ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Тристан и Изольда" Р.Вагнера 9 апреля 2010 г. - Л.Захожаев, О.Сергеева, М.Петренко

Никогда раньше «Тристана и Изольду» на сцене не видела. Решила сходить и всё-таки посмотреть, несмотря на подозрительную картинку с сайта театра. На картинке изображена декорация - не то кухня, не то офис…

Вот, кстати, это фото:
 
 
Как оказалось, это – каюта на корабле, везущем Изольду к жениху – королю Марку. Режиссёр Д.Черняков «так видит» этот сюжет-:(( На протяжении всего спектакля, который длился пять с половиной часов, я не раз поминала господина Чернякова недобрым словом-:(  Кстати, он выступил соавтором художника-постановщика (З.Марголин) и художника по костюмам (И.Цветкова). Ни декорации, ни костюмы мне не понравились-:(

Пели: Тристан – Л.Захожаев, Изольда – О.Сергеева, Марк – М.Петренко (первое выступление), Курвенал – А.Спехов, Мелот – Ю.Алексеев, Брангена – О.Савова, Пастух – А.Тимченко. Дирижировал М.Татарников.

Поскольку эту оперу я знаю плохо, то сужу об исполнителях исключительно как дилетант.

Сначала – о постановке. Во-первых, постановщики поместили декорацию «в раму». Представьте себе широкоэкранное кино. Сидите вы в зале, смотрите на экран, обрамлённый чёрным фоном… Вот в такой чёрной рамке мы и смотрели оперу((( Половина сценического пространства была закрыта.

Наш театр сделал зрителю «подарочек» - транслировал субтитры не на привычный всем экран, а на чёрное обрамление декорации. Интересно, кого посетила такая «гениальная» мысль?((( Субтитры можно было разглядеть лишь в бинокль((( - настолько они были бледные. Сидела я на 1 ярусе. Не знаю, что видели зрители партера и, скажем, третьего яруса(((

Во-вторых, задолбало уже смотреть оперы в так называемой «современной трактовке»((( Ну, сколько можно! Офисы-гостиницы-квартиры((( Изольда – ирландская принцесса – предстала перед нами крашеной блондинкой, одетой в брючный костюм и какой-то плащ((( Тристан – племянник короля – «очкарик» в двубортном пиджаке (который он потом, правда, сменил на парадный мундир; да и очки в итоге снял). Марк – король Корнуолла – точь-в-точь глава преступного клана. Кожаное чёрное пальто до пола придавало ему некий статус среди окружающих его «братков» в строгих костюмах. Естественно, когда персонажи упоминали об оружии (т. е. о мече), все выхватывали пистолеты. 

Невесту так называемого короля помещают в заурядный гостиничный номер. Изольда и в этом номере пребывает в верхней одежде, причём вскакивает на двуспальную кровать прямо в обуви. Тристан приходит к ней тоже в верхней одежде. В программке написано: «Обретя друг другу, Тристан и Изольда вне себя от счастья». Что-то я этого «обретения» и «счастья» не заметила. Каждый был «сам по себе»((( Естественно, я не виню постановщиков в том, что нам не показали «постельную сцену» (ещё этого не хватало!). Но как можно ставить спектакль о любви, и при этом «развести» артистов по разным углам? Певцам приходилось выражать чувства своих героев исключительно вокалом. Да, в гостиничном номере всё-таки стали происходить чудеса. Во время любовного дуэта панорама ночного города, открывавшаяся из окна, вдруг стала преображаться. Сначала там стали появляться вспышки, потом клубы дыма. К концу дуэта весь город пылал в огне. Конструкция с декорацией стала поворачиваться к зрителю сначала боком, потом, пардон, «задом»-( Оба героя предусмотрительно сходят с декорации и стоят на авансцене. Когда к ним снова приходит «реальность» (то есть когда в гостиничный номер приходит Марк и его свита), декорация снова возвращается на своё место.

Декорация «родового замка Тристана» мне почти понравилась! Как говорится, «всё познаётся в сравнении»-:)) Мы увидели комнату, обставленную в стиле не то провинциального дома 50-х годов, не то «залы» санатория. На диване лежит окровавленный Тристан на окровавленных же простынях. Ухаживающий за ним Курвенал не спешит перестелить постель и обмыть раны господина. Изолдьда появляется в дорожном костюме (опять брючном) светлых бирюзовых тонов. На протяжении всей сцены умирающий Тристан пытается встать с дивана, чтобы подойти к окну. Он мечтает увидеть Изольду, которая должна приплыть к нему на корабле… Они с Изольдой всё-таки встречаются, но поздно((( Тристан умирает, сидя на кровати (не путать с диваном!). До этого они с Изольдой довольно долго лежат рядом на полу. Изольда умирает, присев на кровать рядом с Тристаном. «Умирает» - так написано в программке (и у Вагнера – она тоже умирает). А у Чернякова Изольда садится рядом с мёртвым Тристаном – и всё…

Мне очень понравился Петренко. Когда зазвучал его голос – на уши пролился бальзам-) По-моему, хорошо пел Захожаев. Слышала его Зигфрида в «Кольце», и тогда он понравился мне меньше, чем в «Тристане и Изольде». Савова-Брангена тоже оставила неплохое впечатление. К сожалению, Сергееву моё ухо не воспринимало((( На протяжении всей оперы мне казалось, что она просто кричит надтреснутым голосом. Партия Изольды наисложнейшая! Неужели, кроме Сергеевой, её нЕкому петь? Не знаю…

Оркестр во главе с Татарниковым, по-моему, играл прилично.

Подвожу резюме. Больше я на эту постановку - ни ногой!((( Разве что кто-то из интересных иностранцев приедет и споёт.

Публика аплодировала артистам сдержанно. И то сказать - пять с половиной часов унылого зрелища не способствуют энтузиазму меломана, даже если певцы хорошо поют. Зритель утомляется и хочет домой!-:((

Несколько фото с поклонов: 

О.Сергеева - впереди. Позади неё: А.Спехов, О.Савова, А.Петренко, Ю.Алексеев, Л.Захожаев (в носках - Тристан умирал не в обуви).

К певцам присоединился вполне довольный Татарников.  На заднем плане хорошо виден тот самый диван.

Цветы всё-таки были. Справа - А.Тимченко, очень неплохо звучавший в партии Пастуха.

Tags: Вагнер, Захожаев, Петренко, Сергеева, Тристан и Изольда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments