ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

О, сколько нам открытий чудных....

Сколько лет хожу в оперу - и столько же лет не перестаю удивляться тем открытиям, которые делаю -:))

Предупреждаю: профессионалам некоторые мои "открытия" будут просто смешны -:)
Моё знакомство с оперой в, так сказать, натуральном виде произошло в 70-е годы, когда я, будучи ещё школьницей 7-го класса, попала в Малый оперный (ныне Михайловский) театр на "Севильского цирюльника" Россини. Опера мне очень понравилась. Пели, естественно, на русском языке; арии Розины и Фигаро я неоднократно слышала в трансляциях по радио и телевидению, и с удовольствием прослушала их уже в настоящем спектакле. Меня, помнится, удивило тогда одно обстоятельство: если главный герой - Фигаро, то почему он устраивает не свою личную жизнь, а помогает влюблённым Альмавиве и Розине? (про оперу "Свадьба Фигаро" я тогда ещё не знала). И вообще - почему влюблённый Альмавива так мало поёт?

Повзрослев, я регулярно стала ходить в Малый оперный и Мариинский театры, и прослушала "Севильского цирюльника" ещё несколько раз. И всякий раз удивлялась тому, что Альмавиву пели не ведущие тенора, а "совсем наоборот" -:(( Название оперы не вызывало у меня никаких сомнений! Конечно, главным героем оперы является Фигаро - а кто же ещё? Ну, может быть, ещё Розина...

Прошли годы. Виниловые пластинки сменили CD – диски. У меломанов появилась возможность слушать любимых певцов и смотреть оперы с их участием на кассетах и DVD… Интернет стал просвещать любителей оперы с пугающей быстротой-))

И началось! -:))

Ой, а оказывается:
1. У «Севильского цирюльника» есть другое название – «Альмавива, или Тщетная предосторожность», и это – не спроста-))
2. Розину, вообще-то, должно петь колоратурное меццо-сопрано! (когда Людмила Нам в Большом театре спела Розину, то все вдруг об этом вспомнили);
3. Партия Альмавивы настолько сложна, что её на протяжении всего двадцатого века кромсали кто как мог. В финале оперы Альмавива поёт сложнейшую арию, которую в Советском Союзе никто не исполнял –((
4. Оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинка не писал. Её Кавос написал. Михаил Иванович написал «Жизнь за царя», и текст либретто этой оперы значительно отличается от привычного советскому слушателю текста С.Городецкого. Какого чёрта поляки ищут под Костромой? Минина? –((
5. Партия Собинина, оказывается, тоже сложна до невозможности !) (см. п. 3 – ну прямо один в один; разве что арию Собинина некоторые советские тенора пели без купюр; хотелось бы только уточнить - кто конкретно). То-то я, сидючи в Мариинке, всё удивлялась: почему у тенора так мало работы? У всех есть арии – и у Сусанина, и у Антониды, и у Вани. Один Собинин какой-то «неполноценный» -((

Прослушала на досуге студийную запись «Жизни за царя», сделанную в Софии в 1991 году. Дирижировал Э.Чакыров (царствие ему небесное!). Замечательный «россиниевский тенор» Крис Меррит - Собинин блестяще поёт арию «Братцы, в метель», которую мне пока так и не довелось услышать «живьем» (на опус Чернякова в Маринку я так и не собралась, а в старой версии эту арию купировали). Прекрасно пел эту арию и Николай Гедда. Хорошо, что хотя бы в записях меломаны могут прослушать то, что должно звучать со сцены… В единственной имеющейся у меня видеозаписи этой оперы из Большого театра партию Собинина поёт Ломоносов – увы, ему далеко до идеала…


Когда-то в Кировском театре шёл «Трубадур» Верди. Очень я эту оперу люблю, и ходила на неё регулярно, пока «Трубадура» не сняли. Только недавно узнала, что знаменитое «верхнее до» в финале стретты Манрико – вставное. Сам Верди никакого «до» для Манрико здесь не придумывал. Просто тенорам захотелось покрасоваться -)) И появилась традиция – завершать стретту на такой высокой ноте.

В общем, чем дальше, тем всё чудесатее и чудесатее)))

А доводилось ли вам совершать подобные «открытия» в области оперы? Может быть, поделитесь?
Tags: опрос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 53 comments