ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Жизель" Матса Эка на музыку Адана - Лионская опера на сцене Мариинского театра, 22 апреля 2010 г.

Это совершенно замечательный спектакль. Артисты его прожили, а не станцевали.
И всё же – я эту «Жизель» больше смотреть не хочу (в отличие от классической).

Почему? Попробую объяснить.
У меня существует стойкое убеждение в том, что показ психически больных людей (в кино ли, в театре ли) – это очень, очень опасное занятие. Опасное и … слово не подобрать -(( Не богоугодное (я, вообще-то, человек почти неверующий). «Полёт над гнездом кукушки» Формана когда-то произвёл на меня сильнейшее впечатление; но этот фильм я посмотрела всего один раз. Умом понимаю, что это всего лишь кино, но …

В общем, прекрасно зная, о чём будет этот балет, я всё же не могла до конца абстрагироваться от сюжета классической и такой любимой мною «Жизели». Конечно, некоторые акценты были смещены, кое-что в сюжете было изменено. Но сюжетная канва осталась почти без изменений.

Танцевали: Жизель – Каэлин Найт, Альберт – Денни Террас, Илларион – Янг Джианг, Батильда – Амадин Франсуа, Мирта – Маите Сербиан Абад, Друг Альберта – Аррис Гкекас.

Живёт в деревне на каком-то экзотическом острове (это так в либретто) деревенская дурочка Жизель. Она, вообще-то, почти нормальная, но всё же Илларион (самый большой её друг) предпочитает привязывать девушку верёвкой (как козу), чтобы она невзначай никуда не убежала. Окружение Жизели – самое прозаическое. Это вам не пейзане и пейзанки. Это действительно крестьяне. Их натруженные руки привычно выполняют тяжёлую работу. Кстати, мне очень понравилось, как балетмейстер решил сцены с крестьянами.

Городской щёголь Альберт появляется в сопровождении своего друга. В программке – намёк на «голубизну» обоих, но ничего особенного в поведении друзей я всё же не увидела. Альберту скучно. Он решил поразвлечься. Жизель попадается ему на глаза и увлекает его своей непосредственностью и наивностью.

Появившиеся городские друзья Альберта во главе с его невестой Батильдой тоже, очевидно, заскучали в городе. Чем уж их так привлёк этот остров – осталось мне не понятным до самого конца спектакля. Сцена Жизели и Батильды была очень хорошо сыграна.

Когда Жизель понимает, что у «её Альберта» есть другая невеста – ум её окончательно мутится. Актриса просто села на пол спиной к зрителям, обхватив голову руками, и стала раскачиваться. Вся её поза выражала безграничное отчаяние…

Второй акт был срежиссирован Эком практически безупречно. Выход виллис – психически больных женщин, появление Мирты - сиделки, приход Иллариона, появление Жизели (вместо «вертушки» - прыжки «в раскорячку») – все эти эпизоды практически совпадали по музыке с эпизодами из классической «Жизели». Меня, вообще-то, озадачил только один персонаж – Альберт. Понятно, что совесть его замучила, и он решил навестить девушку, которую довёл до полного умопомешательства. Но самый пронзительный момент всего классического спектакля – большое па-де-де – в спектакле Эка прозвучал лично для меня как-то отстранённо. Дуэт был исполнен превосходно, и публика, молчавшая весь первый акт и почти весь второй (до этого дуэта), всё-таки зааплодировала. Вроде бы Альберт, придя в больницу, перерождается. Он почему-то в конце спектакля оказывается на лоне природы голым (да-да, артист реально был раздет догола). Проходящий мимо Илларион всё-таки набрасывает на Альберта покрывало, спасая его от переохлаждения…

Итак, что стало с Альбертом? Свихнулся вслед за Жизелью? Не думаю… С чего бы? Ночь, проведённая им в сумасшедшем доме среди «виллис» - не самое лёгкое испытание; но всё же, судя по первому акту, этот Альберт повидал многое и был «не лыком шит».

В общем, обратимся к авторам либретто: «Возможно, ему стало лучше, потому что он почувствовал себя в гармонии с окружающим миром? Избавившись, наконец, от всего лишнего, он теперь может вернуться к первозданной чистоте и обратиться к самому главному».

Я приняла этот конец спектакля как данность. Раз авторы так считают – так тому и быть.

Прекрасно станцевала партию Жизели К.Найт. Точнее, прожила. Очень понравился образ Иллариона. Именно таким заботливым и преданным иногда видят зрители Ганса в классическом балете (а в классическом балете всё-таки Ганс не совсем «белый и пушистый»). Матери у Жизели в спектакле Эка нет, и Илларион отчасти заменяет её.

Мне понравилась одна из женщин «психушки». Подозреваю, что её прототипом была одна из двойки виллис. Это была бунтарка, пытавшаяся вырваться на волю…
Очень понравилось, как поставлен массовый танец на музыку «шабаша виллис». То-то Альберт оказывается в итоге голым-:))

Подвожу резюме. Когда я смотрю спектакль, поставленный в стиле танца «модерн», то через какое-то время замечаю ограниченность танцевальной лексики. Многие упрекают классический балет в этой самой ограниченности, и ставят в пример как раз разнообразие современного танцевального языка. А мне кажется, что всё как раз наоборот-))

В дуэтах Жизели и Альберта в спектакле Эка, в частности, очень много «запрыгиваний» Жизели на Альберта. Она виснет у него на шее, обхватив кавалера ногами. Естественно, в спектакле много прыжков, когда артисты парЯт над сценой. Только ноги у них не вытянуты, а чуть-чуть согнуты. Основная поза – вытянутая вперёд нога «кочергой», согнутая в колене. Ноги «завёрнуты» внутрь, естественно. Исполнители всех партий много бегают, семеня…

Наверное, лишь полное смешение стилей (или полное отсутствие какого-либо стиля) может раскрыть до конца возможности человеческого тела…

Я ещё раз убедилась в том, что, несмотря на прекрасные актёрские работы, на полную самоотдачу всех исполнителей, на продуманную режиссуру балета в стиле «модерн» предпочтение всё же отдам классическому танцу вообще и классической «Жизели» в частности.

После спектакля зал очень хорошо аплодировал исполнителям. К сожалению, главной героине досталась только одна роза-:( Жаль, что театр не разорился на букеты хотя бы для трёх главных героев. Они их заслужили!

Неудачные фотографии, но других всё равно нет…
 

Первый акт и финал второго акта проходят на фоне этого задника. Сцены в "психушке" - на фоне задника, на котором изображены фрагменты человеческого тела.

Альберт, Жизель и Илларион

К.Найт

Участники спектакля на поклонах. В форме медсестры - Мирта.


Tags: Эк, балет Лионской оперы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments