ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Аттила 13.07.2010 г. - Абдразаков, Гулегина, Ванеев, Акимов

Я очень рада тому, что на петербургской сцене появился «Аттила»! Да ещё в такой нормальной постановке, да ещё с нормальными костюмами… Никаких тебе помоек, никаких космосов, никаких фашистов! Лепота!

Ранние оперы Верди, вроде бы, считаются «недостаточно совершенными» -) Но я – не музыковед, и ранние оперы Верди люблю так же нежно, как и поздние-) Я вообще люблю этого композитора. Поэтому, как только объявили продажу билетов на премьеру, с радостью «отоварилась». Потом стало известно, что петь Одабеллу будет Гулегина. Потом – что Аттилой будет Абдразаков. Стало ещё интересней -) Потом поползли слухи, что ставить оперу будут иностранцы, и опять, вроде бы, действие перенесётся куда-то «туда» -( Как хорошо, что слухи оказались слухами, и что постановочную бригаду заинтересовало именно время похода гуннов на Рим, а не реалии сегодняшнего дня (или будущее).

Режиссером выступил Артуро Гама. Вообще-то, постановка эта не блещет какими-то особыми откровениями. Кулисы оформлены «под старину» (какие-то обломки стен песчаного цвета), на заднем плане – столбы (похожие на карандаши), чуть-чуть наклонённые к центру… Палатка Аттилы, его ложе – всё узнаваемо, но никак не украшено. Костюмы… А какие костюмы были во времена Аттилы? Я вот не знаю… Наверное, художники (Франк Филипп Шлоссманн и Ханне Лоосен) знают-) Римляне – во вполне узнаваемых туниках, но не с голыми коленками, а в штанах. Пятый век всё-таки…Когда-то слышала, что римляне как раз отличались от варваров тем, что ходили без штанов (и презирали варваров за ношение этого вида одежды). Не знаю, насколько это правда. Да это не так уж и важно…

Итак, премьеру пели: И.Абдразаков – Аттила, В.Ванеев – Эцио, М.Гулегина – Одабелла, Е.Акимов – Форесто, М.Макаров (Михайловский театр) – Ульдино, Ф.Кузнецов – Леоне.
Дирижировал, естественно, В.Гергиев.

Спектакль задержали почти на двадцать минут. Опять за сорок минут до спектакля из зала раздавались звуки репетиции оркестра и хора. Кажется, и кто-то из солистов распевался тоже.

Самое начало оперы вызвало у меня полный восторг! Короткая увертюра – и запел хор. По-моему, хор на протяжении всего спектакля пел превосходно, хотя были у него кое-какие расхождения с оркестром (во втором действии, например, когда пели женщины). Когда на сцену вышел Абдразаков, я поначалу разочаровалась. Выглядел он прекрасно, хорошо двигался, хорошо играл. В общем, с актёрской точки зрения – полное попадание в образ! И, в конце концов, именно Абдразаков стал главным героем вечера.

Но поначалу, как я уже написала, меня постигло разочарование… Голос Абдразакова показался совсем небольшим. Конечно, наш худрук любит глушить всех и вся(( Но здесь был совсем другой случай. Абдразакова слышно было хорошо, но мне не хватало в его голосе «мяса» (((

Когда запела Гулегина, я совсем загрустила. Одабелла с первой же фразы начинает «метать молнии» в Аттилу. И это «метание» ей не удалось (( Пела Гулегина громко, и слышно её было хорошо; но певице явно не давались и верха, и низы (на которых она «давилась»). В общем, пролог Гулегина провалила…

Ванеев меня озадачил. Партия Эцио (или Аэция), вроде бы, написана для баритона, а Ванеев (опять вроде бы) у нас числится в басах. Впрочем, неважно, кого как назвать. Важно, как певец поёт-)) А Ванеев мне не понравился тоже. На первый взгляд, ничего криминального я не услышала. Оперу я практически не знаю, и сравнивать работу Ванеева с другими исполнителями не могу. Естественно, прослушаю внимательно записи «Аттилы», какие найду. Есть у меня и видео (диск давно дожидается своей очереди). В общем, голос Ванеева показался мне не интересным -:(

Акимова я вообще не очень-то и люблю -:( Еще лет пятнадцать назад он был хорошим лирическим тенором. Возможно, его таковым и считают до сих пор. Но я в число этих зрителей не вхожу. Короче, когда он запел, я тоже взгрустнула((

Перечитала свои «записки» и удивилась! Получается, что все пели плохо. А ведь это не так! Постепенно, от арии к арии, от ансамбля к ансамблю певцы преображались. Гулегина очень понравилась в первом действии, когда пела лирическую арию, без форсирования голоса. Их дуэт с Акимовым тоже прошёл хорошо. Смирилась я и с Ванеевым-Эцио. Всё в итоге оказалось не так уж и плохо)) Абдразаков с каждым появлением на сцене нравился всё больше и больше. Под конец оперы понравился и Акимов. Наконец, Гулегина примерно с середины спектакля обрела свою обычную уверенность в себе (несмотря на проблемы с вокалом) и в «громких» местах)))

Я потом, уже после спектакля, пыталась проанализировать свои впечатления. Получается, что во многом моему превосходному настроению после спектакля способствовала сама музыка оперы)) Оркестр и хор действительно были хороши, а для меня это важно. Абдразаков, я уверена, будет петь Аттилу с каждым разом всё лучше и лучше. Ведь «прорезался» же у него голос к последнему действию! Партия тенора в «Аттиле» довольно большая и сложная, и Акимов в итоге с ней справился достойно. Семишкур и Скороходов тоже заявлены в составе премьеры. Захотелось и их послушать.

Гулегина, увы, всё-таки спела спектакль неровно. Я не знаю, как наши певицы (Гордей и Худолей) справятся с партией Одабеллы. Подозреваю, что им будет непросто. Гулегина всё-таки обладает «большим» голосом, притом довольно гибким, да и темперамент у неё не отнять -) Темперамент и помог ей «в трудную минуту»))

Спектакль принимался публикой «на ура». Зал был забит битком, включая боковушки третьего яруса, с которых видно только часть сцены (если не вставать, а сидеть). В конце оперы уже и «браво» кричали, и аплодировали. В зале было полно иностранцев, как обычно на фестивале. Рядом со мной сидела молодая девушка, которая прохихикала весь спектакль)) Причём в самых «драматических» местах она хихикала громче, чем в «лирических». Очевидно, её забавлял сюжет, в котором «юную, прекрасную деву» (так было написано в переводе) изображала довольно крупная тётенька пятидесяти лет, а её храброго жениха-офицера – тоже весьма упитанный дяденька, и тоже далеко не юный. Кстати, в последней картине он так смешно ревновал свою бывшую невесту, что я тоже заулыбалась)) Ведь талдычили-талдычили ему, что Одабелла собирается отомстить Аттиле за смерть отца, а он всё своё - "Ты меня предала!" и т. п.
Как-то сразу вспомнились все анекдоты, связанные с оперой…

На поклонах самые большие овации достались Абдразакову, чуть менее восторженные – Гулегиной. Аплодировали и Гергиеву, и постановочной бригаде, и певцам, и хору.

И ещё. Я раньше не понимала, почему у нас в СССР не ставили ни «Аттилу», ни «Ломбардцев». Про «Набукко» догадывалась – из-за «еврейской» темы («Самсон и Далила» ведь у нас тоже до поры до времени не шли). «Ломбардцев» посмотрела на видео и поняла, что христианские мотивы были главной причиной того, что эту оперу «при коммунистах» не ставили.

После вчерашнего спектакля стало понятно, почему не ставили и «Аттилу». Сцена, в которой старец Леоне приходит в лагерь Аттилы с крестом, и вождь гуннов понимает, что над ним есть какая-то высшая сила, произвела на меня очень сильное впечатление… Наверное, она произвела такое же впечатление и на советских цензоров. Хотя в советское время и либретто переписывали, и тексты меняли…

А впрочем – что теперь-то рассуждать, отчего да почему?-) В Мариинском театре появилась ещё одна опера Верди! И это - замечательно -:)

Фотографии с поклонов: 

Абдразаков
 
Участники спектакля. постановочная бригада и дирижёр

Акимов, Абдразаков, режиссер А.Гама (не уверена. но вроде бы он), Гергиев и часть Гулегиной 

Ванеев

Гулегина

Поклоны с хором 

Макаров, Акимов, Абдразаков, Гулегина 


Tags: Абдразаков, Акимов, Аттила, Ванеев, Гулегина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments