ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Книга Томаса Фогта "Тенор". Дубль десять.

В этой главе речь идёт о новом поколении публики.

Публика для завтрашнего дня.

Как певцу тема «опера и дети» тебе очень близка, потому что ты являешься послом кампус-программы Баварской государственной оперы для детей и молодежи (Campus – это «университетский городок» – моё примечание).

Я основываюсь на моем детском опыте в опере, но с перспективой в отношении будущих зрителей. Такая программа, как кампус, является основой для подготовки следующего поколения зрителей и слушателей, а также музыкантов и певцов. Ведь я сам - хороший пример того, к чему могут привести спектакли для детей. Опера сначала была моей страстью, а потом стала моей профессией. В общем, у меня есть все основания быть благодарными немецкой оперной системе вообще и Баварской государственной опере в частности. Она, по крайней мере, в какой-то форме способствует тому, что сегодня дети получают опыт, подобный тому, какой получил я почти 40 лет назад.

Не являются ли так называемые оперные представления для детей, такие, как, например, короткая версия "Волшебной флейты" в конечном счёте слишком сокращёнными, и, таким образом, недооценивающими детский интеллект?

Когда это делают слишком примитивно, сокращая до истории, рассказанной сказочником, дети быстро чувствуют, что им морочат голову, это ясно. Многие из них имеют обострённое чувство того, что настоящее, а что нет. Но если это хорошие программы, как, например, серия компакт-дисков »Короед оперы« или представления для детей, в которых участвуют молодые люди и дети, тогда это может действовать на детей гораздо сильнее, чем "нормальное" представление, потому что это будет общее переживание среди сверстников. Это очень отчётливо можно было почувствовать, например, при представлении »Nepomuks Nacht«, кампус-версии »Королевы фей« Пёрселла. Там можно было почувствовать такое воодушевление среди детей в публике, что я подумал: «Если они все станут оперными фанатами, то я могу не волноваться по поводу публики завтрашнего дня».

Таким образом, вопрос о будущем оперы можно ассоциировать не только с пословицей "объявленные мертвыми дольше живут"? (Totgesagte leben länger)

Абсолютно необходимо, чтобы мы снова и снова ставили вопрос: что мы можем сделать, чтобы привлечь молодых людей к жанру оперы и классической музыки в целом. К сожалению, те времена, когда эту роль играли родители и школа, прошли. Даже в школах уроки музыки и искусства повсеместно упраздняются. Это означает, что мы должны найти другие способы, позволяющие детям и молодым людям привить вкус к классической музыке. Конечно, во многих европейских городах есть замечательные проекты, но в глобальном плане это еще слишком мало. Мы все смотрим с удивлением и грустью на Венесуэлу: то, что создала «Эль Система» в течение последних 40 лет, у нас в Европе воспринимается почти как сказка. Между прочим, там существует более 100 молодежных и 50 детских оркестров! Это идеальное сочетание музыкального образования и социальной работы, и я очень хотел бы иметь такой же вариант в Европе, в особенности в контексте темы миграции и интеграции.

Видишь ли ты шанс достучаться до молодой аудитории в таких мероприятиях, как кино-трансляции на открытом воздухе, какие проводит Баварская государственная опера в фестивальный сезон под названием "Опера для всех"?

В любом случае! Страх, возникающий перед "святыми залами" - это, к сожалению, до сих пор актуальная тема. Даже если сейчас уже нет строгого дресс-кода в оперных театрах, многие из тех, кто никогда не был в опере, задают себе первый вопрос: "Что я должен надеть? И что я должен заранее прочитать, чтобы участвовать в разговоре?" Соображения, которые я никогда не слышал от киноманов. Очевидно, опера для многих людей всё ещё является искусством для высокообразованных «посвященных». И я думаю, что трансляции в кинотеатрах и на открытых площадках помогают преодолеть это чувство неуверенности в своих силах. Речь идёт не только о привлечении молодых зрителей, но и о расширении общей аудитории, заинтересованной оперой. Это - мой девиз (у Йонаса буквально: Das habe ich mir auf die Fahne geschrieben, т. е. «это у меня написано на знамени»), потому что я думаю, что опера как вид искусства слишком ценна, чтобы замыкаться в мирке роскошных развлечений для богатых. Хорошее оперное представление может положительно повлиять на всю вашу жизнь, и это случается не только с нами, артистами; об этом мы снова и снова узнаем от людей, которые посещают нас после спектаклей или пишут нам. У хорошей оперы есть власть влиять на массы. И ведь не так давно, всего два поколения назад, в рабочих поселках было хорошим тоном иметь оперный абонемент и смотреть музыкальные фильмы с Рудольфом Шоком. Было бы неплохо, если бы мы снова пошли в этом направлении.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment