ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Балет Кировского театра 1970-х -80-х годов. Валентина Ганибалова

Несколько месяцев тому назад на сайте любителей Мариинского театра вспомнили Валентину Ганибалову. Уж так получается, что эта балерина, вольно или невольно, но напоминает о себе. По телевизору показывают «Синюю птицу», в которой она сыграла Воду, и довольно часто – «Летучую мышь», в которой она дублировала персонаж Максаковой – Розалинду (как раз в костюме Летучей мыши).

Странное дело! Уже прошло столько лет с тех пор, как я видела эту балерину на сцене, а вспоминаю её до сих пор. Уж очень она отличалась от выпускниц Вагановского училища.

Природа наделила её экзотической, яркой красотой, которую она иногда очень удачно «дарила» своим персонажам… К тому же у неё всегда были замысловатые причёски – чёрные волосы укладывались в причудливые валики, «кички», переплетались с лентами, цветами.. Помню роскошную причёску Одетты-Одиллии – с вплетённым гребнем-короной золотого цвета.

Я не видела ни одного спектакля с участием Ганибаловой, который удовлетворил бы меня полностью. Всегда что-то мешало… Иногда она казалась слишком вульгарной (как в «Дон Кихоте» с молоденьким Рузиматовым), иногда просто не очень выученной (как во фрагменте «Па де катр», где она танцевала Тальони).

Конечно, я застала Ганибалову уже в последние годы её пребывания на сцене. Но таких претензий, какие у меня возникали к ней,  я не предъявляла к Колпаковой, Комлевой, Кургапкиной, Евтеевой, Ефремовой, Сизовой – балеринам, чей возраст был сопоставим с возрастом Ганибаловой и даже превышал его.

И что-то всё-таки в ней было! Какой-то вызов, что ли… Балерина словно пыталась всем доказать, что она может танцевать классический репертуар. В современной хореографии она выходила на сцены различных Домов культуры в сборных концертах. Единственное «Лебединое озеро» с её участием я видела на сцене ДК «Выборгский» в пору белых ночей, когда для иностранцев, приехавших посмотреть Ленинград, специально давали многочисленные «Озёра», в которых выходили артисты разных трупп города, объединившиеся на месяц-другой для «чёса». Маленькая сцена была «на руку» уже мало что могущей показать балерине. Ни о каких фуэте тогда уже не было и  речи; круг тур-шене, сделанный в хорошем темпе, дал повод немногочисленным преданным поклонникам Ганибаловой покричать «браво!» и поаплодировать вволю.

Восточная внешность Валентины (Вазиры) Ганибаловой привлекала зрителя, особенно неискушённого. Балерина всегда тщательно причёсывалась, благо волосы у неё были красивые; в костюмах ей часто изменял вкус… Особенно это бросалось в глаза в «Дон Кихоте». Возможно, вкусы у нас разные…

Самые полноценные спектакли, виденные мною с участием Ганибаловой – это «Легенда о любви» (год 1978-79) и «Бахчисарайский фонтан» - это уже 80-е годы. В этих балетах экзотическая внешность балерины играла на образ. «Легенда» вообще стоит особняком – это была первая «Легенда», увиденная мною на сцене Кировского театра. Кстати, помню, что в афише стояла Комлева. Увы, увидеть Колпакову и Комлеву в одном спектакле так и не удалось. Помню, что спектакль прошёл замечательно; зал принимал артистов бурно («Легенду» и тогда давали нечасто, и спектакль собирал преданных почитателей балетмейстера, не говоря уж о поклонниках артистов). Вместе с Колпаковой и Ганибаловой танцевали Бударин – Ферхад и Григорьев – Визирь. Оба мужчины были крепкими, фактурными танцовщиками, которым не составляло большого труда сделать поддержку. В общем, у Ганибаловой- Мехменэ если и были проблемы, то чисто творческие. Я запомнила её героиню как сексуально неудовлетворённую – именно это почему-то бросилось в глаза в финале дуэта с Ферхадом, когда он удалялся в кулису, а Мехменэ-Ганибалова, скользнув по спине партнёра, оказывалась на полу. Её тело извивалось, словно призывая Ферхада вернуться…

Зарема Ганибаловой была темпераментна и ревнива. Никаких особенных нюансов в её трактовке роли я не помню. Внешность балерины очень подходила для этого балета (мне мешала только недостаточная для хореографии Захарова гибкость). Впрочем, эта Зарема была ничуть не хуже (а во многом и лучше) многих Зарем, выходивших на подмостки Кировского театра.

Особняком лично для меня стоИт Китри Ганибаловой. Молоденького Рузиматова  в роли Базиля не пускали на сцену Кировского театра без «обкатки» роли «на выезде», как тогда говорили. «Выезд» был в ДК им. Ленсовета, ДК «Выборгский» и ДК им. Горького. Пожалуй, сцена в Выборгском ДК была самая лучшая для подобных спектаклей. Именно на этой сцене я и видела удивительную пару Ганибалова-Рузиматов в «Дон Кихоте».

Лучше бы Рузиматов танцевал с ровесницей! Был случай в его практике, когда Комлева согласилась «тряхнуть стариной» и выйти вместе с ним на сцену Кировского театра в этом балете. Но тогда Рузиматов уже был ведущим солистом театра, лауреатом международного конкурса. Наконец, он уже имел опыт выступлений в «Дон Кихоте», и партнёрство Комлевой ему было нужно исключительно с точки зрения повышения мастерства. Ганибалова же, возможно, жаждала просто выступить в классическом спектакле, и партнёрство юного Рузиматова – очень неопытного на тот момент, но уже популярного у балетоманов артиста нужно было ей для повышения собственного статуса. Балерина справилась с ролью, как справлялись с этой ролью многие другие до неё и справляются после неё. Ничего выдающегося я не увидела. Но среди балетоманов пошла гулять шутка: «Эту Китри Базиль «подцепил» в баре. Похоже, у неё последний шанс выйти замуж». Мне казалось, что в качестве жениха этой Китри  Гамаш смотрелся предпочтительней.

Когда-то, лет за пять до этого спектакля, я видела Ганибалову в паре с Ковмиром – и впечатления были совсем другими. По крайней мере, они смотрелись вместе гораздо органичней; к тому же Ковмир был замечательным партнёром…

Наверное, лучшей классической ролью Ганибаловой была Уличная танцовщица в том же «Дон Кихоте». Мне очень нравилось, как она играла эту роль (танцевала, опять-таки, как многие – по крайней мере, лично я не видела у неё какого-то выдающегося исполнения). Эта Уличная танцовщица была влюблена в Эспаду. Появляясь на сцене, она ждала своего возлюбленного, нервно теребя веер. Когда раздавались первые звуки выхода тореро, героиня Ганибаловой буквально вся подавалась вперёд; но выбегали мальчишки – и она с досадой отворачивалась. Опять-таки, экзотическая внешность балерины играла на образ. В её волосы были вплетены фиолетовые цветы – в тон костюму (чёрного цвета  с фиолетовыми вкраплениями).

Прочитав статью 2004 года, посвящённую Ганибаловой, http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/04/580/82.html
я ещё раз убедилась в том, что обстановка в театре во все времена была очень непростой. Наверное, в начале 21 века таким нестандартным артистам балета, как Валентина Ганибалова, всё-таки гораздо проще, чем в «советские времена». Или я всё-таки ошибаюсь, и театр всегда остаётся театром – с интригами, сплетнями, фаворитами и фаворитками?



Вода - кадр из фильма "Синяя птица"


В. Ганибалова в наши дни



В.Ганибалова  - Асият ("Горянка")
 
Tags: Ганибалова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments