ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Три тенора

Прочитала две замечательные книги мемуаров трёх выдающихся теноров.
Книга «Его величество тенор» включает в себя мемуары Лео Слезака «Полное собрание моих сочинений» и Петра Райчева «Жизнь и песня». Вот обложка:

Певцы пели в начале-середине ХХ века. Книга Слезака датируется 1921 годом, книга Райчева – 1950-м.
Нет смысла пересказывать эти книги.

Меня восхитило то, какой репертуар пели эти два тенора! Слезак дебютировал в 23 года, и не в какой-нибудь второстепенной партии, а в партии Лоэнгрина! Не могу представить себе, кто в наше время получит такой дебют в таком возрасте… В книге есть фотография певца в роли Зигфрида – ну, чисто мальчишка -) Певец в начале карьеры пел, скажем, и Радамеса, и Арнольда. У меня сложилось такое впечатление, что за свою карьеру он спел всё -)) Книга написана с большим юмором – Слезак по жизни был большим «приколистом», как теперь говорят.

Петр Райчев учился в России и в Италии. В книге рассказывается о встречах Райчева с выдающимися деятелями русской культуры. Он был знаком с Ф.Шаляпиным, Г.Баклановым, А.Неждановой, И.Репиным, Л.Андревым, В.Маяковским, М.Горьким, К.Станиставским, В.Немировичем-Данченко… До сих пор не могу понять – почему я раньше не слышала об этом певце? Стыдно мне стало ((( Пел он обширный репертуар, в том числе и русские оперы.

У Райчева очень интересно написано об итальянской клаке. Очень сильна она была в Неаполе. Клака забирала 10% гонорара певца или…или певец был «захлопан» (никто не свистел- фи, это так некультурно!). Хлопали впопад и невпопад, и к концу спектакля публика уже негодовала. Скандал был обеспечен.

Но клака могла и помочь певцу, если он был нездоров и боялся, что «не вытянет» финальную верхнюю ноту. Дирижёр был предупреждён, и эта нота «тонула» в овациях зала и форте оркестра. За небольшую доплату клака могла организовать обморок какой-нибудь экзальтированной дамы в какой-нибудь патетический момент оперы -)) На одном из представлений «Богемы» в Барселоне (клака – явление международное) Райчев вынужден был петь простуженным. Он не просто спел спектакль, но даже бисировал арию. Клака обеспечила ему такую овацию, что финал арии было просто не слышно -)

О книге Гедды я слышала давно. Цитаты из неё приведены, в частности, в книге А.Булыгина «Принц теноров», посвященной Франко Корелли.  Вот обложка:

Как это обычно бывает, в своих мемуарах певец практически не упоминает о других тенорах, певших в его время. Зачем? Ведь партнёрами у тенора бывают сопрано, меццо, басы и баритоны. Наверняка Гедда имел что сказать и о Дель Монако, и о Корелли, и о Бергонци, и о Ди Стефано… И всё же о Корелли он вскользь упоминает – в связи с премьерой «Вертера» в Метрополитен в 1971 году. Как известно, Корелли пел премьеру, хотя её поначалу предложили готовить Гедде. Тот отказался – не хотел в данный момент своей карьеры петь французскую оперу. Публика даже устроила демонстрацию с плакатом «Гедду на Вертера!» -)) И всё же – я так и не поняла: почему Гедда тогда отказался петь Вертера? В книге нет прямого ответа.

Упоминает Гедда и о Ди Стефано, но фамилии его не называет. Просто пишет о «некоем» теноре, который разбазарил свой дар, потому что любил «пожить в своё удовольствие»

Гедда очень самокритичен в своей книге. Главная тема её вынесена в заглавие: дар не даётся бесплатно. Певец работал над собой на протяжении всей карьеры. Бывали в его жизни разные моменты, но всегда главным для него оставалось пение.

И ещё. И Слезак, и Райчев, и Гедда в детстве и юности испытывали нужду. Семьи их были небогаты – и это ещё мягко сказано. Но близкие люди не дали пропасть их дарованию. Слезак был сыном мельника, Райчев - сыном крестьянина, хотя и зажиточного (по местным понятиям). Гедда вообще воспитывался в приёмной семье – его взяли к себе тётка по отцу и её муж. Родители решили сдать ребёнка в детский дом (он родился вне брака), но Ольга и Михаил Устиновы через шесть дней забрали его к себе. Всю жизнь Гедда ощущал себя «брошенным», и это очень повлияло на его характер …  Приемных родителей, естественно, он называет настоящими. Его  так называемый "биологический" отец как-то попытался "примазаться" к славе сына, но решительно был отвергнут им. 

Очень рекомендую обе книги всем, кто интересуется оперным театром.
Tags: Гедда, Дар не дается бесплатно, Его Величество тенор, Райчев, Слезак
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments