ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Баядерка 18 апреля 2007 г.

Итак, любимая мною «Баядерка» с необычным составом – Лопаткина, Александрова, Цискаридзе.

Даже и не знаю, с чего начать…

Наверное, с атмосферы в зале. Как это уже стало привычно, в театр ходят зрители разные, в том числе и те, кто не знает, почему Гамзатти вышла на каблуках. «Это что, в Большом так танцуют?» - такую реплику я слышала вчера. Слышала и кое-что о Цискаридзе: «А почему он не танцует?» - это тоже после первого акта. Чувствовалось, что многие пришли «посмотреть на Цискаридзе», смутно представляя его сегодняшние возможности. Многие не знали, «кто здесь Лопаткина – баядерка или принцесса?».

Опять танцы сопровождались тишиной, иногда раздавались робкие хлопки. Хорошо, что обоих гостей встретили аплодисментами.

Теперь, пожалуй, о самом спектакле.

Первенство отдаю Александровой – безоговорочно. Ульяну видела много, в разные годы, и считаю, что у неё были и лучшие спектакли. Дело даже не в том, что партнёр в этот раз был «чужой». Лопаткина всегда танцует на очень хорошем уровне, даже если есть проблемы с ногами (видела как-то не очень удачные «тени», когда она срывалась с пальцев). Просто иногда она поднимается над этим очень хорошим уровнем и показывает настоящее творчество. Мне могут возразить – что ж, у всех нас своё мнение…

Цискаридзе не то чтобы разочаровал, но, скажем так, не удивил. Я видела его в «Баядерке» на сцене Большого театра в 1999 году, в зените славы и таланта. Зал, естественно, стонал от восторга. Запомнились его полёты – невесомые, бесконечные, какие-то не совсем классические (наверное, из-за растяжки).

Во вчерашнем спектакле он показался даже не усталым, а каким-то растерянным. Его герой, влюблённый в Никию, очень картинно переживал, когда ему объявили о «свалившейся на голову» невесте. Кстати, мне его чересчур  картинные переживания понравились. «Баядерка» - мелодрама «из жизни индийских раджей и браминов», и такая игра вполне вписывается в сюжет. Когда  же дошло до танцев, я увидела, что Солор-Цискаридзе  очень прилично танцует, но ничего выдающегося не показывает. Но в тенях он всё-таки продемонстрировал хороший уровень. Может быть, берёг силы для третьего акта; может  быть, в «тенях» просто немного другое пространство для танцев – практически вся сцена свободна, и можно показать в антре всё, на что способен. Дуэт с Лопаткиной был осторожным. Кстати, обе балерины явно тяжеловаты для Цискаридзе.

Наконец, Александрова. Вот кто понравился безоговорочно. Возможно, если бы я видела её Гамзатти неоднократно в течение многих лет, как Никию Лопаткиной, я не пребывала бы в таком восторге, как вчера, и нашла бы массу недочётов. Но видела я её в «Баядерке» всего один раз по телевизору – а это уже совсем другое дело…

Итак, почему-то сразу вспомнилась Татьяна Терехова – лучшая Гамзатти Кировского театра на протяжении 70-х – 90-х годов. Не застала я Осипенко в этой роли, не видела Кургапкину… В общем, могу сравнивать Александрову с Ченчиковой, Кунаковой, Чистяковой, Махалиной, Мартинсон, Ниорадзе, Амосовой, Осмолкиной (кого-то наверняка забыла). Терёшкину не видела, к сожалению, но её технический уровень вполне представляю. Кто-то запомнился  драматическим мастерством (понравилась Ченчикова – по фактуре в чём-то схожая с Александровой, и трактовавшая роль в том же ключе, неплоха была и Ниорадзе), кто-то танцевал вполне блестяще, но не очень убедительно играл… Считаю, что Мария превзошла этих балерин в цельности образа и чистоте танца. Если бы в конце вариации она продемонстрировала такой же баллон, как когда-то Терехова, то я поставила бы их рядом.

Александрова вчера танцевала на  очень хорошем техническом уровне (в вариации «закрутила» пять туров!); но главное, что мне понравилось – хорошо продуманная роль. Всё это когда-то демонстрировала Терехова, Гамзатти которой часто затмевала не одну Никию. Мария, в силу своих физических данных, не стала изображать рафинированную принцессу. Её героиня росла в атмосфере поклонения со стороны окружающих, отец обожал её. Она знала, что всё ей доступно, всё подвластно. Наконец, ей достался самый завидный жених. И вдруг какая-то баядерка смеет претендовать на её собственность! Да ещё замахнулась на неё с ножом!  Я читала на одном из форумов, что у Терёшкиной роль сделана именно в таком ключе: Гамзатти мстит Никии не за жениха, а за то, что она посмела поднять на неё руку.

Реакция зала на спектакль была вполне адекватной. Александровой устроили настоящую овацию, Цискаридзе вежливо аплодировали после вариации 2 акта и очень тепло – в «тенях». Ульяне, естественно, достались самые горячие аплодисменты, в том числе и после спектакля. Было море цветов, в том числе какой-то девочке из первой линии кордебалета.

Понравилась первая часть вариации Божка-Шклярова. Почему-то наши Божки в средней части начинают крутить большой пируэт. Раньше Божок стоял в центре сцены, меняя позировки в такт с музыкой – это было очень красиво, и давало возможность передохнуть перед третьей частью. Теперь Божок «надрывается» в начале и «подыхает» в конце, смазывая впечатление от вариации.

Ману – Васюкович, Индусы – Петина, Баймурадов и Луковкин, тени – Новикова, Ткаченко, Острейковская были вполне хороши. Но настораживало то, что и Новикова в вариации перед третьей частью, и даже Лопаткина в вариации отставали от музыки – Поляничко «гнал» окрестр, не обращая внимания на артистов.

Tags: Александрова, Большой театр, Цискаридзе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments