ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Женщина без тени Р.Штрауса 16.11.2009 г.

Пока Большой театр морально подготавливает свою публику к «Воццеку» Берга, Мариинка выпустила свою премьеру «современной оперы» (которой уже девяносто лет, между прочим) – «Женщину без тени» Р.Штрауса. Премьера, как это ни банально звучит, прошла с большим успехом.
Из опер Рихарда Штрауса я до этого дня слышала только «Саломею», которая произвела довольно сильное впечатление. Всё собиралась сходить на «Электру» и послушать Гоголевскую, но поход постоянно откладывался((( Наверное, потому, что если очень хочется, то время всегда найдётся; а если не очень…

«Саломея» - опера короткая, а «Женщина без тени» - опера о-о-о-чень длинная)) Начавшись в 19-15 (ну, не может Валерий Абисалович начинать спектакль без задержек!), опера закончилась в 23-45. Публика уходила после второго действия, но таких зрителей было не так уж и много. Людей можно понять – транспортная проблема и всё такое прочее. У меня давно назрел простой вопрос: почему премьеру назначили на понедельник, а не на субботу или воскресенье с началом, скажем, часов в восемнадцать? Нет на него ответа(((
Люди могли уйти ещё и по другой причине: само действо не понравилось. Наконец, музыка могла элементарно утомить.

Зал был забит практически до отказа. В фойе до начала оперы и в антрактах с наплечными камерами сновали крепкие молодые люди, которые брали интервью у публики. В публике были опознаны известные личности. В частности, в царской ложе я видела Людмилу Вербицкую – бывшего ректора Петербургского университета.

Ещё мне показалось, что в зале работала «глушилка» для мобильников. Ни одного звонка за всё время спектакля! Это просто невероятно для наших сегодняшних реалий.

Премьеру пели: Император – А.Амонов, Императрица – М.Худолей, Кормилица – Е.Витман, Посланник духов – Н.Путилин, Барак, красильщик – Э.Умеров, Жена Барака – О.Сергеева. В спектакле участвовал детский хор, который пел, как мне показалось, практически безупречно.

Места в яме оркестру было мало, и он захватил правую ложу бенуара на уровне оркестра (директорскую?), в которой обычно сидят юбиляры на своих бенефисах (левую я просто не видела, так как сидела слева на 1 ярусе), и третий ярус. Музыканты в яме сидели как сельди в бочке. Я попыталась было их сосчитать, но затею эту бросила после шестидесятого номера-)) Хоры появлялись на третьем ярусе (справа) и в фойе; солисты, певшие маленькие партии «Голос свыше» (Е.Крапивина), «Явление юноши» (А.Тимченко) и «Хранитель порога храма» (Л.Дудинова), пели на втором ярусе, как раз за золотой короной Российской империи.

Самое сильное впечатление на меня произвёл оркестр во главе со своим дирижёром. Опять банальности пишу! Но это действительно так. Почему-то медь у Гергиева почти не «лажала», по своему обыкновению. Хорошо играли струнные; понравилось соло на виолончели в третьем(?) акте… Очень хорошо пели хоры – и детский, и взрослый.

Музыка? Она оказалась вовсе не такой утомляющей, как можно было ожидать. Сплошной поток звуков, без раздела на «номера». Где-то читала, что Штраус подражает Вагнеру. Может быть, может быть… Тем не менее, в совокупности со сценическим действием и очень приличным вокалом (для нашей сцены – подчёркиваю!) музыка понравилась. Не могу сравнивать наших исполнителей с зарубежными – не слышала ни одной записи «Женщины без тени».

Постановка показалась очень интересной. Впервые за последнее время меня не раздражал перенос части действия в современность. Может быть, потому, что собственно «потусторонняя» жизнь показана очень красочно – с красивыми, хотя и не слишком сложными декорациями и яркими костюмами. Император одет в одежду китайских вельмож, да и Кормилица тоже весьма живописно экипирована. Посланник духов и Голос сокола (Т.Кравцова) тоже имеют красочную одежду "в китайском стиле". Императрица облачена во вневременное "парадное" платье из парчи с пышной юбкой.

На протяжении всего спектакля на два сетчатых занавеса проецируются «живые картинки» - волны, облака, стая птиц. Всё это выполнено, по-моему, очень квалифицированно. Для человека, имеющего хоть какое-то воображение, сцена мгновенно превращается в бушующее море или в бескрайнее небо.

Как показать бедность на сцене? Очень просто: в комнате-гараже с низким потолком старая, обшарпанная мебель, старые стиральные машины, старый холодильник типа «ЗИЛ», незатейливая пластмассовая посуда… Хозяева этого жилища одеты скромно и как-то серо… Красильщик – в простой свитер, его жена – в старые джинсы и какую-то безликую блузу. Три брата-нахлебника (Горбатый, Одноглазый и Однорукий) всем своим видом наводят на хозяйку тоску.

Когда Императрица и Кормилица приходят в дом Барака, на них уже скромные платья (Кормилица ещё и в фартуке). Надо им только одно: получить от Жены Барака тень, чтобы муж Императрицы - Император через три дня не превратился в камень… В ход идёт обольщение самого разного толка: женщину соблазняют побрякушками, красивыми тканями… Ей обещают «настоящего мужчину» вместо «недостойного её старого, некрасивого мужа». Видение «будущего любовника», появляющееся из люка, почему-то имеет зелёно-синий цвет лица (наверное, из-за подсветки))) Мне очень понравилась сцена «соблазнения» Жены Барака. Когда муж уходит на рынок торговать тканями, в бедной комнате вдруг начинает таинственно мигать свет, и изо всех «щелей» появляются «восточные красавицы» (артистки миманса или балета и три Служанки). Они выходят из… стиральных машин, холодильника, дверей, шкафов! Возможно, приём этот не новый, но мне показался просто находкой. Красавицы мгновенно «коронуют» Жену Барака диадемой, обворачивают её в роскошные ткани. И женщина решается отдать свою тень, а вместе с ней и возможность рожать детей, в обмен на эту мишуру…

Сцена ссоры Жены Барака и Барака произвела на меня сильное впечатление. Истерика женщины, растерянность и твёрдость её мужа были сыграны замечательно. Жена признаётся мужу в том, что ведёт двойную жизнь и встречается с любовником. Муж заносит над женой меч, она почти готова принять смерть; но в последний момент признаётся, что эта измена – только в мыслях…
Финальный акт – самый «оперный». Потусторонний мир, сказочные превращения… Императрица, уже почти добившаяся своей цели, понимает, что счастья ей не построить. Барак будет страдать… Этот человек и его горе пробудили в душе Императрицы (бывшей когда-то Ланью) человеческое чувство сострадания. Спасти горячо любимого мужа, уже почти полностью превратившегося в камень, и свою любовь ценой чужого несчастья она не может. Героиня отказывается от последнего средства обрести тень…

Происходит чудо! Бывшая фея становится Женщиной. У неё появляется тень, и она будет матерью. Огромный камень распадается, и из него "живой и здоровый" выходит счастливый Император.

Попав в чистилище, Барак и Жена Барака тоскуют. Оба понимают, что не смогут обрести счастья друг без друга. И высшая сила дарует им шанс начать всё сначала…

Больше всех исполнителей мне понравились М.Худолей и Э.Умеров. Худолей к середине второго акта распелась не на шутку. Когда её героиня стала понимать человеческие страдания, в голосе певицы появились нежность и теплота. Обращение к отцу (повелителю духов Кейкобаду) в начале третьего акта Худолей провела с большой самоотдачей. Единственное «но», которое отвлекало меня от её пения - дурацкий шлейф к красивому платью. Певица была вынуждена постоянно придерживать его то одной, то другой рукой. Я всё думала: почему бы этот шлейф не закрепить какой-нибудь незаметной булавкой, чтобы он до поры до времени не проявлял свой норов. Шлейф, как потом догадались зрители, символизировал ту самую тень((( В итоге, обретя тень, Императцица с облегчением отбросила шлейф за спину.

Умеров был очень, очень проникновенен! Его героя искренне было жалко. Пел, по-моему, прекрасно.

Сергеева замечательно сыграла взбалмошную, несчастную, истеричную Жену Барака. К сожалению, голос её иногда срывался на крик. Проблемы Сергеевой никуда не делись((( Публика, однако, принимала её замечательно.

Амонов-Император спел неплохо. Поскольку певец это – «не мой», добавить что-либо к этой характеристике – «неплохо» - не могу. Говорят, Император – партия наисложнейшая. Не знаю; я других Императоров не слышала. Певцу очень подошёл костюм и грим.

Путилин тоже был на высоте - в прямом и переносном смысле. Его в самом начале спектакля подвесили на какую-то люльку в виде рыбы, и он в ней висел и пел)) Партия небольшая, но колоритная.

Понравилась Витман-Кормилица, и прежде всего – игрой. Не могу представить эту певицу Азученой или Марфой. А Кормилица у неё получилась очень даже хорошей.

На поклонах самая большая овация досталась Гергиеву, хотя и певцам, и постановочной бригаде (Д.Кент – режиссёр, П.Браун – художник-постановщик, Т.Митчел – художник по свету) аплодировали хорошо. Несмотря на поздний час, публика вызывала и вызывала артистов.
Вышла из театра в замечательном настроении! Шла на «тягомотину с громоподобной музыкой», а попала на очень крепкий спектакль, в котором все исполнители были на месте.

Обязательно пойду на эту оперу ещё раз! Может быть, и не один.Но только попозже)))

Пыталась снимать поклоны((( В зале были такие потёмки, что с трудом удалось что-то заснять.

Слева направо: Е.Витман, Э.Умеров, А.Амонов, Н.Путилин и братья Барака: Одноглазый -А.Спехов и Горбатый - А.Попов

Те же персонажи и М.Худолей - Императрица. Справа на заднем плане - Т.Кравцова-Голос сокола

Участники спектакля с дирижёром и членами постановочной бригады

А здесь в центре - О.Сергеева, Слева - две Служанки (мною не опознанные).

Tags: Амонов, Витман, Женщина без тени, Сергеева, Умеров, Худолей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments