ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Балет Кировского театра 80-х-90-х годов - Маргарита Куллик


Когда я вспоминаю Маргариту Куллик, на моём лице сразу же возникает улыбка. С Маргаритой связаны мои самые светлые воспоминания о балете! И когда меня просят назвать самых любимых балерин, я всегда называю в их числе фамилию «Куллик». Наверное, это едва ли не единственная танцовщица из всех, которых я видела, от танца которой исходило постоянное ощущение счастья. Счастья просто быть на сцене и танцевать, танцевать…

Впервые я увидела Риточку (так её называли практически все балетоманы Ленинграда начала 80-х годов) на концерте училища, в 1981 году. Это был в чём-то знаменательный концерт. Галина Рахманова танцевала «розовый акт» из «Щелкунчика», Ангелина Армейская, Елена Мартинсон и Юрий Фатеев – па-де-труа из «Пахиты». Были и другие номера. Завершали концертное отделение ученица 7 класса Маргарита Куллик и артист театра имени Кирова Андрей Босов, которые танцевали па-де-де Обера в постановке В.Гзовского.

  Все перечисленные мною участники концерта так или иначе вспоминаются мною до сих пор. Ангелина Армейская снималась в фильме о Вагановском училище «Дети Театральной улицы» (Рита Куллик тоже в нем снималась, но кадров с ней не так много); кажется, она распределилась в Свердловск. Елена Мартинсон стала солисткой Кировского театра, танцевала Гамзатти, Хозяйку медной горы, Повелительницу дриад… В начале перестройки уехала на Запад – кажется, в Англию. Юрий Фатеев танцевал в Кировском-Мариинском театре, а с некоторых пор стал заведующим его балетной труппой. Галина Рахманова, которой прочили амплуа лирической танцовщицы, в середине карьеры перешла на характерные роли и, как мне кажется, раскрылась в полной мере именно в характерном репертуаре. Красивый кудрявый блондин Юрий Жуков какое-то время вводился в репертуар, но вскоре исчез из театра. Как выяснилось, он женился на австралийке и уехал покорять пятый континент. А Маргарита Куллик стала ярчайшей звездой Кировского-Мариинского балета. Правда, это было потом; а в мае 1981 года в па-де-де Обера ученица Куллик просто ошеломила публику! Педагог Маргариты Н.М.Дудинская любила давать это сложнейшее па-де-де своим ученицам. Танцевали его и танцуют многие прославленные балерины. Я видела и в записях, и на сцене очень хороших исполнительниц. Но ТАКОГО исполнения не видела никогда.

 Андрей Босов прекрасно «подавал» партнёршу и очень хорошо танцевал сам. Но Рита в вариации этого па-де-де затмила и партнёра, и всех участников концерта, и всех исполнительниц этой вариации. Возможно, я мало видела; но у меня сложилось впечатление, что лучше станцевать эту вариацию просто невозможно. Самую эффектную часть – проход на одной ноге с поворотами – она исполнила не просто крепко, а необычайно легко. Успевала украшать свои шаги рон-де-жамб, не снижая темпа; улыбалась так, как будто бы ей всё было нипочём… Шикарными были и фуэте, и туры по кругу. Реакция зала была соответствующей. С этого самого дня я стала следить за Маргаритой, и очень радовалась, когда видела её на сцене.

 Выпускалась она в «Золушке» Сергеева (её Принцем был Ю.Жуков). Я видела выпускной спектакль по телевизору. Рита имела оглушительный успех!

Как это часто бывает, в театре у лучшей выпускницы 1982 года возникли трудности. Театр, как известно, очень жестокий организм. А если это Кировский театр – то здесь очень важны не только талант и труд, но и внешние данные. Как написал в своей книге «Хореографические откровенности» Ф.В.Лопухов, танцевать Лебедя должна танцовщица с «лебедиными» данными; иначе «Лебединое озеро» превратится в «Воробьиную лужу»…

Увы, внешние данные Маргариты были не идеальны. При всей музыкальности этой танцовщицы, блестящей технике исполнения туров, «стальном носке», очень хороших руках, и прочая, и прочая, фигура её вызывала некоторое сожаление. Куллик была «крепко сбитой»; танцовщицы с такой фигурой обычно танцуют крестьянок или, на худой конец, выходят в самой демократичной партии классического репертуара – Китри в «Дон Кихоте». Как известно, Китри – дочь трактирщика… Получить главную партию в «Лебедином озере» или «Спящей красавице» с такими данными в Кировском театре было практически невозможно. К тому же, Риту критиковали и за лицо. Очаровательная девушка в жизни, она менялась в худшую сторону, когда наклеивала ресницы и накладывала грим. С годами она научилась гримироваться очень хорошо. Но грим – это не самое главное. Вскоре после прихода в театр Рита стала катастрофически полнеть. Она боролась с лишним весом как могла…

Риту ставили в различные шестёрки-четвёрки. Её можно было увидеть то в «Бахчисарайском фонтане» среди одалисок, то в «Жизели» среди подруг героини. Быстро ввели её в Маленьких лебедей. Несколько позже она стала танцевать Цветочницу и Амура в «Дон Кихоте», крестьянское па-де-де в той же «Жизели», па-де-труа в «Лебедином озере», одну из четырёх Баядерок в Баядерке. Я любовалась Ритой даже тогда, когда она танцевала в шестёрках. Сольные партии, даже самые маленькие, Куллик доводила буквально до совершенства. Её Амур умудрялся делать туры в пять оборотов! 

Потом появились и вариация IV акта в Дон Кихоте, Первая тень в «Баядерке», вариация в Гран па «Раймонды», Одалиска в «Корсаре», Фея Бриллиантов в «Спящей красавице», Кривляка в «Золушке», Огневушка-Поскакушка в «Каменном цветке», Золото в «Легенде о любви», Вакханка в «Фаусте». Если честно, то я не помню точно, какие партии Рита станцевала раньше, а какие – позже. Да и не в этом дело…

Дудинская, естественно, очень хотела «продвинуть» свою любимую ученицу по служебной лестнице. Виноградов, однако, не очень-то стремился давать Маргарите балеринские роли. Говорили, что у него с Дудинской были очень непростые отношения… На одной из встреч со зрителями, которые проходили по воскресным утрам в ДК им. Ленсовета, Виноградов заявил: «Пока я руковожу театром, Куллик не будет танцевать «Лебединое озеро». Её внешние данные не соответствуют тем эстетическим принципам, которые проповедуются в нашем театре». Конечно, он был прав. Рита станцевала этот спектакль с другой, гораздо более скромной труппой. Как и «Жизель».

В начале своей карьеры Куллик приняла участие в Международном конкурсе балета в Варне. Получила первую премию (гран при отдали Сильвии Гиллем) и встретила будущего мужа – Владимира Кима, который тоже участвовал в конкурсе и стал лауреатом. Ким танцевал в труппе «Хореографические миниатюры». Это был необычайно лёгкий, невесомый танцовщик. В одном из спектаклей своего театра "Нижинский" он исполнил заглавную роль  (в хореографии Н.Волковой). Вскоре его пригласили в Кировский театр.

Первая балеринская партия Куллик - Китри. Я была на этом дебюте и получила колоссальное удовольствие от спектакля. Как потом призналась в каком-то интервью Дудинская, Рите пришлось взять себя в руки и даже поменять режим. Она очень похудела, и из такой формы старалась уже не выходить.  Надо сказать, что зрители очень любили Маргариту, и когда появилась афиша этого спектакля, весть об этом облетела всех балетоманов. Я с трудом попала в театр, пристроившись на 3 ярусе. На протяжении всего спектакля в зале звучали аплодисменты и крики «браво!» Партнёром был, если не ошибаюсь, Марат Даукаев. Помню, что в картине «Сон» Рита танцевала вариацию Н.М.Дудинской – в бесконечными вращениями с обеих ног.

В одном из спектаклей «Спящая красавица», когда дебютировал Рузиматов – Дезире (партнёршей его была Л.Лежнина), Рита совершенно изумительно станцевала Бриллиант! Она танцевала эту маленькую, но трудную партию и раньше. Но – то ли именно в этот вечер я увидела то, чего не замечала раньше, то ли звёзды так сошлись, только в первой части, когда исполнительница мгновенно меняет позы, Куллик умудрилась сделать шикарные заклоны и на мгновение замереть. Это было безумно красиво!

Когда театр в очередной раз уехал за границу (Риту очень часто не брали на гастроли – зачем?-:((( Она же не Лебедь), Дудинская умудрилась «пробить» своей ученице один спектакль «Спящей». Мне повезло - я попала в первые ряды партера, и дебют прошел прямо перед моими глазами-:))). Это была настоящая Аврора, без скидок на отсутствие основной труппы. Особенно мне понравился первый акт, хотя и в других Куллик была очень хороша.

Танцевала она и «Сильфиду», и «Шопениану», и «Пахиту». Один из спектаклей «Сильфида» я помню до сих пор. Они с Владимиром Кимом станцевали «расширенный» вариант 2 акта, с очень сложным и бесконечно длинным па-де-де. Я не могла поверить, что Маргарита сможет так преобразиться! Она действительно стала девой воздуха, и совершенно незаметны были недостатки её фигуры

Виноградов перенёс на сцену Кировского театра свой спектакль «Тщетная предосторожность», который когда-то поставил в Малом оперном театре. Лизу и Колена на премьере танцевали Куллик и Ким. Мне кажется, что для такой сцены, как сцена Кировского театра, этот спектакль был слишком камерным. Он довольно быстро сошёл, и больших сожалений по этому поводу у зрителей не было. Жаль только было, что Рита и Володя лишились возможности выйти на сцену в главных ролях, тем более что танцевали они этот балет с большим юмором.

К 10-летию творческой деятельности пары Куллик-Ким в Большом зале Филармонии прошёл их творческий вечер. Конечно, 10-летие – это весьма условный срок, потому что Владимир закончил училище на 3 года раньше Маргариты. Танцевали они и классические, и современные номера: па-де-де из «Спящей красавицы», па-де-де Обера, Тарантеллу Баланчина, фрагмент балета «Египетские ночи» в хореографии М.Фокина (Раб и Рабыня), вальс Мошковского и два номера А.Полубенцева на мотивы танго – каждый исполнил своё соло. Вечер вёл С.Бэлза; вступительное слово сказала Н.М.Дудинская. Этот вечер превратился в праздник для всех, кто пришёл в тот день в Филармонию. Ребят завалили цветами! До сих пор перед глазами стоит головокружительная поддержка из па-де-де Обера, когда партнёр долго держал балерину «ногами вверх», и при этом её поза была необычайно изящной. В Вальсе совершенно фантастическими были прыжки Куллик на «рыбку».

К сожалению, в начале 90-х годов в театре стали происходить очень грустные вещи. Один за другим балетную труппу покидали артисты – балерины, премьеры и просто солисты и корифеи. Причины были у всех разные. Любимцев публики Куллик и Кима уволили за то, что они, будучи на личных гастролях, в афише указали свою принадлежность к Мариинскому театру. Виноградов в театральной газете заявил, что это – очень большой проступок, и за него надо отвечать. В итоге через пару-тройку лет ребят приняли обратно, но проработали они в театре всё же недолго. Кима пригласили в Южную Корею, и, естественно, Куллик уехала с ним. Вскоре из театра ушёл и Виноградов… Начались новые времена. Говорят, сейчас бывший главный балетмейстер Мариинского театра и его бывшие солисты работают вместе всё в той же Корее – ирония судьбы!

Вспоминать Маргариту я могу бесконечно; но надо всё же заканчивать-:))) Как ни странно, но в памяти возникают не только те спектакли, в которых она танцевала главные партии. Очень хорошо помню один уникальный «Дон Кихот» в 1987 году. Уникальность этого спектакля была в том, что его танцевал 20-летний Хулио Бокка. После Московского конкурса Бокка стал любимцем советской публики. Я попала в театр на 3 ярус, на места в боковой правой ложе. Сейчас их не продают – там стоит аппаратура. В общем, видела артистов очень близко, но сверху-J))). Партнёршей Бокка была Кристина Дельмагро – балерина театра «Колон». Было ей лет тридцать, и на фоне своего звёздного партнёра она выглядела очень бледно… Надо отдать должное Хулио – он очень хорошо подавал свою даму, стараясь уходить в тень на поклонах. Куда там! Зал вопил после каждого па Базиля и вежливо хлопал Китри. Обстановка на сцене была накалена до предела. Все участники спектакля старались на 200 процентов, и в числе этих участников была Рита Куллик – Цветочница. Вместе с Н.Ралдугиной они составили шикарную двойку! После каждого сольного кусочка Цветочницам аплодировали так, будто бы они были самыми главными героинями спектакля. А после вариации Базиля из первого акта, которую он станцевал с Цветочницами, овация продолжалась несколько минут. Во втором акте Елена Мартинсон – Повелительница своими прыжками-«шпагатами» просто «убила» соперницу – Китри…

 Прошло уже больше двадцати лет, а я до сих пор помню, как жалко мне было аргентинку и с каким восторгом зал принимал её великолепного партнёра…

Был ещё один спектакль, который я вспоминаю до сих пор. В "Баядерке" после вариации Первой тени , которую Куллик станцевала не просто безукоризненно, а фантастически (особенно вторую часть, в которой она вращалась с заклоном назад ), публика устроила ей бесконечную овацию. Не помню, сколько раз ей пришлось выходить на сцену на поклоны; но спектакль просто остановился. Воображаю, какую досаду испытывала балерина - Ю.Махалина, танцевавшая Никию! Ей так не аплодировали.... Да и букетов после спектакля она получила меньше, чем Куллик.

В последний раз я видела Риту Куллик на сцене  в 2002 году, на 90-летнем юбилее Н.М.Дудинской. Танцевала она третий акт «Спящей красавицы». Несмотря на немного «поплывшую» фигуру, танцевала она блестяще. Говорили, что у неё проблемы с ногами. Очень жаль, если эти проблемы не дали такой великолепной балерине, как Куллик, задержаться на сцене ещё несколько лет. К сожалению, не видела я и её последней премьеры в нашем театре – роли Кубышки в «Золушке» Ратманского.

Конечно, всё, что я написала о Маргарите – это мои субъективные впечатления. Были у неё и очень суровые критики, были и восторженные поклонники. Но равнодушным она не оставляла никого!

Сейчас у Маргариты появились корейские ученицы. А я очень хочу, чтобы она работала в Мариинском театре. Очень!

Нашла ссылки на видео. По ним хоть немного можно судить о том, как она танцевала:

 http://www.youtube.com/watch?v=O7gdjdo1e3s - репетиция Вальпургиевой ночи с Ольгой Моисеевой.
-http://www.youtube.com/watch?v=tTFZoSuCm-o  - с Фарухом Рузиматовым на Красной площади.  Па-де-де из "Корсара".

Фотографий Маргариты в интернете нашла очень мало. Выкладываю, какие есть.

В костюмах из "Сильфиды"  на набережной Петербурга - М.Куллик и В.Ким

Репетиция с Н.М.Дудинской


Tags: Бокка, Дудинская, Жуков, Ким, Куллик, Мартинсон, Рахманова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments