ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

"Узник" Даллапикколы и "Четыре духовные пьесы" Верди 23.06.18 на "Флорентийском музыкальном мае"

Билеты брались с одной целью: посмотреть, что такое фестиваль во Флоренции :) Было бы на фестивале в это время что-то другое - я бы пошла на это что-то другое :)
Даллапиккола и Верди в один вечер? Я решила, что нам покажут что-то вроде концерта. Но уже после покупки билетов увидела, что это будет спектакль - с режиссурой, декорациями и костюмами. И ещё нам обещали Зубина Мету.

В итоге Меты не было.
Информация с сайта театра:

Il Prigioniero / Quattro pezzi sacri
Luigi Dallapiccola / Giuseppe Verdi

Il Prigioniero
Libretto by Luigi Dallapiccola from La torture par l'espérance by Villiers de l'Isle Adam, from La légende d'Ulenspiegel et de Lamme Goedzak by Charles de Coster
Music by Luigi Dallapiccola

Premiere: Florence, Teatro Comunale, May 20, 1950
Direttore
Michael Boder
Regia e coreografia
Virgilio Sieni
Assistente regia
João Carvalho Aboim
Scenografo e costumista
Giulia Bonaldi
Corpo di ballo
Compagnia Virgilio Sieni
Maestro del Coro
Lorenzo Fratini
Orchestra e Coro del Maggio Musicale Fiorentino
The mother
Anna Maria Chiuri
Il prigioniero
Levent Bakirci
The jailer and the Grand Inquisitor
John Daszak

Афиша:

IMG_20180623_150048.jpg

Опера "Узник" написана в стиле додекакофонии (это я прочла в интернете). Почти что с ужасом ждала первых звуков, но с удивлением для себя обнаружила, что слушать эту музыку можно :) Пересказывать сюжет в подробностях не буду (его можно найти в сети). Когда читала краткое содержание оперы, удивилась словосочетанию "пытка надеждой". А ведь опера как раз об этом! Узнику дают надежду, он мечтает убежать из тюрьмы - и вот она, свобода! Но это всего лишь иллюзия...

Режиссёр решил, что зрителю нужно дать видеоряд, который мог бы его развлечь. И пригласил балетную труппу, танцующую в стиле модерн. Иногда мне балетные артисты просто мешали, мельтеша и суетясь. Они изображали товарищей главного героя - таких же узников. И почему-то женщины были с голой грудью :)

Как я поняла, эти же балетные артисты участвовали и во втором спектакле этого вечера - инсценировке "Четырёх духовных песен" Верди.

Общее впечатление от "Узника" неожиданно осталось очень хорошим. В принципе, и балетные артисты понравились, если учитывать те задачи, которые перед ними поставили.
Мерзкий Тюремщк был похож на мясника (на поклонах он в фартуке).

Фотографии с поклонов:

DSCN9094.JPG

Здесь среди балетных артистов - исполнительница роли Матери:

DSCN9095.JPG

Индивидуальный поклон заглавного героя:

DSCN9098.JPG

DSCN9099.JPG

DSCN9104.JPG

Спектакль очень хорошо принимался публикой.

После антракта нам показали "Четыре духовные пьесы" Верди. Хористы, одеты в белое, принимали участие в действии. Они вращались вокруг своей оси, поднимали руки и совершали другие телодвижения, на которые могут быть способны хористы (среди которых есть люди весьма зрелого возраста).

На фоне белых хористов и белого же пола (он был покрыт специальным материалом) нам показали "Зримую песню" - инсценировку пьес Верди. На всякий случай процитирую А.Булычеву:

«Четыре духовные пьесы» (1898) стали музыкальным завещанием Джузеппе Верди. Композитор работал над ними на протяжении десяти лет. Каждая из пьес предназначена для иного исполнительского состава и написана в ином стиле, показывая разные пути духовной музыки. Когда Италия теряла свое «музыкальное лицо», Верди обратил взор к национальным традициям.
Ave Maria для хора без сопровождения имеет подзаголовок «загадочная гамма, гармонизованная на четыре голоса». Саму гамму в 1889 году поместил в «Миланской музыкальной газете» Адольфо Крешентини. У Верди в четырех строфах ее поочередно ведут бас, альт, тенор и сопрано, в целом же пьеса напоминает хроматические мадригалы эпохи Возрождения.
Stabat mater для солистов, хора и оркестра – очень «человеческая», наиболее драматичная и современная по стилю пьеса.

Laudi alla Vergine для детских голосов (voci bianche) на неканонический текст (первые семь терцин заключительной песни «Рая» Данте), напротив, воплощает ангельское пение. На практике эта пьеса чаще исполняется женским хором.
Te Deum для двойного хора и оркестра тройного состава также обращен к традиции: пьеса открывается одноголосным григорианским распевом. Но как только вступают весь хор и оркестр, становится невозможно не узнать мощный вердиевский стиль".

Поначалу мне показалось, что артисты балета, почему-то выкрашенные в терракотовый цвет, иллюстрируют содержание пьес. Но постепенно "терракотовые человечки" стали вести себя как... беженцы, стремящиеся переплыть море. Они надели надувные жилеты, достали надувную лодку и куда-то её понесли...

Надо сказать, что я ходила на спектакль в компании, и все дружно решили, что и в "Узнике", и в "Пьесах" балет изображал беженцев :) Возможно, что у режиссёра была какая-то хитроумная "задумка", и беженцы - это всего лишь одно звено в цепи образов, которые он хотел нам представить. Судить не берусь, скажу лишь, что лично меня вполне устроили бы просто певцы и хор, без всякого балета :)

А пели все хорошо!

Фотографии с поклонов:

DSCN9113.JPG

Хор, терракотовые человечки и их инвентарь

DSCN9119.JPG

Балет и его руководитель

DSCN9120.JPG

Дирижёр

DSCN9124.JPG

Все довольны :)

Итак, я побывала на, казалось бы, двух очень разных спектаклях. Но их давали в один вечер, и объединили в одно действо (спасибо "беженцам" :) ).  Конечно, такая трактовка музыки и сюжетов имеет право на существование.
Впрочем, меня никто не спрашивал, имеет ли она на это право :)
Tags: Верди, Узник, Флорентийский музыкальный май, Флоренция, опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments