ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Концерт Алексея Маркова в Малом зале филармонии 12.12.2009 г.

Очень нелегко писать рецензию (или отчёт – это уж кто как воспринимает мою писанину) на этот концерт. Если коротко – то для первого раза всё было очень даже неплохо.
Когда Малый зал заявил концерт Маркова, меломаны обрадовались. Самый востребованный на данный момент баритон Мариинки собирался петь арии и дуэты из опер Верди и Чайковского (может быть, кого-то ещё - не помню). Партнёршей Маркова должна была стать И.Матаева. В общем, народ стройными рядами пошёл в кассу Филармонии. И вдруг – замена программы! И не просто замена одних арий на другие, а замена радикальная – на романсы русских композиторов. Многие были огорчены и даже возмущены. Камерная музыка – это совершенно другой жанр, причём не всеми любимый.

Лично мне было очень любопытно: а как Марков справится с романсами? Хотя, если подойти к теме основательно, само понятие «романс» применительно к программе концерта не совсем правильно. Разве «Баллада» Рубинштейна – романс? Или «Серенада Дон Жуана» Чайковского? Я бы назвала их вокальными миниатюрами… Просто так принято называть камерные вокальные произведения – «романсы».

Жанр этот очень, очень непростой! Певцу не спрятаться за оркестр или партнёров. Аккомпаниатор может помочь как-то завуалировать некоторые вокальные проблемы, но всё же - исполнитель остаётся со зрителями один на один. Ещё, как мне кажется, певцу (певице) очень важно найти СВОЕГО аккомпаниатора. Это тоже очень непросто…

Итак, на сцену Малого зала вышли Алексей Марков и Яна Зубова (партия фортепиано). Как мне кажется, Зубова составила с певцом очень хороший ансамбль. В концерте участвовала также сопрано Мариинского театра Анастасия Калагина.

Певец начал с «Баллады» Рубинштейна. Обрушив на слушателей всю мощь своего голоса-), Марков словно бы задал концерту определённый настрой. Но, как потом оказалось, в программе было много элегических миниатюр. В дуэте с Калагиной он спел «Горные вершины» Рубинштейна; пел также «Для берегов отчизны дальней» Бородина, «Степью иду я унылою» Гречанинова – вещи «размышлительные»-) В программе первого отделения были также два романса Глинки «В крови горит огонь желанья» и «Я помню чудное мгновенье», «Октава» и «Редеет облаков летучая гряда» Римского-Корсакова. Закончил первое отделение «ударным» романсом Малашкина «О, если б мог выразить в звуке…». Калагина в первом отделении спела «Не ветер, вея с высоты» Римского-Корсакова.

После первого отделения общее впечатление от концерта было вполне хорошим. Певец заметно волновался. Если не ошибаюсь, это был первый концерт Маркова в жанре русского романса. В общем, «первый блин». Мне понравилось, как он спел «Балладу», «Степью иду я унылою» и «О, если б мог выразить в звуке». Другие миниатюры тоже были исполнены вполне неплохо, но всё же Марков уступил многим исполнителям, певшим те же произведения до него. ИМХО, как говорится. В антракте я побеседовала с некоторыми знакомыми. Все пришли к выводу, что певец слишком форсирует голос. То ли зал не прочувствовал, то ли действительно считает, что романсы надо петь «громко».

Во втором отделении певец пел романсы Чайковского и Рахманинова. Все вещи – узнаваемые и любимые (и у всех была масса интерпретаторов). «Хотел бы в единое слово», «Я тебе ничего не скажу», «Ночи безумные», «Серенада Дон Жуана» Чайковского, «В молчаньи ночи тайной», «Вчера мы встретились», «О нет, молю, не уходи», «Я был у ней» Рахманинова – все эти романсы пели очень известные певцы. Сразу скажу, что Марков некоторым из них проиграл.

Вообще, лично для меня непревзойдённым исполнителем романсов Рахманинова является Юрий Гуляев – певец, обладавший замечательным голосом и какой-то особой задушевностью. «Вчера мы встретились» он пел изумительно! Впрочем, как и многие другие романсы. Конечно, нет смысла сравнивать Маркова и Гуляева…Сравнивать – вообще очень неблагодарное дело. Могу сказать, что за последние годы я редко бываю на камерных концертах вокалистов. Возможно, есть новые исполнители, добившиеся выдающихся успехов в исполнении романсов. Лично я таких не знаю… Из последних «могикан» один С.Лейферкус держит марку.

Надо сказать, что участие в концерте А.Калагиной несколько разнообразило программу. Лёгкое сопрано и романсы редко «дружат» (опять-таки, ИМХО). Калагина во втором отделении спела «Серенаду» («Ты куда летишь, как птица») Чайковского, «Сумерки» и «Здесь хорошо» Рахманинова. Все эти романсы лёгкому сопрано вполне подходят. И всё же… И Калагина не избежала сравнения с другими исполнительницами этих миниатюр; и, опять-таки, сравнение было не в её пользу. Певица эта мне симпатична. То, что она поёт романсы, могу зачесть ей в «плюс». Как мне кажется, пение романсов развивает творческое воображение…

Марков, увы, элементарно не справился с нервами. Иначе чем объяснить два срыва (в народе именуемые «петухами») при исполнении романсов Рахманинова? Спев очень неплохо романсы Чайковского, на романсах Рахманинова Марков «прокололся»((( Первый промах случился на «В молчаньи ночи тайной», второй – на последнем романсе программы «Я был у ней…». И без того нервничавший певец заметно «потух»… Очень жаль, что всё так обернулось. Возможно, что Марков просто-напросто был простужен.

Публика принимала всех исполнителей очень хорошо. Аплодировала, дарила букеты (всем троим участникам концерта), кричала «Браво!». Концерт записывался телевидением. В общем, чисто внешне у концерта были все признаки успеха. Калагина и Марков спели один «бис» - «Ванька Таньку полюбил» (автора не знаю).

Подведём резюме.

То, что Марков решился на этот концерт, лично в моих глазах его нисколько не дискредитировало. Я слышала от разных людей совершенно «убийственные» характеристики программы (типа «профанация»); скептически настроенные любители оперы говорили, что Марков взялся за совершенно чуждый ему жанр… Но ведь когда-то надо начинать! Я глубоко убеждена, что Марков рождён для камерной музыки. Впервые услышав его в опере (это был Елецкий в «Пиковой даме»), я отметила для себя очень важное качество этого певца – любовь к нюансам и интонационное разнообразие. Невозможно петь романсы, просто произнося слова и «подавая» голос как можно выигрышнее. Слушателю будет скучно… Каждую вокальную миниатюру надо прожить.
Иначе просто нет смысла браться за этот жанр – «романсы русских композиторов».

Когда Марков решится на следующий камерный концерт – я обязательно постараюсь на него сходить. Уверена, что он пройдёт гораздо лучше, чем этот, первый. ИМХО, как говорится…
Tags: Калагина, концерт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments