ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Концерт Ф.Жарусски в Капелле 30.09.2010 г.

Ну, что сказать? Вчера я услышала ангела -:) Впервые в жизни.
На этот концерт собралась в последний момент. Билеты в кассе Капеллы стремительно исчезли(( Некоторые москвичи, судя по публикациям в инете, после московского концерта решили прокатиться и к нам, в Петербург.

На сайте Капеллы программы концерта не было вообще (( Можно было прочитать следующее:
«Филипп Ярусски (контратенор, Франция)
Солисты Екатерины Великой худ. рук. Андрей Решетин
Благодарим госпожу Елену Хайнц, сделавшую этот концерт возможным».

Спасибо, конечно, хотя бы за такую информацию. Но как-то всё это несолидно выглядело, честное слово! Программок тоже не было. В таких случаях когда-то было принято вывешивать большую афишу в фойе, чтобы все желающие могли хотя бы переписать себе фамилии композиторов и названия произведений. Но этого тоже никто не сделал (( Скрипач ансамбля «Солисты Екатериной Великой» объявлял номера как мог. Но голос у него не поставленный, и иногда его слова просто не долетали до балкона, на котором я сидела.

Мероприятие снимали на камеру. Спина оператора маячила передо мной и делала перспективу концерта туманной (( Камеру поставили у бортика балкона, и парень деловито «примерялся» к сцене. Пришлось пересесть на свободное место (хорошо, что оно было!», чтобы не лицезреть эту спину вместо Ярусски.

Концерту предшествовала церемония закрытия фестиваля «Earlymusic» - с благодарностями спонсорам, с речами министра культуры Франции (или его зама - я так и не поняла) и нового консула Франции в Петербурге – дамы средних лет. Когда она вышла на сцену, то сразу же дала понять всем присутствующим, что пришла в Капеллу слушать музыку, а не речи. Зал её поддержал -)) После этого церемония бодренько «свернулась».

Ансамбль «для разогрева» сыграл что-то из Вивальди. Три скрипки, виолончель, клавесин и контрабас поначалу вызывали странные ощущения. Вроде бы всё так, но в то же время и нет(( Потом я сообразила, что инструменты времён Екатерины и должны звучать не так, как современные. На струнных должны быть натуральные жилы. В итоге я довольно скоро поняла, почему скрипка «скрипит». Очень точное название этого инструмента – «скрипка»! -))

Потом на сцену вышел Ярусски и запел «Nisi Dominus» Вивальди. Я полный профан в музыке барокко, поэтому честно признаюсь: все сведения о программе концерта взяты из интернета, с различных форумов.

Первое впечатление от певца было очень хорошим, но всё же большого восхищения его пение не вызвало. Да, голос необычный. Да, парень симпатичный -)) Конратеноры никогда не вызывали у меня какого-то особого восторга. Правда, опять-таки должна признаться: ни одного большого концерта ни одного контратенора вживую я не слышала. А записи – они и есть записи… При прослушивании контратенора у меня всегда возникает ощущение того, что всё это пение – весьма искусственное. То ли слишком низкое контральто, то ли какой-то «недоделанный» тенор. ИМХО.

Колоратурную часть «из Вивальди» Ярусски спел, как мне кажется, не слишком впечатляюще (не кидайтесь в меня помидорами!). Когда колоратурит тенор или меццо – то тогда я испытываю восторг (если они это делают мастерски, разумеется). У Ярусски, как мне показалось, слишком неровно всё звучало. Возможно, само произведение сложно для исполнения. Возможно, особая акустика зала его настораживала (у меня было ощущение, что иногда я слышала даже эхо).

Впрочем, всё равно Ярусски звучал здОрово. Под конец первого отделения он освоился окончательно, и пел уже гораздо раскованнее. Публика наградила его бурной овацией.

В начале второго отделения прозвучали две арии из «Юлия Цезаря в Египте» Генделя:
«L'angue offeso mai riposa» и «Cara speme». Правда, до этого ансамбль сыграл сонату композитора времен Анны Иоанновны (фамилию я не запомнила), посвященную ей же. Кстати, эта музыка мне понравилась, как и исполнение.
Арии из «Цезаря» Ярусски спел замечательно! Первая – в быстром темпе, с колоратурами. Вторая – очень спокойная. Именно тогда, когда он запел вторую арию, я вдруг поняла, что существует какой-то особый голос: не мужской, не женский, не исковерканный женский, не «недоделанный» мужской. Как известно, у ангелов пола нет -:) Наверное, ангелы и поют такими голосами, каким пел Ярусски.

Музыку Генделя я слышала и раньше. Есть у меня запись «Юлия Цезаря в Египте» 1955 года, в которой партии кастратов были транспонированы для тенора, баритона, баса, меццо… Точно не знаю, кто кого заменил. Да это и не так уж и важно…

А вот следующий номер меня просто потряс. Ярусски спел арию из «Полифемо» Порпоры. «Полифемо» - то ли оратория, то ли опера (надо проверить! -))
Боже ты мой! Это было так прекрасно, что публика просто замерла, а потом разразилась овацией.

После бурных оваций и многочисленных вызовов певец исполнил бисы – произведения Порпоры, Генделя и Вивальди. На бисы соглашался охотно, понимая, что публика действительно жаждет слышать его ещё и ещё. И бисы в итоге получились ещё ярче, чем основная программа. Певец продемонстрировал владение деминуэндо. Голос его, поначалу тихий, очень медленно и спокойно достигал максимального звучания, а потом так же медленно и спокойно затихал.

По моему скромному мнению, именно такие нежные, «молитвенные» арии удались ему в бОльшей степени, чем бравурные. Меня поразила ровность звучания голоса, который я для себя назвала «ангельский».

Никогда не думала, что после концерта контратенора я выйду из зала в таком состоянии души…

Tags: Жарусски, Капелла, Солисты Екатерины Великой
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments