?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Балет Кировского театра 1970-х -80-х годов. Валентина Ганибалова - Сижу и пишу
Записки "на коленке"
ivlae
ivlae
Балет Кировского театра 1970-х -80-х годов. Валентина Ганибалова

Несколько месяцев тому назад на сайте любителей Мариинского театра вспомнили Валентину Ганибалову. Уж так получается, что эта балерина, вольно или невольно, но напоминает о себе. По телевизору показывают «Синюю птицу», в которой она сыграла Воду, и довольно часто – «Летучую мышь», в которой она дублировала персонаж Максаковой – Розалинду (как раз в костюме Летучей мыши).

Странное дело! Уже прошло столько лет с тех пор, как я видела эту балерину на сцене, а вспоминаю её до сих пор. Уж очень она отличалась от выпускниц Вагановского училища.

Природа наделила её экзотической, яркой красотой, которую она иногда очень удачно «дарила» своим персонажам… К тому же у неё всегда были замысловатые причёски – чёрные волосы укладывались в причудливые валики, «кички», переплетались с лентами, цветами.. Помню роскошную причёску Одетты-Одиллии – с вплетённым гребнем-короной золотого цвета.

Я не видела ни одного спектакля с участием Ганибаловой, который удовлетворил бы меня полностью. Всегда что-то мешало… Иногда она казалась слишком вульгарной (как в «Дон Кихоте» с молоденьким Рузиматовым), иногда просто не очень выученной (как во фрагменте «Па де катр», где она танцевала Тальони).

Конечно, я застала Ганибалову уже в последние годы её пребывания на сцене. Но таких претензий, какие у меня возникали к ней,  я не предъявляла к Колпаковой, Комлевой, Кургапкиной, Евтеевой, Ефремовой, Сизовой – балеринам, чей возраст был сопоставим с возрастом Ганибаловой и даже превышал его.

И что-то всё-таки в ней было! Какой-то вызов, что ли… Балерина словно пыталась всем доказать, что она может танцевать классический репертуар. В современной хореографии она выходила на сцены различных Домов культуры в сборных концертах. Единственное «Лебединое озеро» с её участием я видела на сцене ДК «Выборгский» в пору белых ночей, когда для иностранцев, приехавших посмотреть Ленинград, специально давали многочисленные «Озёра», в которых выходили артисты разных трупп города, объединившиеся на месяц-другой для «чёса». Маленькая сцена была «на руку» уже мало что могущей показать балерине. Ни о каких фуэте тогда уже не было и  речи; круг тур-шене, сделанный в хорошем темпе, дал повод немногочисленным преданным поклонникам Ганибаловой покричать «браво!» и поаплодировать вволю.

Восточная внешность Валентины (Вазиры) Ганибаловой привлекала зрителя, особенно неискушённого. Балерина всегда тщательно причёсывалась, благо волосы у неё были красивые; в костюмах ей часто изменял вкус… Особенно это бросалось в глаза в «Дон Кихоте». Возможно, вкусы у нас разные…

Самые полноценные спектакли, виденные мною с участием Ганибаловой – это «Легенда о любви» (год 1978-79) и «Бахчисарайский фонтан» - это уже 80-е годы. В этих балетах экзотическая внешность балерины играла на образ. «Легенда» вообще стоит особняком – это была первая «Легенда», увиденная мною на сцене Кировского театра. Кстати, помню, что в афише стояла Комлева. Увы, увидеть Колпакову и Комлеву в одном спектакле так и не удалось. Помню, что спектакль прошёл замечательно; зал принимал артистов бурно («Легенду» и тогда давали нечасто, и спектакль собирал преданных почитателей балетмейстера, не говоря уж о поклонниках артистов). Вместе с Колпаковой и Ганибаловой танцевали Бударин – Ферхад и Григорьев – Визирь. Оба мужчины были крепкими, фактурными танцовщиками, которым не составляло большого труда сделать поддержку. В общем, у Ганибаловой- Мехменэ если и были проблемы, то чисто творческие. Я запомнила её героиню как сексуально неудовлетворённую – именно это почему-то бросилось в глаза в финале дуэта с Ферхадом, когда он удалялся в кулису, а Мехменэ-Ганибалова, скользнув по спине партнёра, оказывалась на полу. Её тело извивалось, словно призывая Ферхада вернуться…

Зарема Ганибаловой была темпераментна и ревнива. Никаких особенных нюансов в её трактовке роли я не помню. Внешность балерины очень подходила для этого балета (мне мешала только недостаточная для хореографии Захарова гибкость). Впрочем, эта Зарема была ничуть не хуже (а во многом и лучше) многих Зарем, выходивших на подмостки Кировского театра.

Особняком лично для меня стоИт Китри Ганибаловой. Молоденького Рузиматова  в роли Базиля не пускали на сцену Кировского театра без «обкатки» роли «на выезде», как тогда говорили. «Выезд» был в ДК им. Ленсовета, ДК «Выборгский» и ДК им. Горького. Пожалуй, сцена в Выборгском ДК была самая лучшая для подобных спектаклей. Именно на этой сцене я и видела удивительную пару Ганибалова-Рузиматов в «Дон Кихоте».

Лучше бы Рузиматов танцевал с ровесницей! Был случай в его практике, когда Комлева согласилась «тряхнуть стариной» и выйти вместе с ним на сцену Кировского театра в этом балете. Но тогда Рузиматов уже был ведущим солистом театра, лауреатом международного конкурса. Наконец, он уже имел опыт выступлений в «Дон Кихоте», и партнёрство Комлевой ему было нужно исключительно с точки зрения повышения мастерства. Ганибалова же, возможно, жаждала просто выступить в классическом спектакле, и партнёрство юного Рузиматова – очень неопытного на тот момент, но уже популярного у балетоманов артиста нужно было ей для повышения собственного статуса. Балерина справилась с ролью, как справлялись с этой ролью многие другие до неё и справляются после неё. Ничего выдающегося я не увидела. Но среди балетоманов пошла гулять шутка: «Эту Китри Базиль «подцепил» в баре. Похоже, у неё последний шанс выйти замуж». Мне казалось, что в качестве жениха этой Китри  Гамаш смотрелся предпочтительней.

Когда-то, лет за пять до этого спектакля, я видела Ганибалову в паре с Ковмиром – и впечатления были совсем другими. По крайней мере, они смотрелись вместе гораздо органичней; к тому же Ковмир был замечательным партнёром…

Наверное, лучшей классической ролью Ганибаловой была Уличная танцовщица в том же «Дон Кихоте». Мне очень нравилось, как она играла эту роль (танцевала, опять-таки, как многие – по крайней мере, лично я не видела у неё какого-то выдающегося исполнения). Эта Уличная танцовщица была влюблена в Эспаду. Появляясь на сцене, она ждала своего возлюбленного, нервно теребя веер. Когда раздавались первые звуки выхода тореро, героиня Ганибаловой буквально вся подавалась вперёд; но выбегали мальчишки – и она с досадой отворачивалась. Опять-таки, экзотическая внешность балерины играла на образ. В её волосы были вплетены фиолетовые цветы – в тон костюму (чёрного цвета  с фиолетовыми вкраплениями).

Прочитав статью 2004 года, посвящённую Ганибаловой, http://zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/04/580/82.html
я ещё раз убедилась в том, что обстановка в театре во все времена была очень непростой. Наверное, в начале 21 века таким нестандартным артистам балета, как Валентина Ганибалова, всё-таки гораздо проще, чем в «советские времена». Или я всё-таки ошибаюсь, и театр всегда остаётся театром – с интригами, сплетнями, фаворитами и фаворитками?



Вода - кадр из фильма "Синяя птица"


В. Ганибалова в наши дни



В.Ганибалова  - Асият ("Горянка")
 

Tags:

8 comments or Leave a comment
Comments
dancie1 From: dancie1 Date: May 10th, 2007 04:21 pm (UTC) (Link)
Как всегда очень интересно! Спасибо!
ivlae From: ivlae Date: May 10th, 2007 05:07 pm (UTC) (Link)
Пожалуйста!
Попыталась вставить ещё две фотографии, но не получилось...
llliu From: llliu Date: May 11th, 2007 03:23 pm (UTC) (Link)
Вимо, я тоже была невзыскательным зрителем.:-) Красивая была балерина:-) На сцене я ее не видела, видела какие-то отрывочки по телевизору.
ivlae From: ivlae Date: May 11th, 2007 04:08 pm (UTC) (Link)
"В телевизоре" Ганибалова появлялась очень часто. Если снимали какой-нибудь концерт балета на фоне пейзажей Ленинграда - это означало, что среди артистов обязательно будет Ганибалова. Я считала, что у неё на телевидении блат, или просто кто-то из руководства музывальной редакции был увлечён ею. Есть удачный кадр, где она с Викуловым запечатлена на набережной, на фоне заходящего солнца. Может быть, найду его (в "Советском балете" печатали, на задней обложке). Есть и фильм-концерт , снятый в Петергофе, с фрагментом па-де-катр; там ещё совсем молодой Рузиматов в качестве главной звезды, а также "Гавот" Люлли из "Пламени Парижа" в исполнении Комлевой.
Если учесть, что Ганибалова танцевала Никию, Одетту-Одиллию, Жизель, Зарему, Мехменэ Бану,Медору, Китри - то всё-таки следует признать её состоявшейся балериной. Просто она уступила первенство более молодому поколению балерин, и уступила по праву. А возраст ещё позволял появляться на сцене. Остаётся только догадываться, какие чувства испытывала балерина, понимая, что её время уже ушло...
From: (Anonymous) Date: April 25th, 2008 08:49 am (UTC) (Link)
Однако на какое-то время ей удалось продлить свою творческую судьбу: она ушла к Эйфману и первое время была героиней его лучших балетов-комедий...
ivlae From: ivlae Date: April 25th, 2008 11:40 am (UTC) (Link)
О да, в Безумном дне её даже засняли на киноплёнку.
Какое-то время после ухода из Мариинского театра Ганибалова работала в частной антрепризе. Правда, недолго...

Да, на форуме театра подтвержают, что Ганибалова дублировала Галину Беляеву в фильме Анна Павлова (хотя после выхода фильма на экраны везде писали, что Беляева танцует сама).
From: (Anonymous) Date: April 29th, 2008 08:44 am (UTC) (Link)
О том, что Ганибалова дублирует Беляеву, любители балета знали тогда, когда фильм вышел на экраны: то ли ее фамилия была в титрах, то ли было легко вычислить, то ли писали в прессе (кстати, очень ругательной) - уже не помню. А Беляева "танцевала" только на крупных планах...
А Ганибалову я помню и по творческим вечерам в Зале Чайковского с Т. Хярмом. Он, конечно, был очень харизматичной личностью, она же "выигрывала" в современной хореографии за счет красивого тела, в классике же была, мягко говоря, неубедительна...
ivlae From: ivlae Date: April 29th, 2008 09:27 am (UTC) (Link)
Да, в современных балетах Ганибалова смотрелась иногда очень интересно.
Как-то видела их с Феоктистовым в сборном концерте в Доме Офицеров. танцевали они адажио Альбинони. Программки не было, автора хореографии я не запомнила. Номер был весьма интересным (эта музыка словно создана для балета).
На встречах с Виноградовым в ДК им. Ленсовета, в 80-е годы, Ганибвалова танцевала в каком-то балете А.Босова на рок-музыку. Все участники спектакля были одеты в блестящие серебряные костюмы. В общем, она старалась как могла. В театре к тому времени ей очень редко давали классику. Рассказывали, что на утреннем Дон Кихоте она вышла на фуэте и сорвала их. Срыв сопровождался крепкими выражениями балерины, с которыми она и удалилась в кулису.Зрители, сидевшие близко к сцене, всё прекрасно слышали. Больше её в Дон Кихоте не выпускали... Уж не знаю, в каком году это было.
8 comments or Leave a comment