ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Кировский балет 70-х-90-х годов - Ольга Лиховская


Ольга Лиховская начала танцевать в Кировском театре в конце 70-х. Помню, как оказалась в первых рядах партера КЗ «Октябрьский» на одном из вечеров балета, когда Лиховская танцевала в «Шопениане». Танцовщица сразу обратила на себя внимание. Очаровательное лицо, очень хорошая фигура… Помню, как две пожилые зрительницы, сидевшие по соседству, с умилением разглядывали Лиховскую в бинокль и обсуждали её как «очень, очень перспективную лирическую танцовщицу».

Шли годы. Я ходила на спектакли и концерты Кировского театра, и очень часто видела Ольгу Лиховскую. Она танцевала лирический репертуар: Марию в «Бахчисарайском фонтане», Катерину в «Каменном цветке», уже упомянутую мною «Шопениану». Танцевала она и Фею Нежности, Фею Сирени и Флорину в «Спящей красавице», Наталью Николаевну в балете на музыку А.Петрова «Пушкин» в хореографии Н.Касаткиной и В.Василёва. Станцевала «Жизель» и один из самых трудных балетов в мировом репертуаре – «Лебединое озеро».

Совершенно не помню эту танцовщицу в каком-нибудь вставном па-де-де или вариации. Наверное, потому что она просто не танцевала такой репертуар-)

Каковы были основные достоинства этой солистки (наверное, при нынешней иерархии звание Балерины она бы не получила точно)? Чистота линий в адажио, мягкие руки, хорошие мимические способности… Если честно, то мне этих достоинств было маловато. Я любила балерин с хорошими техническими данными, с неподдельным темпераментом. Мне всегда казалось, что Лиховская – «скучная» танцовщица, если можно так выразиться.

Её Катерина в «Каменном цветке» была «правильной» - нежной, любящей. Не помню совершенно каких-то особенностей её характера. В том спектакле, который я видела, Хозяйкой была Мезенцева (Хозяйкой в прямом и переносном смысле))), и Катерина отошла на второй план, по крайней мере, для меня.

Её Флорину в «Спящей» я не видела (или просто её не помню); Фея Нежности была очень даже неплохой. Фея Сирени, как мне кажется, проигрывала некоторым исполнительницам этой партии – той же Кунаковой или Асылмуратовой.

Наталья Николаевна в балете "Пушкин" была неким собирательным образом русской женщины. Премьеру станцевала Колпакова , на которую и ставили спектакль и которую я так и не видела в этой партии . Я сходила на спектакль, в котором Пушкина танцевал Р.Багаутдинов,  а Наталью Николаевну - О.Лиховская.  Роль Натальи Николаевны очень ей подошла.
Вообще, этот балет мне не очень понравился, и я на него сходила  всего один раз. Вскоре спектакль сняли с репертуара.

Её  Жизель меня разочаровала, хотя перед спектаклем я слышала очень хорошие отзывы об этой работе Лиховской. Кто-то говорил, что она – едва ли не самая нежная Жизель в театре. Не знаю, почему она мне не понравилась. Очень хорошо помню, что перед гаданием на ромашке эта Жизель прижала цветок к груди и закрыла глаза, как бы молясь. Вообще она производила впечатление набожной девушки - неплохо, по-моему, для создания неповторимого образа этой героини.

К сожалению, второй акт танцовщица танцевала так, как будто бы проглотила кол-( У меня сложилось такое впечатление, по крайней мере. Мне всё время резала глаз прямая спина Жизели-вилисы – даже в тех позах, когда Жизель как бы стелется над землёй…

Впрочем, мои впечатления основываются только на одном спектакле.

В театре в 80-е годы было пять постоянных исполнительниц «Лебединого озера» - Мезенцева, Терехова, Ченчикова, Кунакова и Асылмуратова. Часто эти балерины гастролировали – кто с театром, кто – сама по себе-) Я не могу иначе объяснить то обстоятельство, что Лиховской дали станцевать этот спектакль. Сначала она «обкатывала» вторую картину в концертах, а потом, наконец, получила спектакль.

Что сказать? Мне всегда казалось, что чисто лирическая танцовщица, к каковым я всегда относила Лиховскую, не подходит для такого сложного балета, как «Лебединое озеро». Одетта была ещё более-менее приличной и в какой-то степени традиционной для 70-х-80-х годов. Просто сейчас в театре уже другие каноны исполнения этого балета. Все (или почти все) почему-то изображают гордых, неприступных героинь… Одетта Ольги Лиховской нуждалась в защитнике. Она была очень трогательной королевой лебедей. Одиллия же получилась аристократичной, но не очень-то «бойкой»-) К тому же фуэте были заменены кругом тур-шене. Да и вариацию Лиховская исполняла в весьма умеренном темпе.

Но, тем не менее, этот балет танцовщица исполняла время от времени. Кто-то в шутку назвал Лебедя Лиховской «последний лебедь в веренице кировских лебедей».

В общем, открывая программку перед началом спектакля и находя в ней фамилию «Лиховская», я не очень-то радовалась. Знала, что увижу добротное исполнение какой-нибудь лирической партии, и только.

Моё отношение к героине этого «эссе» (если можно так назвать мои заметки) в один прекрасный день переменилось. Если точнее – оно переменилось за десять минут. Ровно столько идёт миниатюра М.Фокина на музыку Вебера «Видение розы».

В один из дней 1990 года (кажется, это было в феврале) театр давал вечер балета в честь 100-летия Нижинского. Интерес зрителей подогревался визитом Андриса Лиепы, который и должен был станцевать «Видение розы», подготовленное с помощью отца - Мариса Лиепы. Как известно, Марис Лиепа и Марина Кондратьева танцевали в 60-е годы эту миниатюру с большим успехом. И консультировала их первая исполнительница этого маленького балета – Тамара Карсавина.

Зрительный зал жужжал как никогда. Из Москвы приехал внушительный «десант» поклонников Лиепы. Я помню, как несколько человек стояли в проходе и деловито распределяли билеты – кому куда сесть. Не скрою – они меня удивили-:) Дело в том, что у Андриса был могучий «соперник» в лице Ф.Рузиматова, заявленного в третьем отделении во втором акте «Жизели» (партнёршей его была Ж.Аюпова). А партнёршей Лиепы была назначена Лиховская… Очевидно, москвичи беспокоились, что «их мальчик» получит меньше аплодисментов, чем Рузиматов. И всячески стремились не допустить этого.

Мне повезло сидеть во втором ряду партера. В первом отделении давали «Шопениану», в которой Мезенцева танцевала Седьмой вальс и Прелюд. Я была очень довольна «Шопенианой», и в антракте решила, что самое интересное в программе этого вечера уже позади.-:) Лиепу в «Видении розы» видела незадолго до его визита в Ленинград по телевизору (кажется, с Ананиашвили). Он мне категорически не понравился – показался слишком громоздким и грубым-(

До сих пор помню свои ощущения от «выхода» Лиепы в миниатюре Фокина. Сначала я заметила, что у него всё же очень хороший прыжок. Через несколько секунд с удивлением обнаружила, что у танцовщика прекрасное чувство позы. И меня совершенно покорили его фантастические руки! Это действительно был аромат розы, а не одетый в трико из розовых лепестков танцовщик. Аромат стремительно наступал, потом отступал, чтобы снова дразнить и дразнить спящую Девушку.  Его руки были в постоянном движении. В этих руках не было костей-:) Я почему-то вспомнила, как клубится дым; как он стелется по земле, заплетаясь в завитки, и потом исчезает… И аромат этой Розы тоже клубился вокруг героини.

А Лиховскую я просто не узнала! Танцовщица, которая мне всегда казалась немного «скучной», оказалась замечательной актрисой! Её героиня из утомлённой балом барышни в несколько минут превратилась в чувственную женщину. Она не понимала, что с ней происходит;  аромат Розы вёл её за собой, и она не сопротивлялась… Кто привиделся ей? Может быть, какой-нибудь поклонник, которого она неловко оттолкнула своим мнимым равнодушием? Кто знает…

Никогда ни одна исполнительница не производила на меня такого сильного впечатления в этом маленьком балете, как Лиховская. И лучше Лиепы на моей памяти этот балет никто не танцевал, в том числе и его отец. Правда, Лиепу-старшего я видела тогда, когда он был уже в очень зрелом возрасте.

Зал восторженно принял исполнителей. «Московский десант» напрасно боялся, что Андриса встретят прохладно. Вскоре артист был приглашён работать в Кировский театр.

После этого вечера я стала с интересом следить за творчеством Лиховской. Сходила на её «Анну Каренину» в постановке А.Проковски на музыку Чайковского, и осталась очень довольна. Спектакль был перенесён из репертуара Австралийского балета. Премьеру ставили на Махалину; в прессе и на телевидении были репортажи об этом событии, и постоянно упоминалась Махалина как «выдающаяся актриса». Даже не помню, упоминался ли в репортажах второй состав... Следует также  заметить, что в роли Кити выступила совсем молоденькая Лопаткина
 
Но и Лиховская оказалась прекрасной актрисой -). Я видела Махалину только по телевизору, в небольших фрагментах, и мне показалось, что в исполнении Лиховской героиня получилась более цельной.  Впрочем, сыгать такую героиню, как Анна,  даже если это не кино, не драматический театр, а балет - очень сложно. Тем более что балет оказался несколько иллюстративным... Анна Лиховской разрывалась между  сыном и возлюбленным... До сих пор помню картину "Деревня", в которой Анна, увидев крестьянского мальчика, бросается к нему и начинает целовать его...

 

В середине 90-х годов я редко ходила в театр. Не помню когда услышала, что Лиховскую пригласили в Варшаву на место примы. И она уехала…

Как это часто бывает, я слишком поздно поняла, что Лиховская - всё-таки интересная танцовщица.

Танец Ольги Лиховской можно посмотреть в записи "Жизели" 1982 года (с Мезенцевой и Заклинским), где она танцует Зюльму. Есть и запис ь "Шопенианы"  в одной из сборных программ.

Стала искать в инете фотографии этой танцовщицы. Нашла ссылку на балет «Леда и Лебедь» в постановке С.Вихарева на этой страничке:
http://bella-matveeva.narod.ru/teatr.html

Пришлось поискать фотографии у себя в книгах. Очень жаль, что нашла не самые удачные (на одной танцовщицу просто не узнать, на другой – слишком мелкое изображение лица). Но выложу то, что есть.


С С.Вихаревым - "Леда и Лебедь"

С В.Пономарёвым в "Бахчисарайском фонтане"

"Шопениана". В центре - С.Бережной. Слева -О.Лиховская, справа - И.Колпакова

 

Tags: Лиепа, Лиховская
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments