?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Балет Кировского театра 70-х-90х годов - Галина Мезенцева - Сижу и пишу
Записки "на коленке"
ivlae
ivlae
Балет Кировского театра 70-х-90х годов - Галина Мезенцева

Галина Мезенцева


 Это была моя самая любимая балерина. Сейчас, с высоты прожитых лет, я всё пытаюсь понять: почему? Она не блистала техникой, как Татьяна Терехова, не была красавицей, как Алтынай Асылмуратова. Она не танцевала стилистически безупречно, как Габриэла Комлева или Ирина Колпакова, не излучала добродушие, как Любовь Кунакова.

            Галина Мезенцева танцевала не так, как другие балерины – наверное, это было самым главным в её творчестве. Она умудрялась танцевать классику, не выходя за рамки академического танца, и в то же время вносить  в него какие-то свои, неповторимые нюансы. И она была замечательной трагической актрисой.

            Впервые я увидела её в телепередаче, когда молодую балерину представили в роли Одетты-Одиллии. Мезенцева показалась мне необычайно худой (даже слишком), и в то же время какой-то очень непохожей на других балерин в этой роли. Я тогда считала эталоном Майю Плисецкую. Ещё бы! Телевидение регулярно транслировало спектакли Большого театра, и чаще всего – «Лебединое озеро».
Потом был Московский международный конкурс артистов балета  (в 1977 году), на котором Мезенцева и Терехова завоевали для своего театра серебряные медали, проиграв киевлянке Нине Семизоровой и москвичке Алле Михальченко. Уже потом, в конце 80-х годов, когда в прессе стали появляться разоблачительные статьи, я прочитала о той совершенно несправедливой атмосфере, которая царила и на этом, и на других конкурсах в Москве. Ленинградских артистов «не пущали» на первые места после побега М.Барышникова – победителя Первого конкурса 1969 года.


            Да так ли уж это важно – какое место заняла Галина Мезенцева на конкурсе? Она вместе с В. Петруниным победила на конкурсе в Токио (в 1980 году). Конечно, это приятно и  для балерины, и для её поклонников. Но на сцену выходит, прежде всего, артист, человек, а не звание.

            Я увидела «Лебединое озеро» с Мезенцевой и Заклинским вскоре после Московского конкурса. Это был утренник для студентов (шли каникулы, и театр давал спектакли в будние дни по утрам). Боже ты мой, как встречали балерину! Какие овации были после спектакля! Не помню всех подробностей, но атмосфера была праздничной. Мезенцева была совершенно не похожа на Плисецкую – никаких волнообразных рук (у неё были трепетные, нервные руки).
            На протяжении всей карьеры Галины Мезенцевой я ходила на её «Лебединое», и каждый спектакль хоть чем-то, но отличался от других. Одетта была очень гордой, независимой, не слишком доверяющей Зигфриду. И она была настоящей королевой. Но были спектакли, когда Одетта становилась нежной и трепетной. С чем это было связано – не знаю. Возможно, всё зависело даже не от партнёра, а от настроения самой балерины. Одиллия очаровывала Зигфрида, завораживала его. Не помню ни одной злой  Одиллии.


            Существует запись спектакля «Лебединое озеро» 1986 года, где Мезенцева танцует с Заклинским-Зигфридом и Алиевым-Ротбардтом. Я не ходила на эту запись, но видела  первый спектакль «Лебединого» после травмы Мезенцевой, случившейся на репетиции «Асият» (Виноградов решил переработать «Горянку» - спектакль 1968 года). Мезенцева порвала ахиллово сухожилие. Это очень серьёзная для балерины травма! Мне приходилось читать, что прыжок пропадает практически на 100 процентов, даже после успешного лечения. От людей, близких к закулисью, я слышала, что травма была спровоцирована Виноградовым. Балерина чувствовала недомогание, отказывалась от репетиции. И тогда главный балетмейстер повёл её к директору театра – другого способа заставить её танцевать, наверное, не было! Я слышала, что треск лопнувшего сухожилия, раздавшийся в зале, поверг всех в шок.


Балерина долго лечилась, даже станцевала премьеру «Витязя в тигровой шкуре» в 1984(85?)  году (там всё было на полупальцах, и требовались, прежде всего, гибкость и актёрская игра). Но «Лебединое» долго оставалось мечтой поклонников Галины Мезенцевой.  Наконец, на каком-то утреннике её решили «выпустить».

            Зрители пришли на этот спектакль, что называется, «стройными рядами». Я всё гадала, заменит ли она фуэте (и так не слишком-то блестящие даже до травмы) на круг тур-шене. Но она пошла на фуэте (у меня сердце ушло – уж не знаю, куда) и сделала их! Конечно, её «повело» немного, но в целом всё было прилично. В спектакле чувствовалась осторожность, доселе мне незнакомая. И балерину можно было понять, конечно.

            Через какое-то время спектакль стали записывать на видео. Говорят, что французы заказали запись с Асылмуратовой, понравившейся им на гастролях в Париже. Алтынай тогда только начинала танцевать главные партии и была «не совсем крепка в ногах». Говорили, что Виноградов предпочёл Мезенцеву после травмы здоровой, но не очень умелой Асылмуратовой. Недавно я прочитала, что всё дело было в опасении главного балетмейстера: он боялся, что после такой рекламы, как видеозапись, Асылмуратову могли «переманить» на Запад.


            Как бы там ни было, но записывали пару Мезенцева-Заклинский. Заклинский был мужем Асылмуратовой, и он, конечно, хотел записываться с женой. На плёнке видно, какой он злой (особенно это видно на поклонах). Запись мне эта не нравится (я уже прочитала в Интернете, что некоторые балетоманы как раз смотрят эту запись после неудачных спектаклей в театре, как лекарство). Не нравится тем, что в  других спектаклях оба танцевали гораздо лучше. К тому же зрители, видевшие все дубли этой записи (а записывали каждый акт отдельно, а потом весь спектаккль целиком - всего четыре дня), говорили, что танцы часто прерывались оператором и режиссером - они всё время устраняли неполадки в аппаратуре. Тем не менее, я очень рада, что сохранилась эта плёнка.


            Вообще эта пара – Мезенцева и Заклинский – была моей самой любимой в Кировском театре. Они подходили друг другу по росту, и все поддержки им удавались на славу. Они нравились мне даже просто тогда, когда стояли рядом друг с другом. Замечательно смотрелись вместе в «Жизели» (есть записанный спектакль, кажется, 1982 года), особенно во 2-м акте. Прекрасно танцевали в «Спящей красавице» - не очень-то подходящем, как казалось, для Мезенцевой спектакле. В театре была традиция, по которой Аврору танцевали только миниатюрные балерины (Колпакова считалась эталоном по праву). Мезенцева, с её длинными тонкими руками и достаточно большим ростом считалась не совсем традиционной Авророй. Что ж, она действительно отличалась от других балерин. Но в ней была утончённость принцессы,  предчувствие беды в первом  акте, грусть во втором и бесконечный поток счастья в третьем! Одна моя знакомая – поклонница Комлевой говорила перед вторым актом: «Ну, сейчас Мезенцева будет страдать!». Кстати, в первом акте балерина блестяще справлялась в адажио с четырьмя кавалерами со всеми поддержками – руку подавала величаво, успевала убрать её и снова подать. В общем, придраться к балерине было трудно (но всё равно всегда находились те, кто придирался – такова уж была участь Мезенцевой в родном театре).


            Продолжение следует…



Галина Мезенцева и Людмила Семеняка в классе


Галина Мезенцева - Аврора 


Одетта



Одетта


Одиллия


Одиллия



Одиллия
 

Tags:

21 comments or Leave a comment
Comments
o_v_g From: o_v_g Date: March 8th, 2007 03:39 am (UTC) (Link)
Какие красивые длинные руки ! Спасибо за текст и фото . Ждем продолжения !!
ivlae From: ivlae Date: March 8th, 2007 08:42 am (UTC) (Link)
Да, руки у неё были красивые... Я теперь уже понимаю, что дело даже было не в длине рук, а в их выразительности. Всё-таки внешние данные для балерины очень важны. Многие считают, что Лопаткина похожа на Мезенцеву. Я так не считаю - это совершенно разные балерины.

From: weestaa Date: March 8th, 2007 09:30 am (UTC) (Link)
А я хотела просить Вас написать о Мезенцевой. И вот с удовольствием почитала и практически познакомилась с ней. Не видела ее ни на сцене, ни в записях. Спасибо.
From: weestaa Date: March 11th, 2007 04:07 pm (UTC) (Link)
Из интервью У.Лопаткиной корреспонденту журнала "Ballet magazine" Н.Диссанаяке:
"...And Mezentseva – oh, she was serene, she was a queen, she had poise, beautiful lines and a profound dramatism. She cast a spell effortlessly. The strongest impression anyone has made on me was Mezentseva with her Dying Swan.
...И Mezentseva - о, она была безмятежна, она была королевой, она имела равновесие, красивые линии и глубокий dramatism. Она бросала период легко. Самое сильное впечатление, которое любой сделал на мне, было Mezentseva с ее Умирающим Лебедем.

ivlae From: ivlae Date: March 11th, 2007 04:45 pm (UTC) (Link)
О, спасибо! очень интересно!
Об "Умирающем лебеде" я напишу обязательно...
From: (Anonymous) Date: April 16th, 2008 07:42 am (UTC) (Link)
А я помню тот конкурс 1977 г.: видела его целиком. Да, несправедливое решение о наградах, но, не зная закулисных интриг, объясню результат по-другому. Мезенцева на конкурс приехала со своим текущим репертуаром. Ее Мехменэ и Одетта были лучшими на конкурсе, а вот остальное было не слишком выразительно. И, конечно, пиар... Пиарили Михальченко, а Семизорова выглядела лучше всех, потому и получила золото незапланированное. Объективно она на конкурсе не выглядела лучше Семизоровой, бывают же неудачи. Много позже такая же история произошла с Кайе Кырб: на конкурсе она выступала больной, и ей едва натянули 3 премию. Танцевала она хуже некуда. А ведь была замечательной балериной! И Мезенцева тоже: ну неконкурсная она балерина! Надо же, как складываются судьбы! Семизорова сделала, конечно, себе карьеру, но балерина она была, как бы это выразиться помягче... Семеняка когда-то проиграла на всесоюзном конкурсе Наде Павловой (ей тогда все проиграли), но вот в дальнейшем Семеняка стала Балериной, а у Павловой карьера не очень сложилась, и не только интриги тому виной...
lgb
ivlae From: ivlae Date: April 16th, 2008 10:06 am (UTC) (Link)
Я тоже хорошо помню конкурс 1977 года. Смотрела, правда, по телевизору. Наши балетоманы говорили о том, что Тереховой не хватило актёрского мастерства, а Мезенцевой - техники. Не хватило именно для того, чтобы безоговорочно присудить первое место.
У меня хранится журнал "Театр" 1977 года с описанием конкурса, есть фотографии. У мужчин победил австралиец Данило Радоевич. Ау, где он?
А вот кто написал об интригах на Московском конкурсе (вплоть до того, что Григорович своей властью проводил кого-то на третий тур, а когото - нет) - не помню... Читала в "Советской культуре".
Очень понравился мне Сергей Вихарев в 1985 году. Опять второе место... Лунёву дали диплом (у него был шикарный баллон), Аюповой дали 3 премию. Победила Алла Артюшкина-Ханиашвили. Второе женское золото, если не ошибаюсь, досталось швейцарке, замечательно станцевавшей Сильфиду.
Факт остается фактом. К нам просто перестали ездить из "балетных" стран - "всё равно эти русские всё золото присуждают себе".
ivlae From: ivlae Date: April 16th, 2008 10:12 am (UTC) (Link)
Феномен Семизоровой меня поражал. Всё при ней (кроме лица - тут уж ничего не попишешь), а балерины нет. Видела её в Каменном цветке (Хозяйка) - чисто технически всё было блестяще, а вот актёрски... Умирающий лебедь - танцующий автомат (это то, что я видела "живьем"). С удивлением прочитала, что какое-то время она была женой М.Лиепы.
Павлова - это тоже феномен. Девочка выросла, потяжелела, погрузнела, и чудо ушло. Осталась хорошо обученная приличная балерина, и только.
Правда, после того, что я прочитала о её личной жизни (и увидела по телевизору в Женских историях О.Пушкиной), мне многое стало ясно.
From: (Anonymous) Date: April 17th, 2008 09:06 am (UTC) (Link)
В связи с конкурсами хотела вспомнить и о Марине Чирковой, а потом нашла Ваши высказывания о ней на каком-то форуме, и необходимость высказаться вроде отпала. Она сделала хорошую карьеру в Таллине, но мне жаль, что не в Мариинке. Кстати, она,по-видимому, очень хороший человек...
А я хотела попросить Вас рассказать о Сильфиде-Мезенцевой. Она ведь танцевала премьеру, Колпакова и Комлева ввелись позже. И, помню, критика сетовала по этому поводу, признав, что Сильфида у Галины не получилась, а премьеру надо было отдать одной из К...
ivlae From: ivlae Date: April 17th, 2008 10:07 am (UTC) (Link)
Премьера Сильфиды прошла с большим успехом. Я сидела в первых рядах партера, и балет проходил перед глазами "без прикрас". Е.Нефф танцевал Джеймса, Л.Кунакова - Эффи. Кунакова в очередной раз доказала, что она - балерина без амбиций. Эффи - роль не самая выигрышная и уж, конечно, даже не вторая балеринская, как, например, Гамзатти. На премьере Корсара она танцевала Гюльнару при Медоре-Асылмуратовой.
Мезенцева была хороша актёрски. Проработала позировки, особенно в первом акте. Есть масса гравюр с изображением Тальони и Гран в роли Сильфиды. Балерина старалась следовать этим изображениям. Что у неё не получилось? Заноски были упрощены. Всё-таки у Бурнонвиля свой, особый стиль (который мне очень нравится именно своеобразием в работе ног). Когда Колпакова станцевала второй спектакль (который я, кстати, не видела), стало ясно, что у Мезенцевой текст был упрощён. Но Колпакова уже стояла на пороге 50-летия, а это - не шутки... Комлева, которой тоже было уже за сорок, справилась с хореографией Бурнонвиля блестяще. Очень может быть, что дело было в физических данных обеих "К". Мезенцева всё же высоковата для Сильфиды... Хотя сейчас этот балет танцует такая "каланча", как Гумерова. Вообще балет превратился во второсортное зрелище, которое дают исключительно тогда, когда труппа на гастролях. Давно не ходила на Сильфиду. Может быть, кто-то и танцует так, как задумал балетмейстер?

Марина Чиркова поступила совершенно правильно, что уехала в Таллин. Дальше Феи Сирени её не пускали и не пустили бы.
From: (Anonymous) Date: April 17th, 2008 09:18 am (UTC) (Link)
Прочла с опозданием Ваши воспоминания о конкурсах. Вы перепутали конкурсы и победителей. Швейцарка победила в 1989 г., а Алла Артюшкина в 1981-м. Так вот, тогда же 1 премию получила Маргарита Перкун-Бебезичи (вскорое после конкурса она разбилась насмерть, когда с мужем возвращались на машине с отдыха. Тогда эта история всех потрясла!). Так вот, ее 1 премия была абсолютно спонтанна, т.к. на это место Григорович определил Артюшкину-Ханиашвили. Просто нельзя было не дать: она была поразительно хороша! Так получились еще раз 2 первых премии. Зато в 1985-м золото отдали Марине Леонькиной из Воронежа (нашим было некому давать, а иностранцев "не пустили"), и на заключительном концерте публика ее освистала. Я вовсе не хотела сказать, что решения конкурса при Григоровиче были справделивыми - отнюдь. Но бывали ситуации, когда даже он ничего не мог сделать...
ivlae From: ivlae Date: April 17th, 2008 09:51 am (UTC) (Link)
Да, про швейцарку я написала "вообще":))) Помню, что в статье про Московские конкурсы особо было подчёркнуто то обстоятельство, что не дать первую премию ей (швейцарке - фамилия вылетела из головы) было бы просто позором жюри... Там ещё кого-то из иностранцев не пустили на третий тур из-за наших, которых "протащили".
А вообще - после 1985 года я перестала следить за конкурсами в Москве. Раньше вела записи, кто и что танцует - так было интересно... Помню самый первый конкурс, 1969 года. Была подростком, но впечатления остались очень яркие. Полюбила Малику Сабирову (Барышников был вообще всеобщим любимцем в Ленинграде). Помню пару Ф.Зюмбо-П.Барт в "Бахти", наших Н.Сорокину и Ю.Владимирова (Владимиров вообще мне очень нравился, особенно в Иване Грозном).

Перкун очень, очень жаль! Видела её на сцене в "Гаянэ".
ivlae From: ivlae Date: April 17th, 2008 11:24 am (UTC) (Link)
Вот, нашла небольшую статейку:
http://www.russianballet.ru/competition/about.htm
From: (Anonymous) Date: April 17th, 2008 01:10 pm (UTC) (Link)
Спасибо за отзыв о Сильфиде. Откровение! Никто в то время не посмел написать, что роль Мезенцевой оказалась "не по ногам".
Прочла ссылку на конкурсы (это в журнале Балет, как я поняла, сделали такую страничку). Начиная с 1977 и по 1989 включительно у меня есть все буклеты, но в 1989 г. я на конкурсе уже не была, а потом и вовсе потеряла к нему интерес. Самое смешное, что до сих пор помню тех участников, которые хоть в какой-то степени были интересны. Достаточно прочесть фамилию...
Пишите - очень интересно Вас читать...
ivlae From: ivlae Date: April 17th, 2008 07:41 pm (UTC) (Link)
Спасибо!
Я о Мезенцевой накатала трактат в трёх частях, а теперь понимаю, что и этого - мало. Кстати, я упомянула о Сильфиде в одной из частей. Есть там и фото (с Е.Неффом-Джеймсом).
На поклонах после спектакля (именно премьеры) Мезенцева вытащила из-за кулис Моисееву. Помню, что Моисеева была в высоких светлых сапогах на каблуках. несмотря на неудобную обувь и уже утерянное изящество форм, кланялась она очень элегантно, по-балерински. Зал устроил Моисеевой овацию.
А вот кланялась ли Е.Виноградова, перенесшая балет на сцену Кировского театра, я уже не помню...

А лучшей Сильфидой из всех, виденных мною в 80-е годы, была Е.Евтеева.
oksana_mun From: oksana_mun Date: March 19th, 2012 11:48 am (UTC) (Link)
С Вашего позволения размещу этот пост в группе поклонников Галины Мезенцевой - http://vk.com/club15461937

С ссылкой на ваш ЖЖ.
ivlae From: ivlae Date: March 19th, 2012 11:54 am (UTC) (Link)
Конечно, размещайте! -:)
oksana_mun From: oksana_mun Date: March 19th, 2012 05:05 pm (UTC) (Link)
Спасибо.

Два раза смотрела видео ЛО с Заклинским и Мезенцевой. Подумала, что мне показалось, что Заклинский чем-то недоволен. А вот оказывается надо учиться доверять своим чувствам и ощущениям)
ivlae From: ivlae Date: March 19th, 2012 05:23 pm (UTC) (Link)
У меня, естественно, эта запись есть -:)
Костю, наверное, можно было понять.
From: tanya61 Date: April 29th, 2012 11:26 pm (UTC) (Link)
А сейчас , где она живёт ? У неё юбилей в этом году 8 ноября она 1952 года.

Да , как забываются....а ведь гремела. Сейчас пытаются сравнивать Смирнову, кто говорит на Мезенцеву она похожа , кто говорит на Лопаткину.

Какая худая была ??!!
ivlae From: ivlae Date: April 30th, 2012 06:35 am (UTC) (Link)
Смирнова крупновата.
Мезенцева была не худая. Она была тощая -:)
21 comments or Leave a comment