ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

"Баядерка" в Мариинке 1 мая 2016 г. - Вишнёва, Терёшкина, Ким

Уже и не припомню, когда я видела в одной "Баядерке" двух  балерин. Наверное, в начале 90-х :)
Почему-то партию Гамзатти сейчас  дают всем кому не лень. И даже Никию танцуют далеко  не избранные.

Одеваясь в гардеробе после спектакля, прошедшего триумфально, услышала вопрос незнакомой дамы: "А кто Вам больше понравился? Мне - Вика!". Я ответила, что мне понравились обе героини, и что когда-то  было традицией поручать обе женские партии "Баядерки" балеринам. Дама попросила назвать фамилии этих балерин. "Комлева и Терехова, Мезенцева и Терехова" - ответила я. А уже потом задумалась: а что, больше никого не назвать? И припомнила ещё Кунакову и Ченчикову, которые танцевали обе партии в этом замечательном во всех смыслах балете.

Но к началу 90-х традиция ставить в одну "Баядерку" двух прим как-то сошла на нет. Слышала, что Махалина закатила истерику, когда Терехова в очередной раз её "умыла": и оваций ей досталось больше, и цветов :) И Юля заявила, что никогда не будет танцевать в одном спектакле с Тереховой. Если не ошибаюсь, это был конец 80-х.
Возможно, эти подробности закулисья были кем-то преувеличены, но балетоманы говорили, что так оно и было.

Когда в составе спекталя 1 мая появились фамилии Вишнёвой. Терёшкиной и Кима, я поначалу глазам своим не поверила :) "Не может этого быть!" - вот была первая мысль. Оказалось, что очень даже может :)

Вот программка:





Прежде чем кратко рассказать об исполнителях, хочу сделать небольшое "лирическое отступление".

Я всегда уважала зрелых балерин, даже когда сама была молодой :) Восхищалась Никией Комлевой, которой было далеко за сорок. Присутствовала на её последней "Баядерке" в 1988 году, когда балерине "стукнуло" пятьдесят. Видела последнюю "Баядерку" Евтеевой (в каком её возрасте, уже и не помню, но точно в районе сорока или позже). Последняя "Баядерка" Мезенцевой на мариинской сцене случилась в 1991 году, когда балерине было тридцать девять.

Во всех этих спектаклях чувствовался масштаб личности исполнительниц. Как правило, партию Гамзатти доверяли достойным соперницам "главной" балерины: Тереховой, Кунаковой, Ченчиковой, и балет было безумно интересно смотреть. Как надо было танцевать танец со змеёй, если до твоего появления на площади зал взрывался овацией, приветствуя Гамзатти Тереховой? Конечно, на разрыв аорты!

Почему в 70-е - 80-е годы Гамзатти танцевали балерины, а не вторые солистки, как это бывает теперь всё чаще?
Возможно, ответ простой: потому, что "Баядерка" шла очень редко. Помню сезоны, в которые этот балет давали не больше 5-6 раз. 7 раз - это была удача! Балерины стояли в очередь, чтобы станцевать Никию. Конечно, они хотели как можно чаще выходить на сцену, чтобы показать себя с наилучшей стороны, и партия Гамзатти была как раз кстати.

Но уже на моей памяти  Гамзатти стали поручать молодым дебютанткам. Кто-то из них достигали в дальнейшем балеринского звания (например, Махалина), кто-то так и оставался в лучшем случае в солистках. Впрочем, и Никию ведь давали молодым исполнительницам. Смену поколений ещё никто не отменял.

Закругляюсь :) Как бы там ни было, но явление двух балерин в одном спектакле 1 мая 2016 года можно считать из ряда вон выходящим событием! И тот факт, что Вишнёвой "уже сорок лет", только подогрел мой интерес к этой "Баядерке".

При всей моей любви к Никии Виктории Терёшкиной, её Гамзатти лично для меня стала откровением. Причём с первого мгновения появления этой героини на сцене! Любимая дочь раджи была уверена в себе, в своей красоте, в своём богатстве. Когда Гамзатти поняла, что Солор дал клятву Никии у священного огня, эта уверенность на мгновение пропала. Но только на мгновение. Оказавшись перед соперницей на коленях, Гамзатти очень быстро пришла в себя. И сразу стало ясно, что Никия умрёт...
Кстати, я не видела Викторию в этой роли раньше, но запомнила, как кто-то из знакомых говорил: "Гамзатти Терёшкиной мстит Никии не потому, что  Солор поклялся баядерке, а потому, что Никия посмела поднять на неё руку".
Золотые слова!

Надо ли говорить о том, что сцена соперниц стала кульминацией этого спектакля? Да, мне могут возразить: "А как же Ким? Ведь он летал над сценой как стрела, выпущенная из лука! И был лучше всех" :)
Да, Ким был очень, очень хорош! И играл хорошо. Его герою не хватило мужества отказать Дугманте. Согласившись на брак с Гамзатти, он мучился сознанием своей вины перед Никией до самого конца.

А Вишнёва сыграла гордую и одновременно хрупкую героиню. Когда-то она поразила меня в самое сердце, станцевав танец со змеёй как сцену сумасшествия. На этот раз я увидела, как баядерка отдаёт танцу все силы.
О чём она думала? Может быть, о том, что видит Солора в последний раз? Или о том, что пробил её последний час?

Что касается собственно танцев, то Ким был легче всех :) Терёшкина хорошо станцевала гран па, разве что в конце фуэте раньше времени встала на обе ноги. Правда, обыграла это так, как будто бы ничего и не произошло :)

Вишнёва очень понравилась мне в танце со змеёй. В тенях удивила кодой: в очень быстром темпе прошла диагональ, эффектно проскакала назад до середины сцены, и финальные туры сделала с ускорением. И показалась мне очень лёгкой в адажио с Солором :) Возраст выдавали перекидные жете в коде. Правда, редко кто прыгает их так, как хотелось бы балетоману, т. е. на хорошей высоте и в хорошем темпе.

Среди других участников спектакля выделю Пономарёва, Брамин которого всегда меня восхищает :) Это был единственный человек на всем свете, который действительно любил Никию!
Неплоха была и тройка теней. Хотелось бы видеть большее продвижение по сцене в финальной диагонали первой вариации, меньшую напористость второй тени и лучшую устойчивость третьей. А так - всё было хорошо :)
И кордебалет мне понравился.

Солисты второго акта были вполне хороши. Даже тот факт, что Индуска-Петренко поскользнулась и упала, не испортил общей картины. И мне всегда жаль, что на поклоны не выходит Магедавея. Попов был очень выразителен!

Публика вела себя как в старые добрые времена: орала, вопила, аплодировала, вызывала артистов на поклоны ещё и ещё. В общем, были все признаки триумфа :)

P.S. Вернувшись домой, начиталась об этой "Баядерке" всякого. И Ким не слишком интересен как актёр и как партнёр, и Вишнёва тяжеловата, и кордебалет начал спускаться в гор "криво". И т. п.
Как говорится, это - проблемы тех, то увидел эти недочёты. Я не говорю, что всё было идеально. Просто после некоторых спектаклей остаётся такое послевкусие, что забываешь недостатки. А этот спектакль был из их числа :))

Фотографии с поклонов - много, уж не обессудьте!



Терёшкина и Яковлев после первого действия






Вишнёва и Пономарёв после первого действия.



Индусы



Божок - Байбордин. Очень был неплох. Жаль, что в фокус не попал.



Ману. Тоже молодцы!



Пономарёв вышел под овацию.



Ким, Краснокутская и Терёшкина



Вышла Диана







Цветы для Виктории.



Малая часть цветов для Дианы.



Общие поклоны.



А это уже поклоны  после "теней".



Без комментариев



Вишнёва



Грузин, Вишнёва, Ким.





Море цветов!



Грузин


Диана благодарит партнёра





Немного крупных планов



Перед занавесом, который несколько раз поднимали: Шакирова и Иванникова.



Шакирова,Иванникова, Чебыкина.



Диана















Диана и Кимин.
Tags: Баядерка, Вишнева, Ким Кимин, Мариинка, Терёшкина, балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments