ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Книга Томаса Фогта "Тенор". Дубль семнадцать.

Очередная главка, посвящённая трансляциям опер в кинотеатрах.

HD-перфоманс: опера в кино

До сих пор ты был участником четырёх представлений Мет, которые транслировались в кинотеатрах по всему миру, а потом были выпущены на DVD: "Валькирия", "Фауст", "Парсифаль" и "Вертер". Каковы ощущения, когда знаешь: сегодня вечером на тебя будут смотреть не 4200 человек, а миллионы?

На самом деле, всё обстоит так же, как и всегда. Несколько тысяч или несколько миллионов – это действительно не имеет значения, если чувствуешь уверенность в своём голосе и своей роли. Меня часто спрашивают, не меняю ли я рисунок роли, если знаю, что в зале микрофоны и камеры. Нет, я этого не делаю. Когда вы чувствуете, что поёте, то и пианиссимо, и самые незначительные жесты будут донесены до последнего ряда. И рисунок роли, возникающий из настоящей эмоции, будет признан и оценён по достоинству независимо от того, близко человек сидит или далеко. Но то, чего не чувствуют сердцем и душой и исполняют механически, и публикой воспринимается как нечто искусственное. Одним словом: если интонация верна, то верно  будет также и сценическое воплощение образа (Wenn der Ausdruck stimmt, stimmt auch die Körperhaltung).

«Искусство пения ориентировано на иллюзию и дистанцию. И иллюзия мгновенно разрушается, когда камера придвигается к горлу исполнителя и показывает его вставные зубы и воспаленные миндалины. Это порнография, на мой взгляд», - сказала Элизабет Шварцкопф при обсуждении темы «крупные планы».


Слишком крупные планы уже потому могут быть разочарованием, что вы не всегда можете сделать красивое лицо во время пения. С другой стороны, некоторые зрители находят как раз интересным то, что видят ваши усилия и знают, какая работа за ними скрывается, и что успех даром не даётся. В такой опере, как длящийся пять часов "Парсифаль", это очень утомительно – когда знаешь, что в любое время ты будешь находиться в центре внимания, даже если не будешь петь, потому что Парсифаль довольно долго находится на сцене как немой свидетель. И все же концентрацию нельзя ослабить ни на мгновение; каждую секунду нужно быть в роли.

Как ты оцениваешь такое явление, как »Опера в кино«?

Честно говоря, сначала я был настроен скорее скептически. Мне всегда мешало в телевизионных трансляциях опер то, что режиссер решает, что я просто могу смотреть прямо, и что многие детали при этом теряются. Именно в тех операх, которые я хорошо знаю, это меня действительно волновало. Но при трансляциях в кинотеатры из Мет это делают чрезвычайно умело. Одни только проезды камеры – это просто поэзия. Как в фильме, когда снимают десятки дублей. И это всё в прямом эфире! Одно это уже говорит о высочайшем уровне. Так что я могу понять, почему даже завзятые театралы бывают очарованы, и почему трансляции имеют всё больший и больший успех. При таком качестве показа "Опера в кино" может также способствовать тому, о чем мы все мечтаем, а именно: привлечь зрителей, которые считают посещения оперных театров слишком дорогим и элитарным удовольствием, и которые не идут в оперу потому, что они думают: для этого нужно иметь специальное образование и специальные знания. В этом отношении киноопера может быть таким же актом демократизации, как опера на CD и DVD - с той существенной разницей, что это живая трансляция, и ты делишь свои переживания с другими зрителями. Кроме того, здесь есть возможность приблизиться к происходящему на сцене гораздо ближе, чем если бы ты сидел  зрительном зале; видишь лица, их выражение, действия и реакции гораздо отчетливее. И если качество передачи так хорошо, как при HD-трансляциях из Мет, то это действительно замечательно.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments