ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

"Пахита" в Мариинском театре 30.03.2017 г. - Терёшкина, Аскеров

Это была премьера трёхактного балета, открывавшая фестифаль балета "Мариинский".

На встрече с Сергеем Вихаревым в Театральном музее присутствовал и Юрий Смекалов (он сидел среди зрителей). Естественно, Смекалова спрашивали о грядущей "Пахите". На вопрос: "А кто Вам помогает?" балетмейстер ответил, что никто. Про то, что третий акт (Гран па) восстанавливает Ю.Бурлака, говорилось чуть раньше. Юрий ездил в Гарвард, чтобы изучить записи Н.Сергеева о "Пахите".

Если честно, то я была очень удивлена, узнав, что автором либретто (оригинального) новой "Пахиты" является лично Смекалов. Решила, что балетмейстеру пришлось самому выстраивать сценарий двух первых актов, потому что полная картина будущей "Пахиты" после изучения документов в Гарварде  так и не сложилась.

Не знаю, как оно было на самом деле, но 30 марта 2017 года состоялась приемьера трёхактной "Пахиты". Вот программка:






После этой премьеры в соцсетях и на форумах началось яростное обсуждение спектакля. Кто-то ругал декорации как жутко безвкусные, кто-то ругал хореографию первых двух актов как жутко однообразную. В общем, досталось авторам на орехи :)

Лично я вышла из зала в прекрасном насторении! Терёшкина блистала, Аскеров ей по крайней мере не мешал :) Пара вполне хорошо смотрелась. Многоочисленные персонажи балета, включая корифеев и кордебалет, с энтузиазмом отдавались стихии танца. Баженова и Пономарёв, как всегда, сделали их своих пантомимных ролей маленькие шедевры. В прологе цыганка Баженовой крала прямо из колыбели малютку Пахиту, а заодно прихватывала и ларец с медальоном (ей в этом помогал Цыган Баймурадова). Естественно, в самый критический момент в судьбе Пахиты по этому медальону безутешные родители узнавали когда-то похищенную у них дочь :)

По сюжету молодой военный Андрес влюбляется в уличную плясунью Пахиту, и готов странствовать с цыганами два года, чтобы доказать девушке свою любовь. Надо сказать, что уходит к цыганам он очень легко :) Моментально вливается в коллектив, и даже учится у новых товарищей искусству заарканивая лошадей. В качестве "лошади" цыгане предоставляют ему "муляж" - два молодых человека составляют нечто, напоминающее лошадь, а Андрес пытается набросить на голову этой "лошади" аркан. "Лошадь" весело пляшет, к великому удовольствию зала, и в конце концов герою удаётся её заарканить. "Лошадь" разваливается, и мы видим, что это два цыгана :)

Евсеева в роли подруги Пахиты Кристины танцевала с главными героями па-де-труа, а в третьем акте вышла ещё и в вариации. В целом она произвела на меня хорошее впечатление. В пару к ней поставили Молодого цыгана (Р.Беляков), и в итоге мы увидели ещё один хороший дуэт :)

В спектакле задействовано несколько второстепенных персонажей, за которыми было интересно следить. Тимофеев в роли Клементе был очень мил :)  Шакирова, у которой было не так уж много работы, если говорить о танце, изображала "отрицательную" героиню. От Кардучи и исходила вся интрига. Она влюбилась в главного героя, ушедшего к цыганам, а он её отверг. Тогда отвергнутая девушка решила ему отомстить: она подбросила в кибитку цыган ценные вещи, и цыган обвинили в краже. Началась потасовка, в которой Андрес убил одного из патрульных офицеров (его очень убедительно изображал Г.Попов).

Дальше всё было очень грустно: старую цыганку и Пахиту посадили в одну камеру, Андреса- в другую. Сцена была условно разделена на две половины. Между камерами не было видимой стены, но была невидимая. Этот приём показался мне очень удачным.

Пытаясь откупиться от Коррехидора, старая цыганка протягивает ему ларец. Ларец видит жена коррехидора, узнаёт его, достаёт из ларца медальон.... Ну, и дальше - всё ясно! :))

Если первые два акта вызвали очень хорошую реакцию зала, то третий акт стал  триумфом труппы.
Кордебалет танцевал очень прилично. Имею в виду восьмёрку, открывающую гран па. Шесть корифеек были неплохи, разве что в первой двойке наблюдался некоторый разлад.

В вариациях  из общего ряда немного "вывалилась" Гончар. Обычно она бывает точна, но на этот раз мне показлось, что Надежда запуталась в собственных ногах, и заканчивала вариацию спиной к залу.

Терёшкиной в этот вечер удалось всё! Ну, разве что в фуэте, начатых в бешеном темпе, финал был немного смазан продвижением вперёд. Думаю, многие зрители этого маленького недочёта вообще не заметили :)
Танцевала Виктория с большой свободой, буквально купаясь в роли. Каждая поза эффектно фиксировалась, позволяя любоваться балериной в роли "благородной цыганки" :)
Вообще, у меня уже слов не хватает, чтобы выразить восхищение этой балериной!

Если говорить об оформлении спектакля, то мне показалась откровенно неудачной декорация Пролога - те самые покои, из которых крадут Пахиту. Портреты "предков" благородной семьи выполнены в весьма условной манере и весьма условными красками. Говорят, на портретах изображены Петипа, Кшесинская и другие личности, причастные к созданию "Пахиты". Не обратила внимания на лица, в следующий раз обязательно их рассмотрю :)
Очень понравилась декорация второго акта - условный испанский дворик. По-моему, костюмы двух первых актов тоже весьма удачны.

Когда началось гран па, волей-неволей стала сравнивать его с привычной ленинградцам-петербуржцам версией П.А.Гусева. Доверяя Бурлаке, могу предположить, что его версия точнее передаёт хореографию Петипа. Вариации солисток очень интересны: есть непривычные сочетания движений, в том числе требующих мелкой техники.

Единственное, что меня огорчило (правда, немного) - это костюмы. В детской мазурке не хватало плащиков с красным подбоем у девочек (может быть, их и не должно было быть), в костюмах взрослых исполнительниц в глаз бросалось некоторое однообразие. По-моему, балерина должна выделяться не только хореографией, но и костюмом тоже! А на Терёшкиной был тюник, как два капли воды похожий на тюники корифеек. И мне не понравилось то, что "всё блестит" :(

Если же говорить о спектакле в целом, то он мне  понравился. Труппа танцует "Пахиту" с энтузиазмом, и это очень заметно. В спектакле есть "озорные" моменты - упомянутая "лошадь", движущиеся кипарисы (дань традициям ХIX века). Всё это говорит нам, зрителям: "А давайте помечтаем о том, какими были балетные спектакли при Петипа!".

Сюжет? Да, не самый глубокий, надо  сказать. Музыка? Она прежде всего танцевальная. Хореография? Она очень разная, и в этом есть своя прелесть. В спектакле полно "говорящей" пантомимы, и в нём есть что танцевать.

Обязательно схожу на другие составы, и при возможности буду ходить "на Терёшкину" :)

Фотографии -  поклоны после второго действия:



Беляков



Баженова и Баймурадов



Тимофееву вручают букет



Хусламова и Шакирова



Шакирова

Поклоны после спектакля:



Кордебалет и корифейки



Вышли дети



Детская мазурка - крупный план



Широкова и Пономарёв



Кулаев и Широкова



Лукина



Гончар



Иванникова



Ялинич



Евсеева



Терёшкина и Аскеров



Смекалов благодарит Терёшкину и Аскерова. Он также подходил ко всем девочкам, танцевавшим вариации.





Постановочная бригада. На верхнем фото справа (в очках) - Ю.Бурлака



Цветы.



Евсеева



Терёшкина и Аскеров



Букеты получили и Пономарев, и Иванникова, и Бурлака, и Лукина



Аскеров отдал партнёрше свой букет :)



Вика с цветами.

Поклоны перед занавесом:



Евсеева



Терешкина и Аскеров



Аскеров



Виктория и Тимур крупным планом
Tags: Аскеров, Баженова, Евсеева, Мариинка, Пахита, Пономарёв, Терёшкина, балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments