ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

"Идиот" Вайнберга в КЗ Мариинского театра 30.09.2016 г. - Селиванов, Баянкина, Серов, Сергеева

Открыла сезон в Мариинском театре последней оперой Вайнберга. Не читала критику, не слышала ни одной ноты из этой оперы; разве что картинку на сайте театра видела. В общем, это была почти что авантюра - пойти неизвестно на что. :)

Вот картинка с сайта:



Надо сказать, что картинка удачная. Кажется, что в спектакле есть декорации, и что костюмы вполне соответствуют эпохе, в которую происходило действие романа Достоевского. На самом деле декорации весьма скудны: венские стулья, несколько движущихся загородок-стенок, свисающие с потолка ангелы с Александрийского столпа и со шпиля Петропавловки, купола... Очень удачно выглядит пол - как петербургская мостовая.

Режиссер спектакля - Алексей Степанюк. Могу сказать, что эта постановка - его удача (на мой вкус, разумеется).Вообще-то, дело не в постановке...

Если бы надо было охарактеризовать эту оперу кратко, то я бы сказала: это не опера, это музыкальный образ романа. И этот образ удивительно гармоничен. Композитор "озвучил" роман, дав ему музыкальную характеристику. Причём я не могу сказать, что у каждого персонажа есть своя музыкальная тема. Может быть, я не права, но именно так я и восприняла это произведение.

Как сказала после спектакля моя сестра, это самое удачное воплощение "Идиота" из всех сценических и киношных его версий, которые она видела и слышала. А видела и слышала она балет в постановке Эйфмана с Осипенко, Михайловским и Лиепой, фильмы Куросавы и Пырьева, телесериал с Евгением Мироновым, а также телеверсию спектакля Товстоногова с Лебедевым и Смоктуновским.
Я не совсем согласна с этим мнением, но решила его озвучить - для полноты картины :)


Состав был такой:

Дирижер – Заурбек Гугкаев
Князь Лев Николаевич Мышкин – Илья Селиванов
Настасья Филипповна – Мария Баянкина
Парфен Рогожин – Андрей Серов
Лебедев – Дмитрий Колеушко
Афанасий Иванович Тоцкий – Ярослав Петряник
Иван Федорович Епанчин – Денис Беганский
Елизавета Прокофьевна Епанчина – Елена Витман
Аглая – Екатерина Сергеева
Александра – Маргарита Иванова
Гаврила Иволгин (Ганя) – Артем Мелихов
Варя – Екатерина Латышева
Точильщик – Шота Чибиров
Мари - Лайла Мевес

Конечно, весь роман в оперу не впихнёшь, да и зачем это делать? Тем не менее, опера длится 3 часа 40 минут при одном антракте. И это еще сокращенный вариант.

Итак, как я уже сказала, это не совсем опера в традиционном понимании. Арий практически нет, есть тягучие речитативы; есть эмоции, которые выплёскиваются в зал через пение и даже крики. Оркестр находится в яме, причём яма довольно глубокая. Не знаю, как всё звучало бы в традиционном оперном театре, но иногда мне хотелось, чтобы звуки из ямы не заглушали певцов.

Очень яркие образы создали Баянкина и Серов. Возможно, в исполнении других артистов я заметила бы какие-то другие нюансы, но эти певцы жили в роли. Не надо забывать, что они опирались на музыкальный материал. Рогожин в первой картирне - типичный купчик, у которого крышу снесло из-за того, что он получил наследство. Но постепенно мы видим, как этот человек меняется - через страдание... Настасья Филипповна, как мне показалось, "сделана" более традиционно. Вульгарная и истеричная особа с какой-то непонятной шляпкой-чепчиком на голове в сцене именин преображается во всех смыслах этого слова. Срывает с головы эту непонятную деталь гардероба, волосы рассыпаются по плечам - и мы видим красивую и очень несчастную женщину, которая считает, что она во всём виновата... Меняется её пластика, меняются интонации. Кстати, Баянкина прекрасно двигается в платье-кринолине.

Сергеева мне понравилась вокально. Её Аглая - сильная женщина, которая постоянно эпатирует к окружающим. Что-то показалось мне странным в сценическом образе, но это, возможно, исключительно режиссёрская концепция.

Надо сказать, что претензий ни к кому из исполнителей у меня нет, если говорить об актёрском мастерстве. Прекрасно сыграл Ганю Артём Мелихов! После трансляции "Тангейзера" из Гатчины мне захотелось послушать его живьем, и вот это произошло :) Правда, меня бы больше устроил традиционный репертуар, но уж что есть - то есть.

Колеушко был бесподобен в образе Лебедева! Авторы сделали из него что-то вроде рассказчика.

Что же касается Селиванова, то он прекрасно сыграл роль Мышкина, если говорить исключительно об образе.  Мне показалось, что вокальная партия далась ему тяжело. В программке к спектаклю есть цитата из высказывания другого исполнителя этой партии - Александра Михайлова. Он говорит, что "музыкальный материал не сравнится по сложности ни с Прокофьевым, ни с Шостаковичем". Похоже, что это так и есть. Очень много протяжных реплик на форте, к тому же главный герой практически не покидает сцену.

В самом начале спектакля мы видим нечто, напоминающее вагон. Да и роман так начинается - со встречи Мышкина и Рогожина в поезде. Где-то в самом конце сидит непонятное существо - девушка, волосы которой закрывают лицо. На ногах у неё - что-то вроде мягких тапочек. Одета она явно не по моде 19 века. Кто это? Поначалу девушка сидит неподвижно, опустив голову. Картины меняются, а она всё сидит и сидит :) Постепенно она оживает, встает со стула, куда-то уходит, потом возвращается. Естественно, на неё никто из действующих лиц не реагирует, её только публика видит. Степанюк загадал-таки нам загадку :)

В последней сцене, когда Рогожин и Мышкин говорят об убитой Настасье Филипповне, девушка возвращается. И тогда мы понимаем, что это... воплощение болезни Мышкина! Когда князь испытывает душевный подъем, болезнь исчезает. В финале она берёт его за руку и уводит за собой.  Наступает тишина, и мы понимаем, что - всё, это конец спектакля.

В программке героиню без слов обозначили как "Мари". Она действительно выглядит как та несчастная девушка из швейцарской деревни, о которой рассказывает Мышкин в романе.  Но в опере о ней не говорится ни слова.
Возможно, Степанюк имел в виду что-то другое, но я имено так поняла миссию этого персонажа - болезнь Мышкина постоянно находится рядом с ним, и лишь иногда  он о ней забывает.

Спектакль принимали хорошо - те зрители, которые досидели до его конца :) Две мои спутницы ушли в антракте, честно заявив, что им тяжело всё это слышать :) Ушли, кстати, многие. Думаю, что такая авангардная музыка действительно не всем придётся по вкусу...

В общем, у меня возникло странное чувство: как будто бы меня кто-то завораживал все эти почти четыре часа, включая антракт :) И я вышла из зала с чувством, что сходила на эту оперу не зря.
Через какое-то время я, возможно, схожу послушать Мышкина-Михайлова.
Tags: Баянкина, Идиот, Концертный зал Мариинского театра, Селиванов, Сергеева, Серов, опера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments