ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Лоэнгрин" в Опере Бастилии 18.01.17 г. - Кауфманн, Серафин, Конечный, Херлитциус, Папе

Давно  мечтала услышать Кауфманна в "Лоэнгрине", всё равно в какой постановке (или в концертном исполнении). 18 января 2017 года моя мечта сбылась :))

Очень долго поклонники певца ждали его возвращения на сцену, и до конца декабря не было уверенности в том, что он выйдет в первом спектакле парижского "Лоэнгрина". Да и вообще - выйдет ли? "Сказки Гофмана" прошли без Йонаса, и "Лоэнгрин" висел на волоске, если так можно выразиться. Но в конце декабря в СМИ появились сообщения о том, что Кауфманн отметит Рождество с семьёй, и с начала января приступит к репетициям в Париже.

Парижская опера решила перенести постановку Клауса Гута образца 2012 года, которую режиссёр делал для открытия сезона в Ла Скала. Постановка всем известна по записи, сделанной по трансляции из театра 7 декабря 2012 года. Хорошо помню, как жж-френд natalllly, видевшая живой спектакль в Милане в конце декабря, говорила о том, что трансляция многого не показала, и что из зала спектакль смотрится совсем по-другому, нежели в трансляции. Да и Аня Хартерос, певшая Эльзу, создала совсем иной образ, чем Аннет Даш.

К Аннет Даш лично у меня не было никаких претензий, потому что эта певица совершила подвиг, прилетев в Милан вечером накануне премьеры (говорят, самолёт приземлился в 23 часа 6 декабря). В 17 часов 7 декабря начиналась прямая трансляция на весь мир, и ей надо было выучить мизансцены, которые Хартерос и её дублёрша Петерсен репетировали две недели. Поскольку обе исполнительницы заболели, театр обратился к кормящей матери Даш, которая знала партию, и к тому же пела её в одном спектакле с Кауфманном (в Байройте). Полагаю, что любовный дуэт третьего акта оба сочиняли буквально на ходу. Как говорит Йонас в книге "Тенор", вышедшей в 2015 году, "это был трюк, который она закончила с честью. Она прибыла вечером, репетировала с утра, и вечером спасла премьеру вместе с телетрансляцией. При этом пела и играла так, как если бы она принимала участие в постановке с самого начала. Между своими выходами она заботилась о ребенке, и на следующее утро улетела обратно в Берлин, где вечером спела Моцарта в Государственной опере".

Когда я увидела состав на парижского "Лоэнгрина", то сомнения меня терзали только по поводу Мартины Серафин, заявленной Эльзой. Это очень известная певица, поющая, в частности, Тоску и Турандот. Не слышала, чтобы она когда-нибудь пела Эльзу (если честно, я так и не проверила её послужной список), и у меня почему-то сложилось предубеждение против неё. Внешние данные, а именно высокий рост и довольно внушительные габариты (не говоря уж о возрасте - 46 лет) вызывали сомнения на её счёт. "Как они с Кауфманном будут смотреться рядом?" - этот вопрос время от времени возникал. Мне могут возразить, что самому Кауфманну на год больше, но, как известно, рыцари бывают разные, а юная девушка - это юная девушка :)
В итоге Эльза была чуть-чуть выше своего рыцаря, когда он был без ботинок (все видевшие этот спектакль хотя бы в записи поймут, о чём это я :))

Состав был такой:

Conductor - Philippe Jordan
Director - Claus Guth
Heinrich der Vogler - René Pape
Lohengrin - Jonas Kaufmann
Elsa von Brabant - Martina Serafin
Friedrich von Telramund - Tomasz Konieczny
Ortrud - Evelyn Herlitzius
Der Heerrufer des Königs - Egils Silins

Мне очень понравился оркестр! Особенно проникновенно прозвучала увертюра. Я помню, каким откровением для меня стало прочтение партитуры "Лоэнгрина" Кентом Нагано. Когда ожидаешь чего-то громоподобного, а получаешь "прозрачный" звук, возникающий буквально из ничего, эффект особенно силён. Темпы, предложенные Джорданом, были всё-таки чуть-чуть быстрее, чем темпы Нагано (может быть, я и ошибаюсь).
Перед третьим актом кто-то стал букать дирижёру :( За что? не знаю...

Хор Парижской оперы тоже оставил самое благоприятное впечатление.

Итак, спектакль в Париже всё-таки был немного иным, чем в Милане. Возможно, что разница была бы ещё заметней, если бы я видела миланский спектакль живьём, а не в записи. Тем не менее, если сравнивать запись из Милана с живым парижским спектаклем, то можно найти следующие отличия:

1. В самом начале мы видим детей, изображающих маленьких Эльзу и Готфрида. Взрослая Эльза стоит в середине сцены. На протяжении всего спектакля на верхних ярусах что-то происходит: хористы, изображающие народ Брабанта, наблюдают за действием, Ортруда подсматривает-подслушивает за Эльзой, призрак Готфрида-лебедя то появляется, то исчезает.

2. Когда Тельрамунд рассказывает историю исчезновения Готфрида, на заднем плане видна похоронная процессия. За гробом отца идут его дети (возможно, это можно рассмотреть и в записи из Милана, но я этого не помню).

3. Когда Ортруда взывает к Вотану и Фрейе, она достаёт кинжал, и "как бы вскрывает" себе вены. Прекрасно помню, как та же Херлитциус, певшая Ортруду в Милане, в самом финале очень натурально "полосовала" свои руки ножом, и ее Ортруда падала на труп мужа. В Париже финальная сцена иная: Ортруда закалывается, вонзив кинжал в сердце.

4. Самые сильные изменения коснулись главной пары - Лоэнгрина и Эльзы. Помню своё недоумение по поводу Эльзы-Даш, смотрящей перед собой "стеклянными" глазами, дрожащей и постоянно почёсывающейся. Героиня была чем-то напугана (критика писала, что детские страхи и комплексы возвращались к ней в минуты душевного напряжения).
Ничего подобного, по рассказам очевидцев, не было, когда Эльзу пела Хартерос. Могу с уверенностью сказать, что и в исполнении Серафин Эльза была другой. Она впадала в некий ступор, не понимая, что происходит, но никаких "дрожаний" и почёсываний не было.

Когда Эльза в свадебном платье внезапно оступалась, героиня Даш падала на землю, и ей помогали подняться сопровождающие её дамы. Героиня Серафин только покачнулась, и её сразу же подхватили под локотки :)

Как известно, любовный дуэт Кауфманн и Даш пели на мостике, перекинутом над настоящей водой, и достигли очень сильного эффекта присутствия, если можно так выразиться (да-да, кое-кто говорил, что у них было впечатление, будто бы подглядываешь в замочную скважину).  Вот фото - самое начало объяснения:



В Париже мизансцена была изменена. Да, Эльза тоже вступала на мостик, пропевала первые фразы дуэта, и даже опускала ноги в воду. Тем не менее, весь дуэт проходил на авансцене, и никаких "эротических" моментов не было :) . То ли Серафин этого не захотела, то ли Кауфманн, то ли оба :)

Вот фото с сайта театра:



5. Героиня Даш в финале падала в воду, протянув руку к брату. Героиня Серафин упала на берег :)

Конечно, всё это мелочи, и отличие спектакля в Милане  от спектакля в Париже незначительное. Тем не менее, когда видишь живое действие, то поневоле сравниваешь его со знакомой записью.

Безусловно, надо ещё сказать о пении.

Глашатая пел латышский баритон Egils Silins. По-моему, он очень удачно вписался в спектакль.

Из парочки "злодеев" мне трудно кого-либо выделить вокально, потому что  и Конечный, и Херлитциус были хороши. Херлитциус всё-таки переиграла партнёра, потому что она - выдающаяся оперная актриса (не в укор Конечному будет сказано), к тому же роль ещё в Милане делалась на неё. Слышала её Ортруду летом в Мюнхене, и могу сказать, что в парижском "Лоэнгрине" она звучала лучше.

Хорош был и Папе, хотя я ожидала бОльшего.

Серафин я в конце концов приняла. Были у неё кое-какие похрипывания, но в целом спела она очень прилично. Играла тоже неплохо, хотя я не завидую тем, кто разглядывал её лицо в бинокль :)

Певец, ради которого я прилетела в Париж, начал очень осторожно. Появление Лоэнгрина было спето на пиано, и мне это очень понравилось. Но потом Лоэнгрин должен предстать перед Брабантом настоящим рыцарем и защитником, и это должно слышаться в пении. Кауфманн тут явно "недодал" мощи, хотя слышно его было хорошо. Во втором акте у Лоэнгрина мало певческой работы, как говорится. Он появляется в финале, пропевает несколько фраз, и акт завершается ансамблем. Вот как раз в ансамбле дирижёр его глушил (впрочем, не только его). Но обращение к Эльзе на пиано буквально пробрало до дрожи!

Триумфом Кауфманна стал третий акт. Это было волшебно! Боже ты мой, как хорош он был и в дуэте с Эльзой, и в арии! Моему зрительско-слушательскому счастью не было предела :)
Играл роль как настоящий драматический артист. Ну, да это уже не новость :)

Сняла поклоны на видео. Вот они:


Несколько неудачных фотографий с поклонов я всё-таки выложу:



Хормейстер



Дети, игравшие Эльзу и Лоэнгрина



Силиньш



Папе





Кауфманн - даже ботинки не надел!



Херлитциус, Кауфманн, Джордан, Серафин

А это моё наивысшее достижение:



Херлитциус и смеющийся  Кауфманн :)

После спектакля пошли к служебному входу. Простояли минут пятнадцать, и совершенно неожиданно нас пригласили в фойе. Вот оно:



Народу было мало. Все понимали, что за кулисами идёт банкет по случаю премьеры. Вот кое-кто из нашей "тусовки":



Фотографии на стенке - с автографами:



Ушли домой через час после окончания оперы, то есть в половине первого ночи. На следующий день узнали, что артисты всё-таки вышли к тем, кто их дождался, но случилось это гораздо позднее.
Конечно, я пожалела о том, что не дождалась Йонаса. Очень хотелось спросить его, будет ли он в ближайшем будущем петь Гофмана. Но не срослось...

P.S. Пересмотрела дуэт Лоэнгрина и Эльзы в миланском спектакле. Оказалось, что и там герои объяснялись в основном на авансцене. С мостика оба ушли довольно быстро. Еще бы! "Эротическая сцена" там просто бы не получилась, ведь певцам надо было еще и петь :)
Tags: Кауфманн, Лоэнгрин, Опера Бастилии, Папе, Париж, Серафин, Херлитциус, опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments