ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

О восприятии балетного спектакля

Уважаемые френды, любящие балет!

Давно хотелось обсудить с вами один интересующий меня вопрос: как вы воспринимаете балетный спектакль? А точнее: что для вас важнее всего – хореография как таковая, музыка, сюжет (или его отсутствие), мастерство исполнителей, работа художника и т. п.? Казалось бы, при восприятии балетного спектакля одно неотделимо от другого, но всё же, это не совсем так.
Попробую высказаться яснее.
Недавнее возобновление «Спартака» в постановке Л.В.Якобсона заставила меня крепко задуматься… Мнения зрителей резко разделились. Кому-то балет кажется гениальным (мне, например-)), кому-то он откровенно скучен. И совершенно не важно, сколько лет зритель ходит на балетные спектакли. Среди зрителей, которым понравился «Спартак» Якобсона и которым он категорически не понравился, очень много зрителей с большим стажем. У всех – свои аргументы…

Казалось бы, чем искушённее зритель, чем больше спектаклей он видел, тем лучше он разбирается в балете. Но сравнение, скажем, разных трактовок партии Одетты-Одиллии – это одно, а оценка нового спектакля – это совсем другое. Здесь большой зрительский опыт, как мне кажется, не нужен.

Человек приходит в театр. Открывается занавес, и перед ним предстаёт зрелище. Сюжетное оно или бессюжетное – не так уж и важно. Зритель видит итог работы многих людей, но всё же, его восприятие спектакля во многом зависит, как мне кажется, от того, какими глазами он смотрит на мир. Почему-то мне вспоминается Наташа Ростова, которая, сидя в театре на балетном спектакле, увидела не луну, а «дырку», и заметила, что главного героя изображал танцовщик с толстыми ляжками -)) (прошу прощения у любителей Толстого и романа «Война и мир» за неточности, если они есть). Короче – Наташа, восхищавшаяся чудесной летней ночью, восприняла театральные условности «в лоб», и просто не приняла их… Хорошо это или плохо? Не знаю…

Среди моих знакомых есть такие, которые именно так, как Наташа Ростова, и воспринимали балет, будучи в юношеском возрасте. «Я пошла на «Лебединое озеро». Когда на сцену вышел толстый принц и стал прыгать, сцена под ним содрогалась! Больше я на балеты не ходила» - вот один из рассказов -)

У меня есть знакомые, которые просто получают удовольствие от спектакля, слушая музыку и смотря на талантливых артистов. Очень часто такие зрители даже не интересуются, кто танцует, потому что это для них совершенно не важно. Правда, если кто-то всё же поражает их до глубины души, то фамилии пытаются запомнить… И я вовсе не считаю таких зрителей каким-то «второсортными». У каждого – своё восприятие искусства, как мне кажется.

Поразмыслив, я всё-таки попыталась сама себе ответить на этот, казалось бы, простой вопрос, и понять, как я-то воспринимаю балетный спектакль?

Лично для меня очень важна форма. Почему мне нравится хореография Якобсона, например? Потому, что этот балетмейстер, во-первых, не похож на других (здесь я опровергаю сама себя, ибо сравниваю работы разных балетмейстеров, а значит, всё-таки мой опыт посещения балетных спектаклей играет свою роль). Артисты, работавшие с Якобсоном, часто жаловались на то, что «это неудобно, а это – просто смешно!» Аскольд Макаров вспоминал свой диалог с балетмейстером: - «Леонид Вениаминович! Да ведь это – курам на смех!» -«Ничего! Куры посмеются, а Вы сделаете так, как я говорю».
Артисты, исполняющие хореографию Якобсона, открывают рот в немом крике, засовывают в него кулак и т. п. Часто позы их бывают некрасивы и даже нелепы, но всё вместе работает на образ.

Во-вторых, мне нравится тонкая нюансировка движений, которую применял этот балетмейстер. Говорят, что только те артисты, которые работали непосредственно с Якобсоном, могут сполна передать всю тонкость его хореографии. По-моему, это и есть то самое «слабое звено», которое зачастую сводит «на нет» усилия балетмейстера. Это не тройные фуэте скрутить и не антраша катр прыгнуть… Почему именно здесь голову надо повернуть именно так, а здесь – зафиксировать именно такую позу? Мне иногда кажется, что сами артисты до конца этого не понимают…

Конечно, я очень люблю, когда артисты балета танцуют технично, и при этом создают интересные образы своих героев. Но всё же, в восприятии классики лично мне важна, прежде всего, актёрская составляющая. Это вовсе не означает, что меня устроит хороший мимист, который с ошибками станцует хореографический текст… И, наоборот, можно блестяще исполнить комбинации туров и прыжков, но при этом оставить зрителя равнодушным к происходящему на сцене. Уже затасканное выражение «душой исполненный полёт», как мне кажется, и есть ответ на вопрос: «Что Вас волнует в балетном спектакле?» Артистов балета, умеющих интонировать движения, придавать им какой-то свой, особый смысл, не так уж и много.

Всё-таки подведу итог. Получается, что моё восприятие балета – «от головы»-)) Если зритель успевает заметить, что танцовщик здесь недодержал позу, здесь – недокрутил тур, да и вообще не слишком понимает, зачем это всё поставлено, то он смотрит на балет немного отстранённо. А ведь есть зрители, которые «смотрят сердцем»! Они не могут объяснить, что именно их «зацепило» больше всего, но точно могут сказать, понравился им спектакль или нет, и кто из исполнителей произвёл самое сильное впечатление.

Хотя очень часто на балетных спектаклях и я испытываю чувство если не восторга, то уж точно – волнения -)) Получается, что всё-таки у меня не только голова «работает» -))

Может быть, кто-то поделится своим опытом?
Tags: Якобсон, опрос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments