ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Книга Томаса Фогта "Тенор". Дубль тридцать один.

Очень интересная глава - "Разговор с Аней Хартерос и Йонасом Кауфманном" :) Масса трудных мест, которые мне помог перевести angelodifuoco, за что ему огромное спасибо! Правда, кое-какие непонятки остались. Но нельзя же всё время напрягать человека! :)

Разговор с Аней Хартерос и Йонасом Кауфманном: »Потом можно будет даже попробовать рискнуть«

С новой постановки »Лоэнгрина« в Мюнхене в 2009 году они считаются "звёздной парой". Для многих театральных зрителей Аня Хартерос и Йонас Кауфманн - это идеальные кандидаты на роли Эльзы и Лоэнгрина, Элизабетты и Дона Карлоса, Леоноры и Альваро. В августе 2013 года, во время репетиций зальцбургского »Дона Карлоса«, возник следующий разговор.

Одинаковый тест: опишите в немногих предложениях содержание оперы Верди »La forza del destino«.

Аня Хартерос В начале есть труп.

Йонас Кауфманн Ситуация почти как в »Доне Джованни«.

АХ Это верно, в обоих случаях умирает отец.

ЙK Который не хочет, чтобы его дочь что-то начинала »с таким«.

АХ Но, в противоположность »Дону Джованни«, старый маркиз не поражает насильника своей дочери, а проклинает свою Леонору, которая хочет сбежать с метисом.

ЙК Имя этого человека Альваро. И то, что старик умирает, в этом случае не убийство, а несчастный случай. По крайней мере, так написано в тексте. Альваро бросает своё оружие, и при ударе раздаётся выстрел, который поражает маркиза.

Но брат Леоноры Карлос считает, что смерть старика на совести обоих.

ЙК Поэтому отныне они в бегах. Как велит судьба, Карлос и Альваро становятся в суматохе войны самыми большими друзьями, конечно, будучи не узнанными друг другом. То, что все в итоге не закончится хорошо, можно себе представить.

Не являются ли »Trovatore« и »Forza« братом и сестрой? Действие обеих опер происходит в Испании, в обоих случаях протагонистку зовут Леонорой, оба раза речь идет о трагической семейной истории, из которой нет выхода.

ЙК Поэтому я нахожу хорошим то, что мы ставим обе оперы здесь в Мюнхене в течение короткого времени. В ноябре возобновление »Trovatore«, и сразу после этого пойдут репетиции »Forza«.

Не является ли " La forza del destino " шагом назад в художественном развитии Верди?

Драматургически - может быть, но не музыкально. Ведь там есть такие сокровища, и в ариях, и в ансамблях.

ЙК С начала года Верди я постоянно возвращаюсь к  большой "арии судьбы" Альваро, пел её в концертах и записал для моего Верди-альбома. Это одна из самых сложных и самых фантастических сцен, которые написал для тенора Верди, и я думаю, что она в творчестве Верди в музыкальном отношении никоим образом не представляется шагом назад;, наоборот, она очень сильно уходит вперед, а именно в направлении "Дон Карлоса" и "Аиды".

Что значит для вас судьба? Всё предопределено? Или что-то делает кого-то тем, что он есть?

ЙK Естественно, есть что-то вроде власти и силы, против которых никто не устоит. Так называемые удары судьбы знаем мы все. Все же, если кто-то верит во что-то вроде судьбы, он не полагается на себя самого. Поэтому мне гораздо больше нравится поговорка »бери свою судьбу в свои руки«.

АХ Ты сейчас говоришь о карьере?

ЙK Не только. Но если мы хотим дискутировать, например, о карьере: она состоит из многих компонентов, и к ним, в том числе, принадлежит также удача. И если художник, верящий в судьбу, говорит: »Я ни на что не могу повлиять, всё запланировано, всё, что случается со мной, в руках Бога«, тогда он, в моём понимании, уклоняется от самостоятельности. Я всё же думаю, что есть что-то вроде судьбы, но часто бывают такие ситуации, которые нужно просто активно использовать, как раз то, что часто называют «шансы».

АХ Это сейчас говорит тенор, который находится на вершине успеха. Господь Бог дал тебе замечательный голос, ты выглядишь супер, на тебя есть спрос; нет, ты, конечно, сам всё это создал, это ясно!

ЙК{громко смеется}

АХ Естественно, ты также должен был работать, но большинство должно работать гораздо больше, чтобы создавать только половину этого, вообще-то. Итак, судьба. Многие начинают верить в судьбу, после того, как произошло что-то плохое: долгая болезнь, потеря любимого человека или что-то похожее. И в таких ситуациях каждый спрашивает себя: Почему это происходит со мной, что я сделал, чтобы заслужить это?

ЙK Здесь также играют важную роль вера и суеверие. То есть, горе учит нас молиться, и после упомянутых ударов судьбы это всегда актуально. В некоторых уголках земли понятие "судьба" – это такое бремя, что его даже нельзя называть по имени. Например, в Италии по-прежнему дело обстоит так, что оперу Верди не называют полным именем. Говорят только "La forza del...", и не хотят произносить »destino« , так как это слово могло бы привести только к неудаче. Но для меня "судьба" - это не только что-то негативное. Это слово означает также неожиданное счастье.

АХ Я раньше думала так же, как ты, но между тем я убеждена, что у нас в руках нет многого.

ЙК Я думаю, что наши точки зрения находятся не так уж далеко друг от друга. Вера в божественное провидение в почете, но это не должно вести к фатализму, с девизом: »Все предопределено, я могу ничего не делать в любом случае«. Итак, полное примирение с судьбой, как отговорка для бездеятельности – этого я не могу принять.

АХ Стимул - это уже хорошо. Но это также что-то вроде таланта, и некоторым это дано больше, чем другим.

Мы находимся в разгаре обсуждения таланта. Является ли талант действительно подарком природы на 100 %?

АХ Да, однозначно!

ЙК Я всё же полагаю, что это комбинация. Уверен, что есть очень много людей, которые для нашей профессии гораздо более одарены от природы, чем мы - только они не смогли найти контакт с классической музыкой, не говоря уж о том, чтобы иметь шанс стать кем-то в этой профессии. Но вернемся к первоначальному вопросу: для того чтобы стать тем, кто ты есть, нужно сочетание подарков природы и жизненных обстоятельств, в которых вы выросли. В связи с нашей профессией: ты можешь получить от Бога самый красивый инструмент, но это нисколько тебе не поможет, если ты не будешь учиться на нём музицировать.

Можно многого добиться усердием, но вы не можете приобрести недостающий талант только трудолюбием. Либо вы одарены, либо нет.

Где вы познакомились?

ЙК У нас был совместный дебют во Франкфурте, в »Cosi fan tutte«.

АХ И ты был совершенно несносен! Ужасно высокомерен! Но пел ты хорошо. Нет, успех явно пошёл Йонасу на пользу. Когда его карьера стала складываться успешно, всё напускное с него сошло. Потому что он оказался на своём месте.

Следующей совместной работой стала "Wüstenrot"-инсценировка ("Wüstenrot"- название страховой компании – моё примечание) »Лоэнгрина« в Мюнхене. Там вы были с одним сердцем и с одной душой. По крайней мере, в пении.

ЙК Я думаю, что мы в тот момент это чувствовали. Это может быть только тогда, когда вы взаимно вдохновляете и постоянно обогащаете друг друга. Когда Аня Хартерос, которая технически может всё, находится рядом с тобой, то тогда можно немного рискнуть, и петь чудесные пиано-фразы в дуэтах »Дона Карлоса« так тихо и искренне, как это только возможно. А когда кто-то испытывает такую же радость от подобных тонкостей, то это уже что-то экстраординарное; и всё это передаётся также публике.

АХ Радость, полное отсутствие зависти к чужому успеху (в книге -das Gönnen-Können) - а также доверие! Рядом с Йонасом я испытываю чувство, что он никогда не будет себя выпячивать (nie seinen Stiefel durchzieht), а наоборот – что он находится здесь ради меня. Это такая редкость в нашей профессии. Тем больше разочаровываешься, если на репетициях достигается состояние напряжения, как, например, во втором акте »Дона Карлоса«, и наступает момент, когда всё действительно начинает искриться - и тогда режиссер вмешивается и говорит: »Левее!« Это прерывание хуже всего (перевод приблизительный, в тексте: Das ist der Interruptus schlechthin).

ЙК Я думаю, что наши реакции (у Кауфманна – «инстинкт»- моё примечание) на эмоциональное напряжение очень похожи, и поэтому мы в таких ключевых сценах, как во втором акте »Дона Карлоса«, создаем такие образы, которые обязаны своим появлением не только режиссёру. И когда этот вид эмоции претит кому-то, и он упорно начинает работать против него, то у вас рядом есть партнер, который понимает: разделённое горе – это полгоря. Слава Богу, мы оба находимся в таком выгодном положении, что можем позитивно влиять на наши условия труда. Возвращаясь к теме: мы можем сами активно влиять на нашу судьбу, и также активно способствовать нашему счастью. И хорошие интенданты также понимают, что не в последнюю очередь это - ключ к успеху.

До какой степени к музыкальной гармонии принадлежит чувственность?

АХ Хорошее пение - это эротика, и не только в любовном дуэте. Йонас - это высоко-эротичный тип, и это прекрасно для партнерства на сцене. И если он при этом ещё хоть немного испытывает чувства по отношению ко мне, то это вообще было бы классно.

ЙК (голосом Хорста Шлеммера): »Wir spreschen dann später, Schätzelein!« («Мы поговорим чуть позже, моё сокровище!»).

АХ Рене Папе сказал мне в 2004 году на нашем общем »Доне Джованни « в Нью-Йорке: »У тебя такой эротичный голос«. Я это запомнила, потому что эти слова согрели меня (буквально – «weil es mir so gut getan hat» - «потому что это сделало мне хорошо»). Поэтому я охотно передаю их дальше.

ЙК Раньше это называли "соединением тел" – то, что поют инстинктивно, откуда-то из глубины. Как технически, так и эмоционально. Дух, душа и тело так связаны при пении, как это, вероятно, происходит только лишь при сильных эротических переживаниях. Поэтому пение требует также определенного эксгибиционизма. Потому что такими переживаниями наслаждаются обычно вдвоем, а не перед миллионами зрителей.


Вот фотография с первого совместного спектакля Ани и Йонаса:


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments