -:) И ещё мне показалось, что исполнители одеты в комбинезоны, имитирующие шкуры. Головы их, кстати, были одеты в «лысые» парики.

Два кентавра поначалу присматривались, а потом, вроде бы, заинтересовались друг другом. Сюжета я и здесь не уловила -:( Но смотреть на этих танцовщиков мне было очень интересно! Мне понравилось, как они ставили ноги. Как кони -))

Когда оба скрылись в кулисе, раздалось первое в этот вечер «Браво!». Артисты вышли на поклоны. Дали общий свет, и я увидела, что они одеты в элементарные трусы типа «семейные», только облегающие. В общем, освещение сделало своё дело, сымитировав «шкуры».

«Весна священная» началась почти шокирующее. На сцене находились шесть женщин и шесть мужчин. Женщины по одной выходили к рампе и стягивали с себя условные трусы (они были белого цвета; но, естественно, под этими «условными трусами» находились другие – чёрные, под цвет юбок). После третьего-четвёртого «стягивания» в зале раздался смех -) Всё это происходило в полной тишине. Музыка зазвучала чуть позже.

Опять нам показали антагонизм полов. Каждый мужчина искал и находил себе пару. Женщины не всегда были «за», и как могли отбивались –(( Потом нам показали шесть половых актов – будничных, примитивных –(( С женщин постепенно стягивали одежду, и к концу спектакля они остались без блузок. Где-то в середине спектакля мне стало скучно -:( 

Одной героине не повезло. Её почему-то вытолкнули на середину некоего разбираемого подиума (который играл роль шести лежанок в том числе) и раздели догола. Меня это раздевание совершенно не смутило (как оказалось, после спектакля многие только об этой «обнажёнке» и говорили). Когда из всего получасового действа вытекает именно такая концовка, то всё кажется органично. Меня смутило другое: почему женщины ополчились на эту героиню? Может быть, только потому, чтобы не оказаться на её месте? Ведь девушку не просто раздели. Её стали швырять с рук на руки, как тряпичную куклу…

После этого балета были очень хорошие аплодисменты. Артисты танцевали замечательно, с колоссальной самоотдачей.

И всё же… Ни один из этих балетов меня не тронул. Я просто смотрела – и всё. Отметила работу артистов, осветителей, художников.
Но я, вообще-то, хожу «в балет» совсем за другим…

Снимки не получились – очень света мало было.
Два снимка с поклонов «Весны священной» всё же выложу.

В центре - Прельжокаж (?) и солистка (в голубой рубашке). Её никак не выделили в программке, к сожалению.

Она же. Корзину поднесли всей труппе. Прельжокажу (если это был он, а не постановщик его балетов Дани Левек) вручили персональный букет.


Tags: Весна священная, Кентавры, Национальный хореографический центр в Эк, Прельжокаж, Свадебка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments