ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

"Спартак" в Мариинке 1 июля 2010 г. - Зеленский, Терёшкина, Смекалов, Кондаурова

Я никогда не видела этот спектакль в редакции 1956 года – в силу своего возраста.
У меня есть кое-какие представления о редакции 1967 года – по тем кинокадрам, которые сохранились. Макаров и Зубковская в прощальном дуэте Фригии и Спартака до сих пор вызывают слёзы.
Я видела спектакль конца 70-х годов – по телевизору.
Наконец, в 1985 году я присутствовала на «Спартаке» в театре.

И я совершенно убеждена в том, что Якобсон поставил спектакль, после которого его смело можно причислить к гениям.

После вчерашней премьеры возобновления «Спартака» Якобсона очень хотелось назвать балет иначе. В голову пришло название:

Эгина и Гармодий, или
Без Спартака

Попробую объяснить, почему.

Танцевали: Спартак – И.Зеленский, Фригия – В.Терёшкина, Эгина – Е.Кондаурова, Красс – В.Пономарёв, Гармодий – Ю.Смекалов, центурионы – В.Щербаков и С.Кононенко, Хризгон, вольноотпущенник Красса – И.Баймурадов, глашатай – В.Щербаков, сподвижники Спартака – А.Ермаков, Д.Пыхачов, С.Саликов, К.Янгуразов, Д.Шарапов, К.Иоаннисян, М.Хребтов, И.Никитин, Лентул Батиат – Р.Бобовников, египтянка – Ти Ен Рю, Африканец – К.Зверев, Нумидиец – Ф.Мурашов, Галл – К.Иоаннисян, Ретиарий – А.Иванов, Мирмиллон – А.Ермаков, Афинский шут – И.Ситников, Умирающий раб – А.Иванов, Менада – Я.Селина, Сатир – М.Зюзин, Этруски – Н.Батоева, Ф.Мурашов, А.Пимонов, гадитанские девы – Е.Баженова и артистки балета.
Дирижировал Карен Дургарян.

Несмотря на абонементный статус спектакля, зал был забит до отказа. У входа даже спрашивали лишние билетики. В моей ложе 1 яруса сидели удивительные гости – молодые родители с маленьким мальчиком. Мальчик вёл себя очень прилично для своего возраста. Оказалось, что эта семья – заядлые театралы. Живут они примерно в 150 километрах от Благовещенска, и ездят туда на спектакли, преодолевая расстояние около 300 километров в оба конца -) Естественно, ездят с сыном. Преклоняюсь перед такими зрителями!

А теперь – впечатления. Не хочется «разбирать по косточкам» артистов, вышедших на премьеру. Просто напишу о том, что увидела… И не обессудьте, если напишу не слишком лестно о тех или других исполнителях.

Итак, Спартаком назначили номинального премьера И.Зеленского. Конечно, он у нас народный артист. Конечно, 40 лет для мужчины – это расцвет сил -) Кстати, любимый Спартак Якобсона А.Макаров своё 60-летие отметил, выйдя в этой легендарной роли в спектакле своей труппы «Хореографические миниатюры» (правда, там шла укороченная версия – в одном акте). Очевидцы утверждали, что возраст Макарова не был помехой, и публика увидела самого лучшего Спартака, когда-либо выходившего на сцену в спектакле Якобсона. Да и фотографии это подтверждают – Аскольд Макаров выглядел богатырём.

Но Зеленский-то – не богатырь! В костюмах Зигфрида, Солора, Ромео (далее – по списку) этот танцовщик выглядит достаточно элегантно, но уж никак не фактурно. Мало того –с обнажённым торсом Зеленский кажется просто хилым –( Хилым - для того, чтобы танцевать Спартака именно в этой хореографии. Мне могут возразить: тот же Борис Брегвадзе, танцевавший Спартака во втором составе премьеры, выглядел тоже не слишком мощно. Согласна! Однако Борис Брегвадзе был любимцем публики, ибо обладал безграничным актёрским обаянием. И Спартак у него был очень человечным.

К сожалению, в актёрской палитре Игоря Зеленского нашлось немного красок для создания образа Спартака. В дуэтах с Фригией он почему-то постоянно улыбался, с соратниками был «суров, но справедлив». И всё! Мало того – когда во втором акте настало время показать кое-что из технического арсенала танцовщика экстра-класса (а именно – прыжки), наш премьер довольно быстро покрылся испариной-( Хотя с прыжками справился-)

Мне могут возразить – мол, я слишком придираюсь к артисту. В костюмах (а особенно –в шлеме) он был весьма импозантен, в поддержках – надёжен. В общем, всё было весьма достойно. Но лично мне этого мало! –(

Еще в прошлом сезоне на концертах Д.Павленко и И.Кузнецов показали нам прощальный дуэт Фригии и Спартака. Я мечтала увидеть этих исполнителей на премьере. Не сложилось-(( Даша больна, а вот почему Илья даже не заявлен в числе готовящих премьеру – для меня загадка-(( По-моему, он был бы хорошим Спартаком.

Фригия в исполнении Терёшкиной была любящей, преданной мужу женщиной. Эту тему она пронесла через весь спектакль. Замечательно сыграла сцену прощания со Спартаком перед последним боем! Впрочем, этот дуэт всегда является кульминацией спектакля – настолько эмоционально он поставлен…
Оплакивая Спартака, Фригия поначалу забывает обо всём, кроме своего горя. Но в финале она находит в себе силы подавить рыдания и отдать дань герою, положив на его бездыханное тело щит и меч. Спектакль так и заканчивается – Фригия одна на боле брани, среди мёртвых тел, рядом с любимым. Она смотрит в зал с печалью и каким-то укором…
Когда-то Елена Евтеева в этой сцене потрясла меня до слёз. Вчера я смотрела на Терёшкину, отмечая её игру; но она меня не тронула так, как Евтеева.

Когда-то «Спартак» Якобсона имел подзаголовок – «Сцены из римской жизни». Мы увидели эти сцены – яркие и тусклые, жестокие и радостные. Мне кажется, это спектакль о том, что нельзя бесконечно попирать человеческое достоинство. Общество, в котором с людьми обращаются хуже, чем со скотом, обречено рано или поздно погибнуть.

В.Пономарёв-Красс был монументален. Понимаю, что этот замечательный исполнитель просто делал то, что должен был делать. Но мне почему-то кажется, что, если бы ему дали возможность развернуться в роли, Пономарёв нашёл бы для своего Красса какие-то более яркие штрихи.

На встрече со зрителями в Театральном музее Юрий Смекалов упомянул о том, что мечтает воплотить на сцене образ Спартака. Кажется, он уже станцевал эту партию в спектакле Михайловского театра (в постановке В.Ковтуна). Глядя на Гармодия во вчерашнем спектакле, я думала: а зачем Смекалову Спартак? Вот же он – главный герой балета! Именно Гармодий! А главная героиня – Эгина, если её танцует Е.Кондаурова.

Эта пара заставила меня взглянуть на героев спектакля по-иному. Эгина – гетера. Но она – рядом с Крассом: восседает на почётном месте в цирке, возлежит рядом с ним на ложе во время пиршества. И выглядит эта гетера королевой (её товарки, призванные развратить сподвижников Спартака, выглядят именно «женщинами лёгкого поведения» - одеждой, манерами). Эгина прекрасно знает мужскую натуру. Она овладела искусством обольщения в совершенстве. Увидев такую женщину, редкий мужчина останется равнодушным к её чарам (разве что Спартак-Зеленский –)) По сюжету Гармодий – юноша (в программке так написано, да и по поведению этого персонажа видно, что он не очень искушён в любовных играх). Увидев Эгину, Гармодий перестаёт замечать кого-либо, кроме неё…

Оба исполнителя купались в своих ролях! Сидя рядом со сценой, я видела горящие глаза Смекалова-Гармодия и лёгкую улыбку на губах Кондауровой-Эгины. Эгина наслаждалась своей властью над Гармодием - манила его, отталкивала, увлекала за собой… В этих дуэтах сквозил открытый эротизм (воображаю, какими эпитетами советские критики наградили автора хореографии после премьеры!), но не было пошлости. Браво!!!

Об Эгине Аллы Шелест написано довольно много. На 19 году работы в театре она получила единственную премьеру – но какую! Очевидцы утверждают, что Шелест создала отнюдь не простой образ своей героини.
Приведу цитату из В.Гаевского:
«Якобсоновский Рим — «город женщин», прельстительных и порочных, и в центре его — не триумфатор Красс и не гладиатор Спартак, а гетера Эгина. Гетера-аристократка и эстетка, с безупречным художественным вкусом, утонченная в своем ремесле, презирающая мужланов-мужчин, тайно ненавидящая мужские ласки. Для эротического сознания балетного театра тех лет подобная перверсия казалась совершенно немыслимой смелостью, полностью невозможной краской, — но Шелест была не из пугливых. Она пошла даже дальше, создав загадочный персонаж, в котором лживо все: чарующие улыбки, легкий танец, легкое сияние, ласковые жесты, — все имитация, все обман, кроме жестокости и затаенной скуки. Гладиаторы убивали друг друга, а женщина, героиня Шелест, убивала в себе божественный дар любви и оберегала лишь божественное тело».

Эгина Кондауровой – другая. Мне показалось, что Гармодий всё-таки стал ей если не дорог, то не безразличен – точно. Когда Гармодия убивали, Эгина на какую-то секунду вышла из образа победительницы. Лицо её стало растерянным; мне показалось, что Эгина как-то инстинктивно закрыла глаза, чтобы не видеть страданий юноши…

Если говорить о спектакле в целом, то мне показалось, что первый акт (а именно – третья его картина) до конца не отрепетирован. Бои гладиаторов выглядели слишком искусственными (( В сцене восстания кто-то из гладиаторов потерял факел, и цепочка бегущих в темноте фигур прерывалась на одно звено –((

В «Спартаке» Якобсона есть загадочный этрусский танец. Этруски сгинули с лица земли давным-давно. Тем не менее, у балетмейстера было представление о том, как они выглядели и как танцевали. Трио исполнителей танца этрусков заслужило овацию. И то сказать – в танце полно эротики-) Кто такие гадитанские девы? Не знаю… Но они – с Востока-)) Танец этот тоже вызвал довольно бурную реакцию публики.

Публика вообще была очень довольна. Если первый акт вызвал просто вежливые аплодисменты зала, то второй был принят уже более горячо. После третьего акта началась настоящая овация. Как это водится на премьерах, на сцену вышли не только участники спектакля, но и репетиторы, и члены постановочной бригады. Спектакль роскошно оформлен, костюмы всех персонажей красочны.
Оркестр звучал как никогда хорошо – тоже подарок!

Спасибо всем, кто способствовал возобновлению этого балета! Возможно, найдутся скептики, которые скажут, что от Якобсона в этом «Спартаке» остались «рожки да ножки». Да они уже нашлись – ещё до премьеры. И пусть! Эти «рожки да ножки» для нынешней труппы Мариинки, как мне кажется, просто необходимы. Сколько ролей в этом балете! Даже самые маленькие партии можно сделать интересно, не говоря уж о четырех главных героях.

Конечно, я немного «перегнула» с назначением главного героя спектакля. Разумеется, им должен быть Спартак. Хотелось бы, чтобы исполнитель этой роли создал и мужественный, и нежный образ -) Наверное, это трудно. Но уж точно – не невозможно!
Спартака репетирует Данила Корсунцев. Или он будет Гармодием? Что ж, надо бы на него посмотреть – в любом случае… И обязательно сходить на Спартака – Смекалова! 

Фотографии - какие получились (по ходу спектакля)
 
И.Ситников - Афинский шут

А.Иванов - Умирающий раб

Я.Селина и М.Зюзин - Менада и Сатир

В первом ряду (слева направо)  К.Зверев -Африканец, В.Пономарев - Красс; во втором ряду - Этруски А.Пимонов, Н.Батоева, Ф.Мурашов

Дирижёр К.Дурганян и Эгина - Е.Кондаурова. Дирижёра в другой позе "поймать" было трудно-:)

В.Терёшкина - Фригия и И.Зеленский - Спартак

Е.Кондаурова -Эгина и Ю.Смекалов - Гармодий 

Они же (уж больно хорошо нога Кати получилась-:))
Tags: Зеленский, Смекалов, Спартак, Терёшкина
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

Recent Posts from This Journal