ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Балет Кировского театра 70-х - 90-х годов - Галина Мезенцева

Галина Мезенцева – часть вторая…


 


Одной из лучших ролей Мезенцевой была Жизель. Она станцевала эту роль не в самые первые годы работы в театре. Считалось, что Жизель должна танцевать балерина невысокого роста, ярко выраженного лирического дарования. Наверное, это правильно. Не знаю, кто настоял на том, чтобы Галина Мезенцева всё-таки взялась за эту роль. Наверное, Ольга Моисеева – её педагог.

          

           Жизель Мезенцевой отличалась от других исполнительниц. Она была горда своей любовью; счастье переполняло её. Тем страшнее было героине перенести обман возлюбленного. Бывало, что в сцене сумасшествия Мезенцева, как и Уланова когда-то, не распускала волосы – и это производило даже большее впечатление, чем растрёпанная голова… Я слышала (и читала где-то в недрах Интернета), что балерина слишком натурально изображала сумасшествие Жизели. Лично на меня эта сцена всегда производила сильнейшее впечатление… Во втором акте я любовалась бесконечными арабесками, бесплотностью, прозрачностью Жизели-Мезенцевой. Хороша она была и в паре, особенно с Заклинским и, пожалуй, Бережным. Бережной был хорошим партнёром, но не самым блестящим танцовщиком. В его руках Мезенцева казалась невесомой. 
         Помню один спектакль, в финале которого Жизель-Мезенцева, прощаясь с Альбертом-Заклинским, уже "уплывая" в кулису, вдруг потянулась к  нему. Многие балерины здесь протягивают руки к партнёру. Но у меня было полное впечатление, что через секунду она или обнимет лежащего на земле Альберта, или поцелует его, нарушив все традиции спектакля. Но этого не произошло... До сих пор вижу эту сцену!

Через какое-то время после отъезда Галины Мезенцевой  за границу я прочитала небольшое интервью Асылмуратовой и Заклинского. Они с грустью говорили о том, что из театра ушли многие очень хорошие артисты (помимо Мезенцевой, уехали Елена Панкова и Кирилл Мельников – супружеская пара, Маргарита Кулик и Владимир Ким – пара, которую буквально выгнал главный балетмейстер Виноградов; были и другие уехавшие). Оба с теплотой говорили о том, что без Мезенцевой театр стал другим… Константин вспомнил, что как-то в  «Жизели» Галина во 2-й акте на одной из поддержек закрыла глаза, и ему показалось, что она без сознания – настолько балерина слилась с образом вилисы…


            «Жизель» заснята в 1982 году, партнёры Мезенцевой – Заклинский (Альберт) и Терехова  (Мирта). Мне рассказывали, что съёмки проходили в очень нервной обстановке (иначе, наверное, в советское время и не бывало). Мне эта запись не нравится. В чём причина – не знаю. Всегда производившая сильное впечатление в роли Мирты Татьяна Терехова на этой записи кажется не такой уж «прыгучей»; Мезенцева во 2-м акте не производит такого впечатления, как в тех спектаклях, которые я видела. Или я просто слишком многого хочу? Не знаю, не знаю…


            Очень яркой ролью Галины Мезенцевой была Никия. Она танцевала «Баядерку» на протяжении всей карьеры. К сожалению, я видела только спектакли после травмы балерины. Актёрское мастерство Мезенцевой достигало в этом спектакле больших высот. Не знаю, возможно, с этим не согласятся многие балетоманы со стажем. Но я пишу о своих впечатлениях…


            Очень интересно проводила она первый акт. Встреча с Солором, признание в любви, объяснение с Брамином – везде она была очень живой и какой-то настоящей. Она любила Солора, понимая, что любовь эта запретна. Она с большим достоинством танцевала сцену с рабом; объяснение с Гамзатти проходило по-разному, в зависимости от партнёрши. Во втором акте, по-моему, трудно сыграть плохо (хотя это иногда бывает), а вот станцевать не очень убедительно очень даже можно. Никия Мезенцевой никогда не металась по сцене, взывая к окружающим: «Помогите!». Когда Брамин протягивал ей противоядие, она, бывало, в ужасе отползала от него (обычно в этот момент Никия бросает взгляд на Солора и Гамзатти и отказывается от помощи).


            Лучшего адажио в «Тенях», чем у Мезенцевой, я не видела. Мне очень нравятся в «Тенях» нынешние исполнительницы Лопаткина и Захарова – каждая по-своему. Лучшее исполнение вариации, по-моему, было у Комлевой (Мезенцеву в вариации частенько «шатало» на вращениях в арабеске). Но ни у одной балерины в адажио  я не видела такого растворения в музыке, как у Мезенцевой-Никии. И зритель чувствовал это! Когда она медленно двигалась, исчезая  в кулисе,  и звучала одинокая скрипка, публика замирала, и через секунду раздавалась овация.


            Сейчас многие балерины стремятся в «тенях» показать огромный шаг, принимая на поддержках позу «нога у уха», причём встают в эту позу через шпагат на 190 градусов. И зачастую это производит сильное впечатление на зрителя. Мезенцева умудрялась поражать зрителя какой-то невесомостью этой позы. Конечно, многое зависело от партнёра. Если Солором были Заклинский, Курков или Алиев, всё поддержки в «тенях» казались очень простыми. И, конечно, никакой «ноги у уха» там не было и в помине – балерины Кировского театра ещё соблюдали традиции императорского балета. Как ни странно, но фотография  из «Теней» с участием Мезенцевой и Заклинского помещена на обложку кассеты спектакля с участием Комлевой и Абдыева, записанного в 1979 году.


            Очень интересным было выступление Галины Мезенцевой в па-де-катр Пуни. Состав этого мини-балета был роскошным: Колпакова, Комлева, Сизова (Евтеева) и Мезенцева. Спектакль заснят на видео в начале 1980-х годов. Сейчас, через много лет, я всё-таки вижу некоторые недостатки в танце Мезенцевой-Тальони (какие – не скажу!). Но тогда, когда балерина танцевала эту партию, оторвать глаз от неё было невозможно! Красивые руки, гордая осанка, плавность движений – мне всё нравилось.  Если смогу сама сделать клип (у меня есть диск с этой записью) – обязательно выложу его в журнале.


            Ещё очень хочется написать о миниатюре Фокина на музыку Сен-Санса «Лебедь». Не буду перечислять всех славных исполнительниц этого шедевра. Мне, в отличие от очень многих любителей балета, нравится первая исполнительница – Анна Павлова. Конечно, записи Павловой несовершенны. Музыку под них явно подстраивают; но сами записи были сделаны ещё в эпоху немого кино. Мы, зрители конца 20 – начала 21 века, избалованы разными трактовками «Лебедя». Как-то мало показывали этот номер в исполнении Улановой. Но то, что я видела, мне тоже очень понравилось. Опять-таки, многочисленные выступления Майи Плисецкой по телевидению (на сцене её «Лебедя» я не видела) создали устойчивый образ Лебедя, плывущему по водной глади. Волшебные руки Плисецкой творили чудеса…


            Лебедь Мезенцевой стал событием. У неё всё было не так, как у Плисецкой, и это было замечательно! Мезенцева по-другому выходила на сцену, по-другому шла к рампе. Её Лебедь боролся за жизнь… Мне очень нравился костюм балерины, стилизованный под начало 20 века. Руки трепетали; в них была какая-то нервность. В фильме «Балерина Галина Мезенцева», снятом на Ленинградском телевидении в 1981 году, есть эта миниатюра. Никак не могу найти её запись…


Продолжение следует…




Жизель

Жизель

Г.Мезенцева -  Жизель, К.Заклинский - Альберт

Никия




Никия



"Лебедь" Сен-Санса


Лебедь Сен-Санса



Па-де-катр - Тальони
 

Tags: Мезенцева
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments