ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

"Троянцы" Берлиоза в Мариинском театре 25 декабря 2009 г.


Долго я думала: идти или не идти на премьеру «Троянцев»? Если бы в прошлом сезоне послушала концертное исполнение, то точно бы не пошла на сценическую версию этой оперы. Картинки на сайте театра пугали((( Постановщики решили, что публике будет интересно посмотреть на вирус «Троян», а не на Троянского коня.
А так – проклятое любопытство одолело. Дай, думаю, хоть музыку послушаю! Да и петь должны были интересные мне певцы.
Премьеру пели: С.Семишкур – Эней, А.Марков – Хореб, В.Кравец – Пантей, Ю.Воробьев – Нарбал, С.Леонтьев – Иопас, О.Шилова – Асканий, Л.Гоголевская – Кассандра, Е.Семенчук – Дидона, З.Булычова – Анна, Д.Воропаев – Илас, Т.Абдикеев – Приам.  Дирижировал В.Гергиев. Режиссёр-постановщик - К.Падрисса, художники - Ф.Алеу, Р.Ольбертер, Ч.Урос, П. ван Прэт, хореограф - Э.Фаски.
Сидела я, кстати, в первой ложе бельэтажа, аккурат над ударными.

Спектакль давали с двумя антрактами. Первое действие – «Взятие Трои». Народ – в одеждах, напоминающих экипировку то ли хоккеистов, то ли игроков американского футбола. У всех – налокотники, наколенники и прочее обмундирование; на головах – шлемы. Я сразу же обратила внимание на группу хористов в форме цветов сборной Японии: на белом фоне выделялся красный круг)))

Кассандра - Гоголевская была почему-то в кринолине, и почему-то она сидела в инвалидной коляске. Её так и выкатили на сцену – сидящей смиренно в кресле. Но потом она весьма бодро с него вскочила)). Жених Кассандры Хореб (А.Марков), очевидно, был ослеплён любовью настолько, что не замечал ни почтенного возраста возлюбленной (на певице был то ли блондинистый, то ли седой парик), ни её внушительных габаритов, ни её инвалидности. Я сквозь пальцы смотрю на такие пустяки, как несоответствие внешности певцов внешности их героев, если певцы поют хорошо. Гоголевская пела, как мне кажется, не блестяще. Иногда мне казалось, что это героиня такая – истеричная; но почему-то её Кассандра истерически кричала по любому поводу(( Не знаю – может быть, я чего-то не понимаю…

Чего только не было на сцене! Нам показывали «живые картинки». Рассказ Энея о гибели Лаокоона иллюстрировали две кишки, изображавшие змей. Вместо голов у этих змей были тела статистов, которые терзали третьего статиста – в набедренной повязке-(( На заднике мелькали картинки, на которых змеи завивались в клубки.

С потолка свисали какие-то тросы, на которых болтались артисты миманса. Когда Троянского коня (его изображала блестящая конструкция на колёсах) втащили в город, народ Трои заполучил новенькие ноутбуки. То-то радости всем было! В конце действия конь распался на отдельные части. В центре осталось огромное яйцо, из которого выполз статист. Один мой знакомый предположил, что это – зародыш)) Зародыш чего? А кто ж его знает!-:))

Кассанда, как известно, закалывается, чтобы не достаться на поругание грекам. Её приближённые троянки следуют примеру пророчицы. Группа троянок, одетых в костюмы сборной Японии, испугалась самоубийства. Отщепенок прогнали…

Почему-то просто заколоться Гоголевской не дали. Её подвесили на трос, причём на очень небольшой высоте. Зачем? Нет у меня ответа… Рядом подвесили статистку – для компании, наверное… Акт завершился совершенно глупой, на мой взгляд, мизансценой: падает белый занавес, на котором расползаются красные («кровавые») пятна. Это подвешенные барышни давят мешочки с краской.

«Троянцы в Карфагене» понравились мне гораздо больше. Две дамы – Дидона и Анна - вообще были одеты прилично, то есть в длинные платья. Платье Дидоны было почему-то из эпохи Наполеона, и очень напоминало одежду Лиззи из «Гордости и предубеждения» Джейн Остен - спенсер, надетый на платье с завышенной талией. Анна была одета в классическое платье с длинным шлейфом и большим воротником. Жаль, что Дидоне-Семенчук на голову водрузили парик, напоминающий классическую стрижку пуделя (( Булычовой её парик в стиле «Анджела Дэвис» очень даже шёл. Все хористы были одеты в какие-то хламиды с капюшонами. И у всех почему-то на груди висели таблички с движущимися картинками.
И вот в эту приличную компанию вторгаются Эней с сотоварищи - в костюмах то ли космонавтов, то ли хоккеистов. Встретились два разных мира – очевидно, так задумывали постановщики.

Дидона, влюбившись в Энея, переодевается в одежду троянцев – то есть влезает в комбинезон и напяливает на себя шлем (или шлема не было – я точно не помню). Начинаются развлечения царицы и её возлюбленного. Появляется балет – в комбинезонах.
Составители программки очень неуважительно отнеслись к солистам балета, занятым в спектакле, никак их не обозначив. Я признала только А.Петушкову и А.Пимонова (солировали две пары). Танцы поставлены настолько неинтересно, что не стОит о них и говорить. Артисты честно «отскакали» и «отвалялись по полу»((( Вот пиратский снимок:
  


Потом на сцену вышли какие-то танцовщики с белыми «ангельскими» крыльями, но почему-то в чёрных трусах и чёрных налокотниках и наколенниках))) Их сопровождали барышни в юбочках, напоминавших перевёрнутые блюдца. Потом эти барышни массировали Троянских солдат (А.Никитин и В.Луханин).

Последний акт начинается с того, что несчастный Илас (Д.Воропаев), подвешенный на специальных тросах, болтается, якобы, в открытом космосе. Рядом болтается спутник Земли, к которому тенор прикован тросом. Душераздирающее зрелище! Попыталась сфотографировать, но на сцене было темно, и получилось вот что: 
  

Внизу спецназовцы (троянцы) ночуют в оранжевых палатках. Оттуда и доносится их пение. Потом Эней (Семишкур) всё же решается оставить Дидону и отплыть на поиски Италии.

Что тут началось! Дидона проклинает Энея и всех троянцев, восходит на костёр (на полусфере с помощью специальных креплений устанавливаются ноутбуки, которые транслируют изображение огня) и закалывается.
Вот финальная мизансцена (я успела всё же её запечатлеть), после которой пошёл занавес. В центре – заколовшаяся Дидона:
 

Что касается пения, то, по большому счёту, у меня рука не поднимается винить певцов в каких-то их просчётах, даже если они были. Очень понравилась Семенчук. Хорошо пел, как мне кажется, Семишкур. Наконец-то послушала С.Леонтьева – премьера театра «Зазеркалье». Очень красивый тенор; но, как мне показалось, голос у него камерный. Рада буду ошибиться. Очень мила была Шилова – Асканий, да и Булычова вполне была на месте.  Марков и Гоголевская, певшие в певом акте, в принципе тоже были весьма неплохи (про истерическое пение Гоголевской-Кассандры я уже писала, но вполне возможно, что постоянная истерика Кассандры - это трактовка режиссёра - от него всего можно ожидать).  

На поклонах, как обычно, никаких «буканий» и свиста не было. Культурная у нас публика! Правда, когда вышла постановочная бригада, аплодисменты стали пожиже.

Подвожу резюме: это просто безобразие! В спектакль вбухано много денег, а в итоге зритель выходит из зала в недоумении. Зачем всё это? Разве нельзя было осуществить постановку в классическом стиле? Я, например, вовсе не против анимации. Изображение бушующего моря, проецирующееся на специальную сетку, было весьма эффектным.

Выкладываю фотографии с поклонов.
 
Артисты балета в чёрном - на переднем плане. 

Общий вид сцены на поклонах. Позади - голова Троянского коня.

С.Леонтьев, Ю.Воробьёв, А.Марков, Л.Гоголевская, С.Семишкур, З.Булычева

Те же, В.Гергиев и Е.Семенчук
Tags: Берлиоз, Гоголевская, Семишкур, Троянцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments