ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

"Каменный цветок" в Мариинском театре 26.02.2017 г. - Терёшкина, Евсеева, Ермаков, Смекалов

Спектакль возобновил сам балетмейстер. Точнее, Ю.Н.Григорович сделал новую редакцию "Каменного цветка". Очень хотелось бы спросить у него, почему спектакль переделали?

На премьере возобновления я не была. Слышала (и читала) разные мнения о новой редакции, и в основном её поругивали. Было и такое мнение: зачем вообще затеяли возобновление балета 1957 года? Поезд его давно ушёл...

Лично мне всегда интересно смотреть старые балеты, особенно если они поддерживаются на должном уровне.
Но после конкретного спектакля 26 февраля 2017 года я вышла из зала с противоречивыми чувствами... Вопрос: "а зачем было переделывать старый спектакль?" возникал в голове постоянно - и во время просмотра балета, и после его окончания.

Есть такая книга В.Ванслова "Балеты Григоровича и проблемы хореографии". Когда-то я её прочитала с большим интересом, потому что автор буквально  разбирал по косточкам  все вышедшие на тот момент балеты нашего советского классика. Конечно, в первую очередь - "Каменный цветок". Книга стоИт на полке, её можно отыскать. Может быть, я это  и сделаю в ближайшее время :)

Помню, что ключевой сценой первого акта  балета автор назвал "Помолвку", а второго -"Ярмарку". Пожалуй, соглашусь  с этим утверждением и сейчас. Правда, тогда балет был трёхактным...

Почему убрали Огневушку-Поскакушку? Возможно, потому, что этот эпизод всегда смотрелся как вставной, несмотря на замечательных исполнительниц этой партии.
Почему переставили сцены камней? Вот на этот вопрос мне трудно ответить. "Лучшее враг хорошего" - по-моему, это высказывание в данном случае актуально как никогда.

Но все эти переделки, по-моему, были бы не так уж и важны, если бы балетмейстер заново выстроил характеры главных героев. Возможно, я не права, и на самом деле автор тщательно работал с каждым исполнителем, чтобы добиться какой-то своей цели, но я не увидела ничего нового. Более того - мне показалось, что герои утратили свои индивидуальности, по крайней мере по сравнению с теми исполнителями, которых я когда-то видела на этой самой сцене (и на сцене КДС в постановке Большого театра).

Итак, состав в этот вечер был почти премьерный (имею в виду премьеру возобновления 2016 года). К моему огорчению, заменили Осмолкину-Катерину, но три других главных героя остались. Вот что мы читаем на сайте театра:

ИСПОЛНИТЕЛИ
Дирижер – Алексей Репников
Данила – Андрей Ермаков
Катерина – Елена Евсеева
Хозяйка Медной горы – Виктория Терёшкина
Северьян – Юрий Смекалов.

Оркестр временами лажал :( Особенно отличались флейты и медные духовые.

Сразу скажу, что все танцевали очень хорошо!  Терёшкина просто блистала; Ермаков прекрасно (и совершенно бесшумно) прыгал, хорошо взаимодействовал с обеими партнёршами, что было нелегко - поддержек в этом балете превеликое множество. Смекалов колоритно изображал мерзавца, Евсеева смотрелась "белой берёзкой".
Замечательно станцевали цыгане! Ольге Белик и особенно Наилю Еникееву большое спасибо :)
Прекрасен был кордебалет -  и в сцене помолвки, и в сцене ярмарки, и в подземном царстве. Жаль, что один из камней упал :)

И всё же, всё же...

Из спектакля что-то ушло :( То самое "что-то", ради чего балетоман готов ходить на одно и то же название бесконечное множество раз.

Хочу сказать, что, поскольку я сидела высоко, и старалась не смотреть в бинокль, мои впечатления основаны на том, что я увидела, так сказать, общим планом (очки у меня очень хорошие, и лица исполнителей я в них вижу). Возможно, я не увидела того, что видели зрители, сидевшие близко к сцене. Но в балете иногда стОит забраться на верхотуру, чтобы иметь представление обо всех исполнителях, включая тех, кто стоИт в последней линии кордебалета.

После нескольких спектаклей, увиденных в 80-е годы, у меня сложилось такое впечатление о героях:
1. Северьян не способен создать Красоту. Он может её только отнять у кого-то. Так он и поступает - тянется к чаше, пытается овладеть Катериной... Пристаёт к цыганам, чтобы забыться в танце. Погибает, так и не поняв, за что это его Хозяйка наказала. У одного из исполнителей этой партии Н.Ковмира в глазах стоял именно этот вопрос: "За что?"
2. Катерина самозабвенно любит Данилу, понимая, что для него на первом месте всегда будет не она, а его творчество.
3. Данила мечтает овладеть секретами Природы, и ради этого готов на всё. Попав в гору к Хозяйке, тоскует по земле, людям и, конечно, по Катерине.
4. Хозяйка мечтает видеть рядом с собой Творца, которому можно открыть секреты камня. Полюбив Данилу, понимает, что сердце его навсегда отдано Катерине. Решая помочь влюблённым, она губит Северьяна и отпускает Данилу к людям.

А что я увидела в новой редакции спектакля?
1. Катерину, любящую Данилу и тоскующую по нему. Мне показалось, что "текста" ей добавили, но хореография эта не отличается разнообразием. Ну, или Евсеева не смогла меня тронуть переживаниями своей героини.
2. Северьяна, пытающегося забыться в пьяном угаре.
3. Данилу, который, попав в чертоги хозяйки, становится абсолютно счастливым! Лишь только когда Хозяйка пытается добиться от него взаимности, он вспоминает об оставленной невесте.
4. Хозяйку - прекрасную, властную, беспощадную. Скорее женщину, чем фантастическое существо.

Я вовсе не упрекаю исполнителей. Они танцевали замечательно (см. выше)! Есть мнение, что новое поколение артистов зачастую не способно передать все нюансы хореографии 40-х - 50-х годов ХХ века, в силу своего воспитания. Возможно, какая-то доля правды в этом есть, но ведь в спектале того же Григоровича 1961 года "Легенда о любви" нынешнее поколение способно на многое!
Значит, дело всё-таки не только в исполнителях.

Кстати, вспомнила одну, казалось бы, незначительную деталь: в финале балета, когда Данила и Катерина остаются одни, раньше можно было видеть такую мизансцену: Данила держит в руке цветок, и взор его устремлён именно на этот цветок. А Катерина склонилась рядом, и смотрит на Данилу. Казалось бы, простая композиция, но она говорит о  многом... А в спектакле редакции 2016 года  ничего подобного нет: счастливая пара просто  уходит в глубь сцены.

Театр был забит под завязку, но публика вела себя вяло. Очень обидно за всех исполнителей! Они заслужили большего.

Хочу сходить на другой состав. Вдруг я что-то упустила?

P.S. Обязательно посмотрю фотографии из книги Ванслова, чтобы проверить, не ошиблась ли я с финальной мизансценой :)

Фотографии с поклонов после спектакля:







Участники картины "Ярмарка"



Евсеева и Ермаков



Смекалов, Терёшкина, Ермаков, Евсеева



Они же; позади - цыгане



Цветы для Смекалова и Терёшкиной. На заднем плане с трубкой - Кулаев-Старый Цыган.



Ермаков и Евсеева с букетами





Смекалов




Евсеева и Ермаков





Терёшкина



Терёшкина, Смекалов, Евсеева, Ермаков
Tags: Евсеева, Ермаков, Каменный цветок, Мариинка, Смекалов, Терёшкина, балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments