ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Баядерка" 31 марта 2018 г. - О.Новикова, А.Матвиенко, В.Шкляров

Спектакль превзошёл все мои ожидания! Не думала, что увижу то, что увидела...

Начну с конца. После спектакля в фейсбуке (а позже - и на форуме, и в ЖЖ) развернулась дискуссия о том, что это вообще было :) Для кого-то главным в этом спектакле был Солор, для кого-то - Никия, но в отношении спектакля в целом практически все сошлись во мнении, что в этот вечер мы увидели нечто выдающееся :)

Вот программка:

Я не буду в сотый раз перечислять исполнителей, которых мне довелось видеть в "Баядерке" на этой сцене. Были спектакли безумно интересные, были и скучноватые, если говорить об исполнителях главных ролей. Но труппа Кировского-Мариинского театра обладала и обладает прекрасным кордебалетом, который в любом спектакле выручает театр, исполняя  "Тени", и публика всё равно уходит из театра довольной :) Хотя за всех не поручусь, потому что, как оказалось, не все любят эту картину.

В спектакле 31 марта 2018 года могу выделить Селину и Острейковскую в Джампэ, индусов, с некоторыми оговорками Ткаченко-Божка, тройку теней, Раба-Смекалова, Магедавею-Изместьева. И мне очень понравился кордебалет.

Когда-то мне казалось, что Кулаев стал очень интересно играть Брамина, но в этот вечер он мне не понравился :(

Матвиенко станцевала и сыграла стандартную Гамзатти-стервочку. Возможно, сиди я ближе к сцене, увидела бы что-то более интересное. Но могу сказать, что всё-таки вижу у этой танцовщицы явный прогресс.

Мне хочется сосредоточиться на двух главных героях - Никии и Солоре. У Шклярова получился вполне узнаваемый персонаж. Его Солор, наверное, где-то "там" действительно знаменитый воин, но в предлагаемых обстоятельствах он даёт слабину, отказавшись от своей любви. Я понимаю, что все артисты, танцующие Солора, встают перед выбором: кого изображать? Ну, ведь не подлец же Солор, в самом-то деле! Сюжет  "Баядерки" - классическая балетная мелодрама, претерпевшая за многие годы колоссальные изменения. Никия из бедной храмовой танцовщицы-"водоноски"  зачастую превращается чуть ли не в обличительницу сильных мира сего, а Солора даже иногда изображают карьеристом :). Многие артисты стараются наделить Солора какими-то особыми чертами, и это вполне понятно.

В спектакле  31 марта 2018 года Солора мучило раскаяние. В самом начале третьего действия, когда герой стремительно выбегает на сцену, он повторяет клятвенный жест - поднятую над священным огнём руку... Ему не даёт покоя клятва, которую он нарушил. Зрителю остаётся догадываться, чего он боится: угрызений собственной совести или всё-таки гнева богов?

Танцевал Шкляров очень хорошо. В "Тенях" показал прекрасную элевацию, очень надёжно держал партнёршу. В свадебном гран па второго действия мне не очень понравилась последняя часть вариации, потому что было впечатление, что танцовщик устал, и ему трудно. Впечатление чисто интуитивное, потому что явных признаков усталости всё-таки не было. Возможно, Шкляров поставил перед собой максимальную задачу станцевать предельно сложный вариант вариации, и это сыграло свою роль.

Для меня главной героиней этого спектакля стала всё-таки Никия Олеси Новиковой. Несколько лет назад видела Новикову в "Баядерке" Михайловского театра, и только Никия-тень тогда мне понравилась безоговорочно. Дебют Олеси на мариинской сцене пропустила, так что, по большому счёту, смотрела Никию Новиковой впервые.

Олеся меня просто очаровала! Она не была похожа ни на одну из виденных ранее исполнительниц партии Никии, и именно это обстоятельство я ставлю ей в заслугу. Возможно, для кого-то это вовсе не аргумент. Так ведь все мы, зрители, разные :) Мы приходим в театр каждый за чем-то своим :) Кому-то подавай безупречное владение техникой, кому-то хочется видеть интересно сделанную роль, а технику такой зритель ставит на второе место... А кому-то нужно, чтобы было и то, и другое.

Лично я прихожу в театр (и музыкальный, и драматический) за эмоциями. Иногда мне достаточно безупречно исполненной вариации, чтобы после спектакля сказать: "Пришла в театр не зря!", а бывает и так, что достаточно интересного дуэта, или хорошо сыгранной пантомимной роли. Но больше всего я ценю тех исполнителей, которые словно поднимаются над сюжетом, и создают что-то новое.

Новикова - из таких артисток.  Её Никия - существо, лишь на короткое время спустившееся с небес на грешную землю. Храм, товарки-баядерки - это всё не для неё. Она не утратила связь с богами, и боги в конце концов забирают её к себе. Лично мне уже при первом появлении Никии стало ясно, что она - не жилец на этом свете.

Очень понравилась Новикова в первом действии (обычно самом статичном, если иметь в виду развитие образа героини).  Руки её в танце у священного огня были такими живыми, такими говорящими!  Не получилось у неё диалога с Брамином, потому что каждый из них говорил о чём-то своём... Солор казался ей чудом, посланным богами, но в один миг превратился в предателя.

А в мире теней царит вечная гармония. Никия попадает в родную стихию, но Солору нет в ней места, хотя его душа тянется к душе Никии, и умоляет простить его. Мне показалось, что Никия Новиковой лишь в адажио обращалась к нему, а потом она разговаривала только с богами.

Я очень люблю это адажио - явление Никии Солору, и очень рада тому, что у Новиковой оно получилось таким, каким я его хочу видеть :)

Если говорить о технической стороне партии, то мне хотелось бы более стремительного темпа в финальной диагонали (знаю, что для Новиковой это не должно быть проблемой - высокий темп) и бОльшей амплитуды в перекидных жете коды. Кстати, пресловутые туры с шалью, которые сейчас мало кто делает безупречно, Новиковой вполне удались.

Я ещё не упомянула сцену на площади и танец с корзинкой - кульминацию второго акта. Допускаю, что кому-то Новикова не понравилась в этой сцене, но мне она показалась интересной. Темпы были немного затянутые, многие танцевали и танцуют "корзинку" быстрее, но, как мне кажется, эти темпы работали на образ храмовой танцовщицы, разговаривающей с богами. Особенно медленный темп был в первой части, когда Никия протягивает к Солору руки, а тот отворачивается.

Сцена с Гамзатти была вполне стандартной. Опять-таки, можно объяснить это тем, что сидела далековато от сцены, и воспринимала всё, так сказать, общим фоном. Но и других артистов я часто наблюдаю с галёрки, и вижу гораздо более интересные диалоги Никии и Гамзатти :)

Могу сказать одно: если снова увижу в афише Новикову в роли Никии, то обязательно постараюсь сходить на этот спектакль. И уверена в том, что он будет очень интересным! И очень может быть, что Никия Новиковой будет совсем другой.

Публика прекрасно приняла спектакль, были многочисленные вызовы, артистам вынесли цветы. Лично я всегда радуюсь, когда зрители так горячо благодарят исполнителей, и стараюсь поучаствовать в овациях как можно дольше. В этот вечер овации длились долго-долго :)

На ютьюбе появились видео, снятые во время спектакля. Вот "нарезка" из Теней:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=WMemmXyvhaQ

Не считаю ютьюб источником исчерпывающей информации о спектакле, но, как говорится, спасибо и на этом!

И спасибо всем участникам спектакля! Даже тем, кого я покритиковала :)
Tags: А.Матвиенко, Баядерка, Мариинка, Новикова, Шкляров, балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments