ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Концерт Йонаса Кауфманна "Du bist die Welt für mich" 18 мая 2015 г. в Берлинской филармонии

Когда Кауфманн решил совершить турне с программой "Берлин 1930-х", да ещё в очень жёсткой режиме, желания присутствовать на одном из концертов у меня не было. "В конце концов, есть же чудесные диски - CD и DVD! Можно и не стремиться попасть на такой концерт, тем более что наверняка Йонас устанет к концу турне" - так я подумала. Конец турне - это, правда, не Германия, а Франция :)) Но Берлин всё равно стоял в этом графике ближе к концу.

И всё-таки как-то постепенно желание послушать любимого певца в такой "несерьёзной" программе пришло :) Наверное, потому, что певец -любимый! :)

Как ни странно, но такое желание возникло после энного просмотра/прослушивания вышеупомянутых дисков :)) К тому же Берлин для меня - "простой" город, я себя там чувствую легко и удобно. И он относительно дешёвый, и компания подобралась очень хорошая :))

О Берлине в мае 2015 года я расскажу как-нибудь потом.

Итак, концерт состоялся в Берлинской филармонии. Это здание я раньше видела только снаружи, да ещё на кое-каких записях.  Огромный многоярусный зал, поделённый на сектора, производит грандиозное впечатление! И кажется больше, чем он есть на самом деле :)

Вот вид сцены до концерта:



Немного негатива всё-таки добавлю (не всё же мёд лить, нужна и ложка дёгтя). Я не знаю, почему для этой программы был выбран такой зал. Да, в Берлинской филармонии дают разные программы, в том числе и с участием вокалистов. "Песнь о земле" Малера с участием А.-С. фон Оттер, Й.Кауфманна и К.Аббадо как раз записывалась на видео в этом зале.

Но всё же... В этом зале есть места за сценой. Они хороши для симфонических концертов и концертов инструменталистов, но слушать певцов с этих мест ужасно неудобно. Дело даже не в том, что ты видишь лишь затылки исполнителей (что, вообще-то, очень обидно), а в том, что академические вокалисты поют, естественно, без микрофонов, и поют в ту сторону, в которую они поют. Публика позади сцены слышит лишь отражённый звук.

Но даже если бы в этом зале места за сценой не были бы заполнены, остаются ещё места в самом конце зала, под потолком. Как донести до этой публики энергетику исполнителя? Не потеряется ли "по пути" что-то очень личное? Вот какие вопросы занимали меня перед концертом.

Ответ на вопрос "почему именно этот зал?" у меня напрашивается один: устроители хотели заработать на популярном певце как можно больше. Я их не осуждаю, естественно. Весь тур по Германии спонсировал концерн BMW, о чём и напоминали нам афиши и инсталляции. Мало того! При входе в зал мы получили карточки с фотографией смеющегося Кауфманна на фоне ретро-автомобиля (она очень известна):


В обмен на эти карточки можно было получить в буфете бокал шампанского. Как потом пошутили мои спутницы, "шампанское нам дали бесплатно, но за программку концерта с рекламой BMW мы заплатили 6 евро" :))
На обложке программки было то же самое фото, что и на карточках :)

Вот сканы программки:




Оркестр вышел на сцену практически в 20-00, то есть в то время, на которое был назначен концерт. Минуты через три-четыре появился дирижёр, и концерт начался.

Нам сыграли увертюру из "Марицы" (неплохо, надо сказать), и потом на сцене появился главный герой вечера.
Он сразу же подошёл к микрофону, и начал быстро-быстро говорить :)) Я поняла, что говорил он примерно то же, что и в интервью, опубликованном перед этим турне, а именно:  что две песни он сознательно поёт в микрофон, так как они слишком интимные, чтобы петь их громко. При "пуччиниевской" оркестровке певца просто не слышно, если он не будет форсировать звук. Речь прежде всего шла о серенаде Арманда из "Фраскиты". А песня Штольца из "Liebeskommando" вообще не предназначена для сцены, её в своё время записали для кинофильма.

Программа была переиначена. Начал Йонас с песни Октавио из "Джудиты" Легара, за ней почему-то последовала выходная ария Марицы, исполненная оркестром (я уж было подумала, что на сцену вот-вот выскочит какая-нибудь местная звезда оперетты, но никто так и не появился), и уже потом Йонас запел песню Тасилло, заявленную в программке первым номером тенора.

Ария из "Джудиты" была спета хорошо, и даже очень. Начать сразу с места в карьер - это дорогого стоит! Ария эта, безусловно, трудна, и требует полной самоотдачи. Поскольку я сидела в девятом ряду партера, то мне было видно, какие усилия прикладывает певец, чтобы звучать мощно. Тем не менее, после концерта я услышала от своих спутниц, сидевших за сценой, что именно эту арию им было слышно хуже всего.
Я ещё раз убедилась в том, что первый номер программы - пробный, если так можно выразиться. Кауфманн пытается "почувствовать" зал и отрегулировать звучание именно в самом начале концерта (не только этого).
Прекрасно была спета песня Таубера, давшая название всей программе - "Du bist die Welt für mich".

После этих номеров, когда и певец, и дирижёр (изрядно постройневший, надо сказать) ушли за кулисы, откуда-то сверху, из-под самого потолка в секторе за сценой слева раздался чем-то недовольный старческий голос. Я не настолько хорошо знаю немецкий язык, чтобы уловить все нюансы , но дядечка явно был недоволен тем, что до него что-то "не доходит". Кстати, там ещё кто-то что-то крикнул - из того же сектора, и тоже старческим голосом. Возможно, это был всё-таки один и тот же человек. Я посмотрела в ту сторону и увидела, что кричат с самого последнего ряда  в секторе позади сцены. Возможно, что это места вообще для персонала, либо при продаже билетов на этот ряд публику предупреждают, что места неудобные.

Как бы там ни было, после паузы программа потекла своим чередом. Нам сыграли увертюру из "Весёлой вдовы", и Йонас снова появился на публике. Ему кто-то из оркестра подсказал, что именно кричали. Тогда певец повернулся к этому сектору и стал объяснять недовольным, что поёт он всё-таки вперёд, в сторону партера, а не затылком. Ему опять что-то крикнули (каюсь, не разобрала - что именно), и тогда Йонас ответил кричавшему: "Значит, Вы - победитель моего голоса!" Публика засмеялась. Какая-то пожилая тётенька из партера недалеко от меня тоже попыталась что-то громко сказать, но её тут же зашикали (она разразилась тирадой уже во время музыкального вступления).

Подобные недовольные выкрики были во время самого первого концерта из этой серии - в Кёльне. И кричал тоже пожилой человек. Об этом написала одна из газет. Но, как я поняла тогда, всё дело было в неотрегулированном микрофоне. В Берлине же о микрофоне речь ещё только шла (эту речь, правда, говорили как раз в микрофон :))). Недовольный зритель был недоволен, если можно так сказать , "вообще". Такое впечатление, что это был тот же зритель :( Или что это был "специально обученный" человек :(

Каким бы жизнерадостным человеком ни был Кауфманн, такой поворот событий не мог не испортить ему настроение :( Пусть ненадолго, но певца выбили из колеи. А ведь ему надо было петь ещё два номера до антракта! Он, конечно, справился, но было видно, что человек испытывает стресс. Йонас массировал ладонь большим пальцем другой руки, и в его движениях всё-таки ощущалась нервозность. Он, вроде бы, улыбался, но улыбался не слишком естественно. А спел всё равно хорошо! :))

После антракта началась та самая "микрофонная" часть концерта. Певец полностью пришёл в себя, и очень душевно спел "Schatz, ich bitt’ dich, komm heut' Nacht!" Публика откликнулась овацией. Вообще, всё второе отделение прошло "на ура".

Следующим номером числился марш Роберта Штольца из "Весеннего парада". К микрофону подошёл Ридер и сказал, что сегодня у публики, сидящей за сценой, есть уникальная возможность увидеть дебют Кауфманна-дирижёра в Берлинской филармонии :) Публика зааплодировала :) Ридер уступил место товарищу, а сам сел тут же, на какую-то приступочку на сцене.

Как дирижировал Йонас? Да несерьёзно, конечно! Наши спутницы, сидевшие как раз на неудобных местах, наконец-то увидели главного героя вечера во всём, так  сказать, блеске его комического таланта :))
После этого номера зал взревел :)

Песня из "Liebeskommando" тоже прошла "на ура".

Публика как будто бы проснулась! У меня была мысль, что певец вообще всё второе отделение отпоёт в микрофон, но это оказалось не совсем так. Микрофон отключили, и снова использовали его  лишь на бисах.

Ещё раз хочу сказать, что в этом зале Кауфманн пел на пределе своих возможностей, чтобы зрители в самых последних рядах не чувствовали себя обделёнными. В общем, выложился он на все сто.

Песня "Heute Nacht oder nie" была спета замечательно! Кстати, после антракта Кауфманн стал периодически поворачиваться во все стороны, чтобы сидевшая на неудобных местах публика могла его лучше видеть и слышать.

Потом оркестр сыграл увертюру к "Стране улыбок". Из всех  оркестровых номеров этот понравился мне больше всего (марш под управлением Кауфманна возьмём за скобки :)). Возможно, потому, что я его вообще впервые слышала, и мне просто было не с чем сравнивать. Вообще, оркестр играл ровно, но в одном номере (уже забыла, каком именно) медные духовые сфальшивили.

Закончилась основная программа, естественно, арией из "Страны улыбок", которую Кауфманн как раз спел "на все четыре стороны" :)) Лично я слышала его прекрасно даже тогда, когда он пел спиной ко мне :)

Началась овация. Певец и дирижёр взялись за руки, стали кланяться. Им вынесли цветы. Вот кое-какие фотографии с поклонов:





















Вот ролики - поклоны:





После довольно-таки длительных "уговоров" Йонас вышел и спел первый бис в микрофон - "У белой лошади" Бенацки:



Зал взорвался овацией :) Если кто-то и потянулся к выходу, то таких было немного. Публика требовала "продолжения банкета" :)) И оно последовало в виде следующего биса - "Irgendwo auf der Welt" Хейманна.

С этого момента я решила больше не снимать. Что-то внутри подсказало: "Не надо!" То ли Йонас на меня как-то странно посмотрел во время съёмки, то ли мне это только показалось... И потом: когда снимаешь, то видишь экран, а не живого человека. А мне хотелось просто смотреть на певца и слушать его :))

Второй бис Йонас спел в несколько расслабленной манере :) Он расстегнул пиджак, и стал просто "разговаривать" с публикой :)
Последовала ещё одна бурная овация, после которой Йонас спел третий "хит" - "Не спрашивай, почему я ухожу..." Роберта Штольца. Причём я поначалу даже не сообразила, что песня-то имеет совсем не те слова, которые написал автор! И публика сразу же отреагировала на них жизнерадостным смехом :))

Итак, в этой печальной песне поётся:
"Не спрашивай, почему я ухожу,не спрашивай, почему!
Что бы ни случилось, не спрашивай, почему!
Я только хочу тебе ещё сказать, я тебя любил!
Всё самое прекрасное, что есть в жизни, я хотел тебе отдать..."

В немецком языке иногда достаточно одной буквы, чтобы смысл слова изменился. Вместо  "frag nicht" Йонас спел "fragt nicht", то есть его лирический герой обратился не к бывшей возлюбленной, а.... к зрителям! "Не спрашивайте, почему я ухожу! Не спрашивайте, почему! .... Я только хотел вам сказать, что я вас любил, всё самое прекрасное, что  есть в этой жизни, я хотел вам отдать..." и т. п.

Там есть ещё такие строки:
"Не спрашивай, почему  я плачу,
Не спрашивай, почему!
Мы расходимся,
завтра другой поцелует тебя.
Тогда ты больше не спросишь, почему.
Окончена песня..."

Естественно, и здесь были изменены слова. Только вместо "завтра тебя поцелует другой" Йонас спел "завтра вам споёт другой", показав обеими руками себе за спину - явно с намёком на недовольного дядечку :)) После "почему я плАчу" он сделал соответствующее лицо :)

Публика разразилась бурной овацией, но уже стало ясно, что четвёртого биса не будет.

После концерта мы довольно долго пытались понять, где можно встретить исполнителей, но так и не нашли ни артистического выхода, ни просто кучки энтузиастов (которые, вообще-то, всегда есть в любом зале), ждущих певца на улице. Скорее всего, особо продвинутые зрители двинулись куда-то за кулисы, но мы этого не увидели.

Решили, что не судьба, и пошли в кафе отметить успех Йонаса и свой собственный, разумеется :)) Не зря мы в Берлин прокатились!

P.S.  Я всегда знала, что никакая запись, даже самая хорошая, не заменит живой концерт. Эта истина открылась мне в новом свете :))  Певец отдавал залу свою энергию, и публика не могла этого не почувствовать. К тому же я услышала, казалось бы, известные вещи, спетые несколько иначе, чем в записях.

Хотя "опереточные" диски Йонаса я очень люблю :))

P.P.S. В зале были люди, снимавшие все бисы. Ждём-с! :))

P.P.P.S. Ошиблась, когда написала о том, что турне с этой программой заканчивается в Японии. Последний концерт Йонас дал в Париже, а в Японии будет уже другая программа.
Текст исправила.
Tags: Берлин, Берлинская Филармония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments