ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Концерт Франческо Мели в Большом зале Филармонии 22.12.2017 г.

На этот концерт зал был не распродан катастрофически. За три часа до его начала на сайте Филармонии можно был наблюдать, как разошлись билеты на одного из ведущих теноров мира, открывавшего сезон в Ла Скала, участника громких премьер Зальцбургского фестиваля и т. д. В лучшем случае была продана третья часть билетов в партер :(

Но мы-то знаем, что администрация зала всегда имеет "план Б": не расходятся билеты - значит, надо пустить в продажу дешёвые входные в большом количестве, а также пригласить "своих людей" (разумеется, бесплатно).

И зал в итоге был заполнен :)

К Мели я всегда относилась с симпатией. К сожалению, не слышала его в "Любовном напитке" Михайловского театра, куда певца приглашали несколько раз. Жаль, потому что интересно было бы сравнить его Неморино, скажем, с Манрико (в программе концерта числилась ария из "Трубадура"). И вообще - певец довольно решительно шагнул, как говорится "из Неморино в Радамесы", что лично для меня было полной неожиданностью.

Живьём слышала Мели лишь однажды - в Ла Скала, когда он пел Хозе в "Кармен", и мне показалось, что он был в простуженном состоянии. Особого впечатления он тогда на меня не произвёл, хотя спел очень прилично.

Ещё немного слов хочется сказать о программе. Сначала на сайте Филармонии появились фамилии композиторов, а уже потом - конкретные произведения. Кое-кто из знакомых, купивших билет на этот концерт, пригорюнился :)
А программа была такая:

Франческо Мели (тенор), Джулио Дзаппа (фортепиано).
1 отделение
Лист
Три сонета Петрарки
Бриттен
Сонеты № 1, 3, 7 из цикла «Семь сонетов Микеланджело» для тенора и фортепиано
Респиги
«Туманы» ("Nebbie")
«Дождь» ("Pioggia")
«Снегопад» ("Nevicata")
II отделение
Пуччини
«Мечта о любви»
Тости
Колыбельная
Четыре песни Амаранты
Верди
Ария Манрико из оперы «Трубадур»
Сцена и романс Ричарда из оперы «Бал-маскарад»
Чилеа
Ария Морица из оперы «Адриана Лекуврёр»
В общем, нелюбители камерной музыки приуныли. Всего три арии - это ведь так мало! А мне стало любопытно, как Мели справится с Листом и Бриттеном.

Певец появился на сцене в элегантном костюме. Вот одна из фотографий, сделанных уже на поклонах:



Ни галстука, ни "бабочки". Но что-то в этом есть :) Во втором отделении Мели не использовал пюпитр, но в первом пюпитр стоял перед ним, и певец активно перелистывал ноты.

В зале были установлены камеры (одну из них видно на этом снимке). Обычно фестиваль "Площадь искусств" освещается телевидением, но всё-таки нам редко показывают концерты полностью. Надеюсь, что хотя бы фрагменты этого концерта мы увидим, например, в "Царской ложе", которая выходит на канале "Культура".

Если честно, то после публикации программы я была сильно удивлена. Три сонета Петрарки Листа и Семь сонетов Микельанджело Бриттена давно с успехом исполняет Йонас Кауфман, у которого для этого репертуара есть всё :)  Посмотрела послужной список Мели, и увидела, что  он тоже давным-давно поёт эти вещи, и имеет успех. Тем не менее, мне показалось странным то, что итальянский тенор, поющий в основном итальянскую оперу, решил в Петербурге спеть Листа и Бриттена. Я бы ещё поняла, если бы Мели решился спеть Рахманинова или Чайковского :) Правда, тексты сонетов всё-таки звучат на итальянском языке :)

Тем не менее, в антракте, обменявшись впечатлениями с разными знакомыми (коих было очень много), услышала восторженные отзывы о первом отделении. "Пел красиво, у него хороший голос".

Я ни с кем не хочу дискутировать на тему: "Как надо петь "Три сонета Петрарки" и "Семь сонетов Микельанджело", потому что это бессмысленно. Но, слушая Мели, я постоянно вспоминала интервью разных известных певцов и певиц, которые рассказывали, как они пришли к камерной музыке. В частности, Мария Биешу говорила, как в молодые годы готовила романсы. Она пела их полным голосом, стараясь показать все свои вокальные возможности. Но кто-то мудрый посоветовал ей подумать о том, чтО именно она хочет сказать слушателю, исполняя тот или иной романс, и проанализировать текст. С тех пор Биешу стала исполнять романсы иначе, не стараясь просто петь во всю мощь своего голоса,  а использовать и другие вокальные краски. Что-то похожее говорил в интервью и Кауфман, вспоминая уроки своего педагога Хельмута Дойча.

Мели спел Листа и Бриттена как раз очень громко, "с выражением" :) Мне показалось, что он во всех этих вещах использовал одни и те же вокальные приёмы. В частности, переход от пиано к форте там, где певец его применял,  был абсолютно одинаков  во всех сонетах. В общем, слушая Листа и Бриттена,  я почти скучала. Правда, отметила для себя прекрасную игру аккомпаниатора.

Но вот настал черёд Респиги. То ли потому, что мне не с кем было сравнивать Мели, исполнявшего этот репертуар, то ли потому, что Респиги - итальянец, но именно эти три песни в исполнении итальянского тенора мне очень понравились :) "Туманы", "Дождь" и "Снег" передают состояние природы и настроение человека, размышляющего о бытии... И опять-таки я отметила про себя великолепного Джулио Дзаппа, который особенно проникновенно аккомпанировал в "Дожде".

После антракта нам исполняли Пуччини, Тости, Верди и Чилеа. И Мели в этом репертуаре просто расцвёл :)

Песня Пуччини "Сладкого сна" показалась очень знакомой. Вспомнила, что она звучит в "Ласточке". Не знаю, что первично - песня как таковая или дуэт в опере.
Арию Манрико, сцену Ричарда и арию Маурицио Мели спел очень хорошо. Публика не просто аплодировала, а устроила овацию, и орала "Браво!"

После основной программы начались бисы, коих было четыре:
" 'A vucchella" ("Ротик") Тости;
"Рассвет" Леонкавалло (певец почему-то не пошёл наверх в финале; возможно, так указано в нотах).
"Тарантелла" Россини ;
" Non ti scordar di me" ("Не забывай меня") Куртиса.

Всё было спето по-итальянски, с настроением :) Публика заходилась в экстазе, выпрашивая следующий бис. В общем, у певца был полный успех :)

Правда, публика вела себя немного странно. Учитывая тот факт, что в зале оказались в том числе и случайные люди (мне рассказывали, что людей буквально уговаривали пойти на этот концерт), зрители не соблюдали "филармонический этикет", если так можно выразиться. Три сонета Петрарки прерывались аплодисментами, иногда аккомпаниатору не давали закончить, перекрывая аплодисментами финал того или иного произведения. Апофеоз наступил после четвёртого биса, когда кто-то подошёл к Мели и протянул ему программку для автографа. Люди, сидевшие рядом со сценой, уверяют, что певец был готов исполнить пятый бис, но ему помешали любители автографов. Уж лучше бы встали в очередь за кулисы после концерта! Но люди побежали к сцене, и Мели пришлось подписывать программки, сидя на корточках :(

Итак, какой я из всего этого сделала вывод? Прежде всего такой: у Мели - прекрасный голос и очень большие перспективы. Ему сейчас 37 лет - самый расцвет! Хочется, чтобы певец вдумчиво выбирал репертуар, и подольше был  в хорошей форме. Кстати, мне показалось, что в этот вечер певец был простужен, потому что он регулярно отворачивался от публики и доставал платок. Но одна зрительница, сидевшая в первом ряду сбоку, уверяет, что это он просто перестраивался, и что со здоровьем у него всё в порядке. Рада, если это действительно так.
Если говорить о вокале как таковом, то в этот вечер не всё было спето безупречно, особенно верхние ноты. По крайней мере, мне так показалось. Тем не менее, считаю, что концерт был очень хорошим!

Кое-какие фотографии с поклонов:



Обсуждают бис



Дзаппа и девушка, которая переворачивала ноты





Мели доволен и собой, и приёмом петербургской публики :)



Вот оно - начало автограф-сессии и окончание концерта :(
Tags: Мели, Филармония, концерт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments