ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Встреча в Театральном музее с Юрием Смекаловым 7 марта 2010 г.


Юрий Смекалов – очень интересный артист. Видела его Абдеррахмана, Тибальда и Вакха, а также работу в балете «В ночи». Слышала, что Смекалов – замечательный Ганс. Посмотрев фрагмент «Конька-Горбунка», поняла, что он по праву был участником премьеры. 
 

Признаюсь: был момент, когда я сомневалась – идти или не идти в Театральный музей на встречу со Смекаловым. Очень рада, что пошла!
 
Встречу вела Юлия Клочкова (нам её не представили, но в итоге на форуме любителей Маринки фамилия ведущей была озвучена). Сначала Смекалов рассказал о детских годах в Училище им. Вагановой. Мальчик любил играть в хоккей, хотел плавать и заниматься карате. Папа обещал сыну, что в Вагановском училище всем этим он будет заниматься))) Поначалу, как большинство мальчишек, Юрий не очень-то охотно учился балету. Интерес и даже какой-то азарт пришёл в последние годы учёбы. Нам показали видео с выпускного концерта – номер «Кармен» на музыку Бизе-Щедрина (кажется, в постановке И.Бельского, хотя я и не уверена), в котором Смекалов танцевал вместе с Ириной Голуб. Сразу скажу – выпускник мне на этой записи показался вполне зрелым артистом. Как ни странно, но выпускники 1998 года (со слов Смекалова, это был очень хороший выпуск) в итоге практически не попали в Мариинку. Причина банальна: директор Училища поругался с Вазиевым((( Вазиев даже не пришёл на выпускной спектакль. В Мариинский театр попали только трое: Ирина Голуб, Антон Корсаков и кто-то ещё (забыла!), причём потому, что ещё будучи учениками, эти ребята участвовали в спектаклях театра.

Самому Юрию ещё тогда, когда он учился на последнем курсе, предложили работу в труппе Бориса Эйфмана. Когда он понял, что в Мариинку его точно не пригласят, то вспомнил об этом предложении. В итоге артист Смекалов десять лет проработал в труппе Эйфмана. Другие выпускники 1998 года стали костяком труппы Михайловского театра. Это И.Перрен, В.Сиваков, О.Степанова и др.
 
Естественно, зрителей Театрального музея интересовал вопрос: почему Смекалов ушёл от Эйфмана? Юрий не стал лукавить: во-первых, его стало тяготить положение артиста авторской труппы. Танцевать всю жизнь только балеты Эйфмана – это слишком скучно. Во-вторых, после приглашения из Михайловского театра станцевать Спартака Смекалов столкнулся со слишком бурной реакцией руководителя. «На меня никто никогда так не кричал, как Борис Яковлевич. А я никому не позволяю на себя кричать» - так примерно сказал Юрий.

Смекалов сам пришёл к Фатееву и попросился в Мариинку. Фатеев спросил, на какой репертуар он рассчитывает? Услышав в ответ – «на партии Абдеррахмана, Ганса и т. п.», Фатеев взял артиста в театр. Как раз подоспели репетиции «Конька-Горбунка», и неожиданно Юрий оказался среди участников премьеры. Майя Михайловна посетила генеральную репетицию (или одну из последних репетиций – я точно не помню) и сказала, что на премьере Спальника будет танцевать Смекалов. Как сказал сам артист, ему было очень неловко перед Исломом Баймурадовым, потому что на премьеру выходил именно он (все так думали). В итоге Смекалову даже пришлось извиняться перед Баймурадовым.
 
Нам показали фрагменты «Анны Карениной» Эйфмана с участием Ю.Смекалова, а также фрагмент «Конька-Горбунка». Меня очень впечатлил Спальник! Жаль, что я не видела Смекалова в этой партии. Что ж, надеюсь, ещё увижу.

Очень сильное впечатление лично на меня произвели фрагменты постановок молодых балетмейстеров, в которых участвовал Ю.Смекалов. Будучи артистом театра Б.Эйфмана, в двадцать с небольшим лет Смекалов получил тяжёлую травму, и почти два года не мог танцевать. Ему пришла в голову мысль пойти на курс Г.Алексидзе и попробовать свои силы на балетмейстерском поприще. «Надо уметь извлекать пользу даже из несчастий» - так сказал Смекалов. Он очень тепло говорил об Алексидзе. Силами студентов Академии им. Вагановой ( поначалу я была уверена, что вечер готовили выпускники Консерватории, но меня поправили - см. комментарии)  готовился вечер молодых балетмейстеров. Кончина педагога омрачила подготовку этого вечера. Ученики решили посвятить его памяти Мастера. Смекалову пришла в голову мысль как-то объединить все номера общим оформлением сцены. Вечер прошёл с большим успехом.

А в прошлом году Юрий Смекалов принял участие в Московском международном конкурсе как балетмейстер и получил первую премию за номер «Расставание». Как рассказал сам артист, его в Москве не ждали((( Он слышал что-то вроде: «Там уже все места давно распределены. Куда тебе!» Но ему было важно просто показать свои работы в Москве. И он победил! Сейчас Юрий Смекалов готовит балет «Болеро» на музыку Равеля к вечеру молодых балетмейстеров, который намечен на 23 апреля. В главной партии выступит В.Терёшкина. Кроме того, 27 апреля балет «Предчувствие весны» на музыку Лядова впервые будет показан на основной сцене театра. Сам автор был недоволен постановкой «Предчувствия…» на сцене КЗ, так как там очень маленькая сцена, да и свет было не выставить так, как хотелось бы. К сожалению, участница этой премьеры Дарья Павленко порвала ахилл(((. Её заменит другая танцовщица (Смекалов пока не сказал – кто).

Как артист, Смекалов сейчас занят в проекте Дианы Вишнёвой «Красота в движении», где он заменит Михаила Лобухина. Ещё он репетирует «Анну Каренину» Ратманского с Ульяной Лопаткиной. Спектакль намечен на 16 апреля…

Ещё немного о самом артисте и балетмейстере. В свои двадцать девять лет Смекалов выглядит уверенным в себе человеком, который знает, что хочет. Он остроумен, ироничен и обаятелен. Он не боится нелицеприятно высказываться в адрес руководства театра. В частности, не может смириться с тем, что до сих пор Маринка живёт по советским законам. На любой чих нужна «бумажка». Ему как балетмейстеру приходится писать заявления, составлять договоры и т. п. Кстати, до сих пор всё, что он делал как балетмейстер, он делал за свой счёт((( Обещают что-то заплатить, но…

Кстати, с точки зрения менеджмента, пиара и прочих современных средств «раскрутки продукта» Михайловский театр давно опередил Мариинский. Как сказал Юрий, всё интернет-обеспечение в Мариинке находится на крайне низком уровне((( Люди, стоящие у руля театра, ничего не хотят менять, думая, что сам бренд «Мариинский» говорит сам за себя. Театр в области пиара отстал на двадцать лет…

Юрий Смекалов женат (у него второй брак). Жена его не имеет никакого отношения к балету. Они воспитывают дочку, которой сейчас 4,5 месяца. На вопрос, как он относится к критике, Юрий ответил просто: «Я доверяю мнению своей жены и своего отца, которые являются моими самыми строгими критиками. Очень прислушиваюсь к мнению коллег. А профессиональных критиков не читаю, так как знаю, что зачастую они просто ангажированы».

Я была очень довольна этой встречей. Юрий Смекалов как человек оказался едва ли не интересней, чем Юрий Смекалов как артист))) А артист он очень хороший!  

Ю.Клочкова и Ю.Смекалов

Юрий часто задумывался, прежде чем ответить на некоторые вопросы 
Tags: Смекалов, Театральный музей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments