ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Иван Сусанин" Кавоса в КЗ Мариинского театра 29.04.2021 г. - концертное исполнение.

Довелось мне с третьей попытки послушать такой раритет, как "Иван Сусанин" К.Кавоса, увидевший свет задолго до "Жизни за царя" Глинки - в 1815 году.  Оперу эту нам обещали ещё год назад, но из-за пандемии дважды переносили. И вот, наконец, свершилось :)

Ну, что сказать? Это совершеннейшая прелесть! Как нам сообщили в программке, в 1815 году крестьянин не мог быть героем серьёзной оперы.

Цитирую статью А.Булычёвой из программки: "О крестьянине можно было сочинить лишь комедию, с разговорными диалогами между номерами, что либреттист Шаховской с Кавосом и исполнили. Но герой комической оперы не может погибнуть. В крайнем случае авторы могли погубить злодея (как сделал Гретри в опере «Рауль Синяя Борода») – только не положительного героя! Отсюда возникла парадоксальная ситуация: спасение боярина Михаила Романова отошло на второй план, а на первый план вышла задача спасти Ивана Сусанина. Место главной идеи заняла сентенция «Пусть злодей страшится и грустит весь век; должен веселиться добрый человек».

Программа с сайта театра:

Музыка Катерино Кавоса
Либретто Александра Шаховского
Редакция и инструментовка Георгия Дмитриева
Музыкальный руководитель – Лариса Гергиева
Концертмейстеры: Василий Попов, Юрий Кокко, Яна Русинова
Хормейстер – Павел Теплов
ИСПОЛНИТЕЛИ:
Иван Сусанин – Ярослав Петряник
Маша – Ольга Маслова
Матвей – Савва Хастаев
Алексей – Дмитрий Воропаев
Есаул – Дмитрий Гарбовский
Ансамбль Академии молодых оперных певцов Мариинского театра
Симфонический оркестр Мариинского театра
Дирижер – Николай Хондзинский.

Надо сказать, что сюжет напомнил мне некоторые мексиканские сериалы :) Всё действие происходит в избе Сусанина. Как авторы оперы умудрились втиснуть сюжет в одну декорацию? Да так же, как сценаристы упомянутых мною сериалов: обо всех событиях и действиях  во внешнем мире рассуждают герои, сидящие в избе :) Вот и Сусанин водил-водил "супостатов" по болотам, да и пришёл домой - "заблудился". Супостаты стали что-то подозревать, но тут как раз подоспели русские воины, за которыми послали жениха Маши Матвея. И все стали "веселиться" :)

Разговорные диалоги полны наивности, но арии весьма интересны. Больше всего "работы" у Маши. Ольга Маслова мне очень понравилась! И на поклонах ей аплодировали больше всех.

Очень трудная партия у тенора, поющего Матвея. Хастаев не всегда был убедителен.
Заглавный герой поёт мало, но много говорит :)

На всё про всё (с антрактом) ушло 2 часа 15 минут. Возможно, были сокращения партитуры, но в аннотации говорится, что опера короткая.

Конечно, с такой глыбой, как "Жизнь за царя" Глинки, эту оперу не сравнить. Тем не менее, музыка Кавоса мелодична, а партия Маши - затейлива и трудна.

Публика приняла это концертное исполнение с энтузиазмом :)

Несколько фото с поклонов:


О.Маслова



   С.Хастаев


    С.Хастаев и Я.Петряник


Д.Воропаев


Д.Гарбовский
Tags: Иван Сусанин, Концертный зал Мариинского театра, Маслова, опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments