ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Раймонда" 26 января 2010 г. - В.Терёшкина, Д.Корсунцев, Ю.Смекалов

 Приключения этой Раймонды на сайте Маринки начались давно. Поскольку спектакль был абонементным, зрителям задолго до него обещали конкретную исполнительницу заглавной партии – В.Терёшкину. Многие балетоманы потирали ручки, кто-то пошёл в кассу за билетами. Потом фамилия Терёшкиной с сайта исчезла. Балетоманы заволновались – а вдруг им «подсунут» явно неадекватную замену? Конечно, «в нашем театре все исполнители хорошие»)), «администрация оставляет за собой право замены одного исполнителя другим» и т. п. Но, сами понимаете, что искушённому зрителю не всё равно, кто танцует (или кто поёт). И, кстати, в зависимости от исполнителей, цены на спектакли бывают разные.

Следующий спектакль, а именно 27 января, тоже долго никак не анонсировался. Ходили слухи, что 26-го будет танцевать А.Колегова, а 27-го – У.Лопаткина. Я уже почти решилась заказать билеты на 27 января (ну, не верю я в то, что Колегова достойно справится с партией Раймонды!). На форуме Мариинки знающие люди всё же подтвердили, что Ульяна танцует 26-го. Через какое-то время и сайт сообщил, что 26 января Раймонду танцует У.Лопаткина, а 27-го – А.Колегова.

Билеты на эти две «Раймонды» оказались действительно по разным ценам. Некоторые места спектакля Лопаткиной продавались только по полному тарифу. Я купила довольно удачно места в центральную ложу бенуара. На день спектакля все билеты были распроданы, включая галёрку.

В итоге… В итоге Ульяна заболела, и в день спектакля (часа в три пополудни) сайт всё-таки убрал её фамилию из анонса. Всё вернулось на круги своя. Балериной в этот вечер назначили Терёшкину, которая 23 января станцевала тяжелейший спектакль – «Лебединое озеро».

Зачем я всё это пишу? Даже сама не знаю… Наверное, затем, чтобы передать ту атмосферу неразберихи и напряжения, которая предшествовала этому спектаклю.

Я уже второй раз за последнее время попадаю на спектакль, в котором анонсированную Лопаткину в последний момент меняют Терёшкиной (прошлый сезон открывался «Баядеркой», в которой Терёшкина очень достойно заменила Лопаткину). Знаю людей, которые считают эту замену большой удачей))) Если честно, меня эта замена нисколько не огорчила. Два года назад видела Ульяну в «Раймонде» - очень хорошо, но… Как говорится, у меня были к балерине претензии, и серьёзные. Главным достоинством Раймонды Лопаткиной, как мне кажется, является царственность и величавость. Никакой суеты, никакого смятения чувств. Кто-то из блоггеров назвал эту Раймонду спящей красавицей, живущей в хрустальном дворце. Кругом суета, мельтешение; какие-то люди чего-то от неё хотят, а она взирает на всё это спокойно)) В том единственном спектакле Лопаткиной, который я видела, балерина танцевала явно в замедленных темпах, и не всегда справлялась с хореографией, упрощая её; но всё равно она мне понравилась.

Итак, напишу теперь о спектакле (пора, давно пора это сделать!).
Танцевали В.Терёшкина – Раймонда, Д.Корсунцев – Жан де Бриен, Ю.Смекалов – Абдерахман, подруги Раймонды – Я.Селина и Д.Васнецова, трубадуры – А.Ермаков и А.Соловьев, вариации в картине «Сон» - Н.Гончар и Ю.Касенкова, Сарацинский танец – А.Соколова и Ф.Мурашов, Панадерос – Е.Баженова и И.Баймурадов, Мазурка- Е.Баженова и К.Зверев, Венгерский танец – П.Рассадина и К.Иоаннисян, вариация 3 акта – В.Мартынюк, четыре кавалера – А.Тимофеев, А.Недвига, В.Ткаченко, В.Щербаков. Ну, и пешком ходили А.Гронская – Сибилла и В.Пономарёв – Рене де Бриен. Дирижировал А.Репников. Оркестр был неплох, и только. Я очень люблю музыку «Раймонды», но в театре редко её исполняют на достойном уровне. Возможно, мне просто не везло.

Терёшкину в этом сложнейшем балете я видела впервые. Представляла её технические возможности (немалые!). Главной интригой для меня был образ героини. Каким его видит балерина? Что хочет сказать своим танцем? Ведь это очень непросто… Показать душевные переживания Раймонды, которую смущает открытая страсть Абдерахмана, можно и тонко, и примитивно - уж кому как это удаётся. Жених – он на портрете))) А рядом - страстный, влюблённый сарацин. Наверняка никто никогда ТАК не смотрел на Раймонду (хотя руки её просили многие - тоже наверняка), не выражал ей своё восхищение столь роскошным образом. Подарки, танцы - один лучше другого! И постоянное преклонение перед Прекрасной дамой.

Я тут на досуге поразмышляла о судьбе Раймонды. Что было бы, если бы она приняла предложение Абдерахмана? Положение первой жены? Вряд ли… Наверняка гарем у Абдерахмана уже давным-давно был, и первая жена в нём имелась. Значит, Раймонде светило положение любимой жены))) А вот до каких пор? Может быть, и на всю оставшуюся жизнь; а может быть – только на некоторое время…

Виктория начала спектакль хорошо. Выход был встречен аплодисментами, хотя и не слишком бурными. Абонементная публика не привыкла к балетоманским «штучкам»)) Аплодировать после завершения каждого номера она тоже не привыкла. А аплодировать поначалу было нЕчему. Ну, почти-) Вариацию пиццикато Терёшкина станцевала очень хорошо и раскрепощённо, да и в коде была резва. Ей как раз аплодировали неплохо, но всё равно недостаточно. Вообще, у меня было ощущение (подтверждённое в первом антракте моей спутницей), что артистам на сцене тесно. Кордебалет вроде бы всё правильно делал, и даже вполне слаженно, но чувство некоторой неловкости исполнителей присутствовало. Наверное, и зал это тоже почувствовал, потому что танцы публикой никак не поощрялись. Лишь Ю.Смекалов – Абдерахман как-то оживил действие. Всё-таки он – замечательный актёр! Взор Абдерахмана был прикован к Раймонде, и только к ней. Раймонда была смущена)))

Друзья Раймонды поначалу только мимируют. Прелестная романеска, которую они танцуют, действительно нагоняет если не сон, то явно меланхолическое настроение. Вариацию с шарфом балерина станцевала прилично (особенно первую часть), но… Придирчивая я зрительница!-)) Чего-то мне не хватило в этой вариации. Мечтательности? Грусти? Не знаю…

Когда Д.Корсунцев «нарисовался» вместо портрета, дела пошли веселее. Мне очень нравится адажио «сна», несмотря на то, что К.М.Сергеев его переделал. Уж как его ругают, как ругают! Ну, просто монстр какой-то -) Как там было у Петипа – я не знаю. Корсунцев – очень надёжный партнёр, обладающий к тому же «принцевой» внешностью. Все эти качества он продемонстрировал в полной мере. Терёшкиной было очень комфортно в его руках. Пару раз они немного недокрутили партерные туры, но в целом все дуэтные танцы были исполнены практически безупречно.

Я держала в голове то обстоятельство, что у Виктории два дня назад было «Лебединое», наверняка отнявшее немало сил. В вариации «сна» она один раз слишком рано соскочила с пальцев на стопу (там в самом начале идёт красивое адажио, в котором балерина плавно меняет позы). Практически, это был её единственный технический недочёт в сольном танце, заметный зрителю. Сама вариация была исполнена хорошо, но мне хотелось бы более интересной третьей части. Эх, как тут не вспомнить Мезенцеву! Именно в этой вариации она нравится мне больше всех исполнительниц партии Раймонды. Правда, видела я эту вариацию в исполнении Мезенцевой только в записи (((
Две солистки – Гончар и Касенкова – были похожи на двух сестёр)) Обе не блещут идеальными внешними данными, и обе весьма крепко стоят на ногах. Кстати, станцевали они свои соло вполне пристойно, да и в коде крутили туры синхронно.

Второй акт прошёл превосходно! Подпортил его только сарацинский танец, а точнее – солистка (А.Соколова). Мне, если честно, ужасно не нравится то, что классику в Мариинке танцуют на линолеуме. Масса падений (явных и скрытых) происходит на этом полу(( Соколова, двигаясь «задом наперёд», стала терять равновесие в, казалось бы, совсем несложном месте (это я называю скрытым падением). Намётанный глаз сразу определяет, что танцовщица пытается удержаться на ногах, а не танцует)) Короче, Соколова села на «пятую точку», причём весьма основательно. При повторном выходе, в коде, она опять поскользнулась, но на ногах удержалась. Возможно, дело было в какой-то травме, полученной уже на сцене (вывих и т. п.).

Шикарно станцевали Баженова и Баймурадов Панадерос, но мне опять чего-то не хватило. Привередливая я! (многие знания порождают многие печали)))

Наконец, балерина просто расцвела во втором акте. Чувствовалось, что ей очень нравится танцевать, и танцевать хорошо. Прекрасно была исполнена сложнейшая вариация! Терёшкина держала позы после вращений, шикарно исполнила диагональ с подскоками на пальцах. В общем, пролила бальзам на душу балетомана)) Хорош был и Смекалов – и как партнёр, и как солист (есть у Абдерахмана несколько прыжков, которые Смекалов исполнил превосходно). Ну, а артист он, как я уже неоднократно отмечала, замечательный.

Селина и Васнецова картины не испортили. Яна вообще станцевала свою вариацию без сучка и задоринки. Дарья начала хорошо (у неё медленная вариация) – кстати, к моему удивлению))) К сожалению, примерно к середине вариации она выдохлась, и финальные позы уже недодерживала. А вообще – я думала, что будет хуже)))

Когда Жан де Бриен появился на сцене и сразил Абдерахмана, я наблюдала за Раймондой. Героине было больно смотреть на этот поединок, и она отвернулась и прижалась к матери.

Третий акт прошёл хорошо. Очень понравилась пара Баженова-Зверев в мазурке, да и Рассадина с Иоаннисяном были хороши.

В большом классическом па лучшим, по-моему, было адажио. Шестнадцать человек первых и вторых солистов прекрасно оттеняли главную пару. Я уж было не надеялась увидеть девять танцовщиц, одновременно садящихся на плечо кавалеров. Но вчера увидела!

Главные герои прекрасно станцевали адажио.
В.Мартынюк очень хорошо исполнила вариацию. Начало и вовсе было бесподобным. Танцовщица умудрялась прыгать, держать корпус, работать руками и головой. Обычно бывает что-то одно – либо головушкой кивают, либо руками поводят))) Жаль, что в финале заносок в прыжках было маловато. Но всё равно – ставлю Мартынюк пятерку!

Четыре кавалера тоже начали весьма бойко и, главное, синхронно. Сколько ни хожу на «Раймонду» - столько удивляюсь на эту вариацию)) Как её только не танцуют! В основном – «кто в лес, кто по дрова». Только я обрадовалась, что всё, вроде бы, как надо – так они «посыпались» (( Правда, это было в самом конце, когда всем надо одновременно прыгать антраша после сольных прыжков по очереди. Ну, никто синхронно не прыгает в концовке!((( И всё равно – в целом ребята справились.

Терёшкина вышла на вариацию «как императорская балерина» (в одном интервью Махалина употребила это выражение, и я его повторяю) – спокойно, с чувством собственного достоинства и уверенности в себе. Мне очень понравилась первая часть. Во второй части, с ударами «рука об руку», она несколько изменила движение кистей по сравнению с традиционными. Возможно, я мало видела Раймонд. Но у Колпаковой и у Комлевой кисти находились в непрерывном движении; у Терёшкиной же руки раскрывались по второй позиции, и она их фиксировала. Пишу неуклюже – уж извините! Тоже красиво и в музыку, но немного механистически. Знаю, что Виктория работает с Кунаковой. Видела я Кунакову в Раймонде, но не помню, чтобы она делала такие движения руками. Да и не в Кунаковой дело…

Среди репетиторов спектакля, помимо Кунаковой, указана Комлева, Раймонда которой когда-то привела меня в восхищение. Наверняка обе бывшие балерины работали с Викой и что-то ей подсказывали. В общем, посмотрим, как Терёшкина будет танцевать этот балет в дальнейшем. Кстати, мне ещё хотелось бы, чтобы её корпус был более гибким – именно во второй части.
В третьей, бравурной части балерина чётко работала ногами, успевая всё делать в музыку.
В общем, очень достойное исполнение этой замечательной вариации продемонстрировала Терёшкина. Коду станцевала лихо. Жаль, что зал был вялым, и после каждого сольного кусочка коды не аплодировал балерине (( Хотя после вариации публика устроила Вике овацию.

Корсунцев прилично отпрыгал свою вариацию и коду.

Спектакль прошёл очень хорошо, на достойном Мариинского театра уровне. Я очень довольна, что посмотрела Терёшкину в этом балете именно сейчас, когда она находится в расцвете сил.

Но «Раймонда» - наисложнейший балет. И Виктории ещё есть над чем работать. Я уверена – она будет танцевать Раймонду ещё лучше. Всё для этого у неё есть.

P.S. Когда после первого акта полезла в сумку за фотоаппаратом, чтобы снять поклоны, обнаружила, что вместо фотоаппарата взяла второй бинокль ((( Бывает… Поскольку качество моих снимков не всегда бывает на высоте, не расстраивайтесь! Фотографии смотрите в других ЖЖ. Наверняка их уже выложили.
Tags: Корсунцев, Раймонда, Смекалов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments