ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Книга Томаса Фогта "Тенор". Дубль двадцать семь.

Глава, посвящённая  "Лоэнгрину" в Байройте и Ла Скала. Часть вторая.

Это звучит несколько высокомерно, так, как это было в Скала, когда интендант Антонио Гирингелли после скандала с Каллас сказал: «Певцы приходят и уходят, а Скала остается!»

Но у нас не было никакого скандала. Только разные мнения относительно легато и дикции. Может быть, они нашли меня тоже чересчур решительным, я не знаю. Когда они впервые ангажировали меня, я тут же задал свои вопросы: кто поет Эльзу, кто дирижирует и так далее. Они нашли, что это вовсе не смешно – то, что я хотел вмешаться таким образом. Но я им ясно сказал, что, вообще-то могу соглашаться только при определенных условиях. Потому что в то время я не пел Лоэнгрина; Мюнхен ещё только обсуждался, но ещё ничего не было подписано. В общем, для меня это была новая территория, и я не мог сказать: "Конечно, я сделаю это, неважно с кем". Здесь я столкнулся с полнейшим непониманием, и тогда мы по обоюдному согласию отложили этот план в архив. После того как я договорился о "Тоске» в Мюнхене, вдруг поступило новое предложение от Байройта. Мы тогда договорились, и нашли компромисс, чтобы я смог выполнить обязательства по "Тоске". Но когда репетиционный период был перенесён, это стало уже невозможно, к сожалению.

Если бы снова поступило предложение вернуться в Байройт, на какую партию ты бы согласился?

Прежде всего, Tannhäuser очень привлёк бы меня: спеть эту роль впервые в особенной байройтской акустике, несомненно, было бы наилучшим опытом. Весь дом - это цельный резонатор. Там чувствуется, что каждая нота хорошо поднята, и поскольку над оркестром есть купол, также не нужно защищаться от подавляющей массы звука, что, естественно, нельзя недооценивать в партиях драматического тенора. На репетициях "Лоэнгрина" с чудесным Андрисом Нельсонсом за пультом я часто думал: «Да, при этих акустических условиях можно использовать еще более тонкие нюансы». Уже поэтому я не хотел бы пропустить мой байройтский опыт.

Большое волнение было 6 декабря 2012 года в Ла Скала в Милане, на презентации премьеры твоего третьего "Лоэнгрина": Аня Хартерос заболела, как и её дублерша Энн Петерсен. И Аннет Даш, твоя байройтская Эльза, «впрыгнула» в спектакль в последнюю минуту.

Это был трюк, который она закончила с честью. Она прибыла вечером, репетировала с утра, и вечером спасла премьеру вместе с телетрансляцией. При этом пела и играла так, как если бы она принимала участие в постановке с самого начала. Между своими выходами она заботилась о ребенке, и на следующее утро улетела обратно в Берлин, где вечером спела в Государственной опере Моцарта.

И Клаус Гут, режиссер этой постановки "Лоэнгрина", видел титульную фигуру скорее антигероем: при первых фразах ты лежал как эмбрион, съёжившись на земле, судорожно вздрагивая, почти как Кундри во Втором акте "Парсифаля": внезапно «вырванный» из глубокого сна, чтобы исполнить миссию.

Пожалуй, Гут еще сильнее показал, как разрывались характеры в »Лоэнгрине«, и какие у них есть недостатки. Например, то, что Эльза - это не только »преследуемая невинность«, но и сильно травмированная женщина. Для меня это почти единственный способ познакомить сегодняшнюю публику с операми Вагнера: как только мы видим ошибки и слабости персонажей, они становятся нам симпатичными. Мы знаем это из кинофильмов: герой, который всегда выигрывает, скучен. Только если он спотыкается, мы волнуемся за него.

Что у Гута было иначе, чем у Нойенфельса?

Если сказать коротко, то: у Нойенфельса было много возможностей для интерпретации, у Гута фигуры и исторические предпосылки однозначно были определены. Он перенёс время действия спектакля во время его возникновения, а именно во время Немецкой революции 1848/49. На этом фоне милитаристское и воинственное действия "Лоэнгрина" являются в другом свете: как протест против усилий по реставрации так называемого Священного Союза.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments