ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Галина Мезенцева

Галина Мезенцева – часть третья
Мезенцева станцевала весь классический репертуар театра. Она была участницей премьеры «Сильфиды» в 1981 году, танцевала «Раймонду», даже выступила в «Корсаре», когда почти все ведущие балерины театра станцевали кто Медору, кто Гюльнару, а кто и ту, и другую. Раймонду и Медору я не видела. Могу предположить, что партию Раймонды она танцевала хорошо, но не блестяще с точки зрения техники. Есть телефильм «Раймонды многоликий образ», в котором участвуют четыре балерины: Ченчикова танцует 1 картину, Мезенцева – сцену «Сна», Кунакова – 3-й акт, и, наконец, Комлева – венгерское гран-па.

В этом фильме, по-моему, все балерины очень удачно «расставлены по местам». Мезенцева мне нравится необычайно, особенно в вариации. Очень жаль, что я не видела спектакль целиком. На «Корсаре» я тоже не была, но слышала, что балерина слишком перестаралась, танцуя па-де-де. Она решила крутить двойные фуэте, и в результате их сорвала. В «Сильфиде» она великолепно проводила все пантомимные места, прекрасно смотрелась в декорациях этого чУдного балета. На премьере зрители отмечали её сходство с легендарной Тальони. Но Тальони танцевала совсем другой спектакль… В балете Бурнонвиля исполнители главных ролей сверкают заносками. Мелкая техника никогда не была «коньком» Мезенцевой. Так или иначе, но ей отдали премьеру, а второй спектакль – Колпаковой, которая справилась с текстом роли лучше. 
Удалось мне увидеть и такие интересные роли для любой классической балерины, как Сильфида в «Шопениане» и Китри. «Шопениана» была праздничной, в честь 100-летия Нижинского. Мезенцева, в отличие от традиций, танцевала «Прелюд», а не «Мазурку». Вот это было великолепно! Мне кажется, ради «Прелюда» она и вышла на сцену. Я сидела очень близко, в первых рядах партера, и видела всех исполнителей очень хорошо. Руки Мезенцевой во всех балетах были очень выразительными, и в «Шопениане» зрители увидели Сильфиду, танцующую музыку.
            Неожиданно интересной оказалась Китри. Мезенцева станцевала утренний спектакль «Дон Кихот» накануне своего дня рождения. Наверное, руководство пошло навстречу балерине (возможно, она просто согласилась «выручить» театр, у которого не нашлось другой исполнительницы). Кажется, это был абонементный спектакль. Было это уже в конце карьеры балерины в Кировском театре. Она очень давно не танцевала этот балет, по крайней мере, после травмы – точно ни разу. Я сидела в ложе бенуара, очень близко к сцене, и наслаждалась элегантностью и очарованием Китри-Мезенцевой. Никаких технических чудес она не показала, но была чрезвычайно интересной! Танцевала по-петербуржски, как теперь говорят. Кстати, финальное па-де-де у неё прошло очень удачно. В антрактах балетоманы отмечали красивые позировки, «испанские» руки балерины.

 Галина Мезенцева, конечно, танцевала и современный репертуар. Она какое-то время сотрудничала с Борисом Эйфманом, танцевала его мини-балет «Двухголосие» (поставленный для пары Осипенко-Марковский), «Мастера и Маргариту». «Двухголосие» я видела в сборном концерте, и они с Константином Заклинским имели большой успех.
После тяжелейшей травмы она станцевала премьеру «Витязя в тигровой шкуре» на музыку Мачавариани в постановке Виноградова. Кажется, это была единственная большая премьера, поставленная на Мезенцеву. Спектакль этот был очень противоречивым, по крайней мере, для меня как зрителя. Поэма Шота Руставели многогранна, и передать все сюжетные линии в балете невозможно. Героиня – принцесса Нестан-Дареджан – любит воина Тариэла. К ней сватается царевич каджей (каджи - это полулюди-полуволшебники), и отец отдаёт руку дочери ему. Тариэл с одобрения Нестан убивает царевича. Свита царевича, приехавшая вместе с ним, похищает Нестан. Тариэл уходит на поиски возлюбленной, ему помогает друг – Автандил. Они находят прекрасную Нестан, превращённую каджами в уродину. В конце концов, благодаря любви Тариэла, героиня сбрасывает чары и становится прежней.
Мезенцева в этом балете, со слов самого постановщика, сделала то, о чем он даже и не мечтал. Она показала превращение красавицы в уродину, не прибегая к каким-то внешним эффектам (например, особому гриму); вся пластика героини - дёрганная, вульгарная, говорила о том, что принцесса заколдована.
Лично мне очень нравилась сцена, в которой Нестан «передразнивает» жениха-царевича, копируя его несколько кукольную пластику (царевич каджей - великолепная работа Сергея Вихарева).
Как бы ни оценивали спектакль «Витязь в тигровой шкуре» критики и специалисты, главным критерием удачи балетмейстера всегда является успех у зрителя. Балет нравился, но не так, как, скажем, та же «Легенда о любви». Мезенцева танцевала этот спектакль с Эльдаром Алиевым, подходившим ей по росту и стати. Но я видела и один спектакль, где партнёром Мезенцевой был Рузиматов. Рузиматов станцевал премьеру во втором составе, где его партнёршей была Татьяна Арискина – худенькая и очень гибкая танцовщица. Не знаю, почему, но не очень подходящие друг другу по физическим данным и возрасту Мезенцева и Рузиматов оказались в одном спектакле и, как ни странно, очень достойно выглядели. Фарух выполнял все поддержки если не лихо, то надёжно.
            Наверное, лучшими ролями Галины Мезенцевой в репертуаре ХХ века были Мехменэ Бану и Эсмеральда. Роль Мехменэ Бану любима артистками и зрителями – и есть за что! Не буду сравнивать всех исполнительниц «Легенды о любви» - неблагодарное это дело… Роль «легла» на данные Мезенцевой очень удачно. У балерины был темперамент, какой-то внутренний огонь, который сжигал царицу. Внешность балерины, её чёткие позы, удлиненные линии рук и ног были словно созданы для хореографии этого балета. Глаз нельзя было оторвать от Мезенцевой! И, что очень важно, царственность героини угадывалась бы, даже если Мехменэ была одета в лохмотья, а на её голове не было бы короны. Как она держала себя с придворными в первой картине! Она едва поворачивала голову, слушая советников и лекарей; душа царицы жаждала чуда. И чудо пришло в лице Незнакомца! Красоту она отдавала без колебаний; прощание с красотой (мне очень нравится этот момент спектакля у всех исполнительниц) было печальным, но и давало надежду. Любовь к Ферхаду сожгла Мехменэ. К концу спектакля она угасала.
Я видела, к сожалению, только один спектакль «Легенды» с участием любимой балерины. Прекрасен был дуэт с Ферхадом – Алиевым, и очень интересно после этого дуэта смотрелся диалог с Ширин-Евтеевой. Ширин так отчаянно врывалась к сестре, требуя вернуть ей Ферхада, что царица, наконец, решалась отменить испытание.
Реакция зала на спектакль была «ураганная». До сих пор вижу Мезенцеву, утопающую в цветах, какую-то трогательную и даже растерянную…
              Мне посчастливилось неоднократно видеть спектакль "Собор Парижской богоматери" в постановке Ролана Пети. Не всем нравился этот балет. Кто-то считал, что уже при переносе на нашу сцену в 1977 году он устарел, кого-то шокировала хореография. Я видела зрителей, уходящих из театра после первого действия.
Для меня этот спектакль был праздником. А если Эсмеральдой была Мезенцева, праздник был двойным. Её Эсмеральда была прекрасна, чиста. Она радовалась жизни, несмотря ни на что. Больше всего я любила дуэт с Квазимодо из начала второго акта - самым популярный фрагмент балета, который танцевали в концертах и на международных конкурсах. У Мезенцевой был прекрасный партнёр - Николай Ковмир, лучший Квазимодо, по-моему, на нашей сцене. Но как-то мне довелось увидеть её в паре с Бережным, и этот дуэт тоже оказался прекрасным.
            Эсмеральда Мезенцевой потрясала меня актёрской игрой. Она искушала Клода Фролло, не ведая того. Она влюблялась в Феба (в этой роли очень хорош был Заклинский), не понимая, что в его душе нет любви. Зритель переживал историю Эсмеральды вместе с балериной.  В конце спектакля, когда Квазимодо вынимал её из петли и уносил в глубину сцены, тело балерины раскачивалось, как маятник, поочерёдно обнимая Квазимодо то справа, то слева. После этой сцены всегда следовала овация.
            Замечательно станцевала балерина Хозяйку медной горы в «Каменном цветке». Подготовила её за 10 дней, и как! Спектакль ставили на Аллу Осипенко, и Хозяйка стала любимой ролью этой замечательной балерины. Я видела записи Осипенко в этом балете – это чудо какое-то! Фантастическое существо, полу-женщина, полу-ящерка. Даже по фотографиям видно, какая это была выдающаяся работа. Физические данные Мезенцевой  были совсем другие. Они позволили ей немного изменить пластику героини, сместить акценты. Её Хозяйка тоже была ящерицей, но другой, змееподобной. Это была царица подземного царства, менявшая лики. Она была и ящеркой, и, как это и задумано балетмейстером, влюблённой, но отвергнутой женщиной.
            Мне приходилось слышать от любителей балета, что «Каменный цветок» - скучный спектакль. По-моему, всё зависит от исполнителей. Дебют Мезенцевой прошёл блистательно! В театральной ложе сидел Аскольд Макаров – один из первых исполнителей партии Данилы. Через пару дней в «Вечернем Ленинграде» появилась его восторженная рецензия на этот спектакль. Он поставил Хозяйку Мезенцевой в один ряд с Осипенко и Зубковской, которая тоже была очень хороша в этой роли.
            Балерина Галина Мезенцева в 1991 году уехала работать за границу. Обстановка в родном театре была нервной, и многие артисты покинули его. Лично мне такой поворот событий казался просто преступлением перед зрителем. «Незаменимых нет!» - говорили нам. Какая чушь! До сих пор вспоминаю Маргариту Куллик, Владимира Кима, Ларису Лежнину, Елену Панкову, Кирилла Мельникова, Ирину Шапчиц, Ольгу Волобуеву… В 45 лет театр покинула Татьяна Терехова, которая еще могла танцевать и танцевать. Возможно, некоторые артисты уехали, понимая, что в Мариинском театре они не добьются высокого положения из-за конкуренции (например, Анастасия Дунец и Марина Чиркова). Но меня не оставляет чувство, что последний, о ком думает руководство театра, - это зритель. Свой, родной зритель, выросший на балетах Мариинского театра, любящий не только примадонн и премьеров, но и скромных корифеев и артистов кордебалета. И, похоже, это надолго…
Китри

Мехменэ Бану

Мехменэ Бану


Витязь в тигровой шкуре. Э.Алиев - Тариэл
Еще одна фотография Мезенцевой в роли Нестан-Дареджан - на фотосайте:

Каменный цветок - Хозяйка Медной горы


Сильфида (Джеймс - Еврений Нефф)


Эсмеральда


Эсмеральда


Эсмеральда и Квазимодо (Николай Ковмир)
 

 


                       
            

Tags: Мезенцева
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments