ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

"Аида" в к. и. - Академия Санта Чечилия, Рим, 27.02.15 г. - Хартерос, Кауфманн, Семенчук, Тезье.

Когда долго-долго чего-то ждёшь, предвкушаешь,то очень часто в итоге бываешь разочарована. Бывало со мной такое, и не раз... Я очень боялась, что после этого к. и. первоклассным международным составом одной из самых моих любимых опер я выйду из зала со смешанными чувствами :) Хорошо, что этого не произошло!

Сначала немного слов о самом зале. Не знала я, что он расположен так далеко от центра. Тут уж не до автограф-сессии! Успеть бы на автобус, чтобы доехать до гостиницы :( Забегая вперёд, скажу, что мы так и не увидели, куда надо идти после спектакля, чтобы получить автографы артистов, и сразу же пошли к остановке. Был двенадцатый час по местному времени...

Зал - огромный! И, как мне показалось, не очень хорошо там организованы такие масштабные мероприятия, как эта "Аида". Огромная часть билетов была куплена через интернет, но почему-то нам не прислали их электронные версии. Надо было с бумажкой стоять в длинющей очереди, чтобы получить на руки свои квитки :( Справедливости ради надо сказать, что очередь эта довольно быстро рассосалась.

Гардеробы и буфет - только внизу, что тоже неудобно :( Но всё это, конечно, мелочи. Главное - то, что было на сцене :))

Итак, теперь - о впечатлениях. Сразу предупреждаю: это исключительно моё мнение, и основано оно исключительно на моих собственных ощущениях. В этот вечер в зале были k_two, belta, belkatv, outsatiable - это те блогеры, о которых я знаю :)   Наверняка вы сможете прочитать в их журналах мнения об этой "Аиде", отличные от моего :)) И это - здорово! Все мы сидели в разных местах, что тоже важно. Интересно сравнить впечатления людей, один из которых сидел в первых рядах партера, а другой, например, во втором амфитеатре.
Со мной были три человека, не имеющие аккаунта в ЖЖ, и я знаю ещё про одну знакомую, сидевшую во втором ряду. В общем, нас там было много :))

Я сидела в первом амфитеатре напротив сцены. Не могу сказать, что это было идеальное место, но место всё-таки было очень хорошее. Судя по речи, доносившейся со всех сторон, в большинстве своем публика состояла из итальянцев.  Да, пожилых людей было много, но была и молодёжь.
Рядом со мной сидели ещё два человека из моей компании, плюс одна знакомая устроилась под самым потолком за сценой. Потом она перебралась пониже, и даже кое-что сняла на видео :)

Итак, состав был такой:

Verdi: Aïda

Orchestra e Coro dell’Accademia Nazionale di Santa Cecilia
Banda Musicale della Polizia di Stato
Antonio Pappano direttore
Ciro Visco maestro del Coro

Anja Harteros soprano – Aida
Jonas Kaufmann tenore – Radames
Ludovic Tézier baritono – Amonasro
Ekaterina Semenchuk mezzosoprano – Amneris
Erwin Schrott basso – Ramfis
Marco Spotti basso – Re
Paolo Fanale tenore – Messaggero
Donika Mataj soprano – Gran Sacerdotessa

February 27, 2015

Что меня поразило с самого начала,  так это оркестр. Слышала я "Аиду" неоднократно на протяжении многих лет (имею в виду исключительно живое исполнение), но никогда не слышала такого вступления! Оно и на увертюру-то было не похоже (шутка!).

Вдруг откуда-то незаметно возникла музыка. У меня было ощущение, что я попала в какой-то другой мир, в прошлое, и мне рассказывают печальную историю о любви... Никакого нажима, никаких громких нот...

Потом запел Шротт-Рамфис. В отличие от многих своих знакомых, я к этому певцу отношусь с большой симпатией. Трижды слышала его живьем (Дон Жуан в Милане, Мефистофель в Вене и вот теперь ещё и Рамфис в Риме), и могу сказать, что он мне вполне нравится как актёр. Для оперного театра это немало, кстати. Нравится мне и его голос, хотя я не считаю Шротта выдающимся мастером. К сожалению, именно его Рамфис показался мне наименее удачной работой из всех услышанных. Ну, какой же это Рамфис, если его поёт бас-баритон! :( Не хватило мне в его пении жёсткости, даже жестокости. Вроде бы, он всё озвучил, но я в восторг не пришла. Кстати, он очень понравился моей сестре, сидевшей рядом.

Как известно, после нескольких реплик в диалоге с Рамфисом Радамес поёт свой знаменитый романс, который русские меломаны называют "Челюсти Аиды" :) Поскольку Кауфманн - мой любимый тенор, я с нетерпением ждала именно "Челюсти", уже слышанные-переслышанные на диске "Verdi". Хотелось проверить, как это звучит вживую.

Безусловно, Кауфманн спел романс очень по-своему. Когда-то давно прочитала дискуссию на одном из оперных форумов, в которой речь шла как раз о Радамесе. Один из дискутирующих задал простой вопрос: "Почему Радамеса изображают этаким мачо, если он юн? Ведь ему, как и Аиде, и Амнерис максимум лет двадцать! А то и меньше. К тому же он наивен, судя по сюжету". Передаю слова приблизительно :)) Кажется, ответ был такой: "Потому что, несмотря на юность героя, написана эта партия зубодробительно; вот её и поют настоящие драматически тенора" :))

Кауфманн спел романс рассудительно-мечтательно. Конечно, не было в его Радамесе ни грамма наивности. Его герой был влюблён - это точно. Но, вместе с тем, голова у него работала хорошо :) Радамес сразу смекнул, что Амнерис что-то подозревает о его чувствах к Аиде :)  Забылся он лишь на одно мгновение - когда рассказал Аиде об ущельи Напата, и поплатился за это жизнью.

Финальное диминуэндо в романсе впечатлило :))

В сети уже появились подпольные записи этого к. и. разной степени качества. Я ещё не слышала ни одной, и не берусь судить о том, насколько эти записи близки к оригиналу. Но наверняка они верно  передают реакцию зала. После романса Радамеса раздалась бурная овация со всеми признаками триумфа - с криками "Браво!" и "Бис!". Кстати, от биса я бы не отказалась, но его, естественно, не было ( а жаль!). Такой реакции где-нибудь в Мюнхене или Нью Йорке я бы не удивилась, но Рим - это Рим. Орать "Бис!" немецкому тенору в итальянской опере - это не шутки! :)) Мне могут возразить: может, немцы и орали? они ведь были в зале (я слышала немецкую речь в антракте и после спектакля). Может быть, может быть... Но орали долго, и не два-три человека, а гораздо больше.

После романса на сцене, как известно, сначала появляется Амнерис, а за ней - и Аида. Певцы так и выходили - когда наступал их черёд петь. Все выносили свои ноты и раскладывали их на пюпитры. Когда начался терцет, я испыталла лёгкое разочарование: Паппано поддал жару, и оркестр накрыл певцов :( Очень может быть, что дирижёр решал какую-то свою конкретную задачу. Ведь вся эта дружная компания несколько дней вела запись диска, и это концертное исполнение должно было стать последним (или всё-таки нет?). Может быть, записывали отдельные "куски", и микрофоны прекрасно улавливали певцов, в отличие от моих ушей? Не знаю... Но и в дальнейшем ансамбли не всегда было слышно за оркестром.

Хартерос замечательно спела первую арию. Пиано были просто тающие, я такого вообще не припомню :) Ей очень хорошо аплодировали :)

Финал первого акта мне очень понравился. Грандиозно пел хор! Просто супер-хорошо! Хороши были и Царь Египта (вот это был настоящий бас!), и Гонец, и Жрица.  Жрица и женский хор находились за сценой. Кстати, мне это очень понравилось!  На поклонах после первого действия Паппано вывел Donika Mataj - исполнительницу партии Жрицы, и она получила заслуженные аплодисменты.

Очень понравился мне дуэт Амнерис и Аиды . После него откуда-то справа от сцены раздалось зычное "Katterina!" :))


Тезье-Амонасро появился на сцене во фраке, но, как ни странно, в бордовых жилете и галстуке. "Это он так обозначил свою "эфиопскость" - так решили мои спутницы в антракте :)) Кстати, я ожидала от него большего драматизма, хотя спел он очень качественно. Интересно, как бы Тезье вёл себя в сценической версии "Аиды" при таком вокале?  Как интеллигентный царь, взятый в плен - не иначе :))

В "триумфе" медные духовые звучали как раз с тех мест, где сидела моя знакомая :)) Она их там и обозревала :) Меня просто поразило то, как вступил женский хор - на пиано. У нас обычно дамы поют очень громко :)

Вообще, весь "триумф" прозвучал грандиозно. Была перекличка инструментов между сценой и задним балконом, между правым и левым "флангами" балкона и т. п. В общем, первый акт закончился под овацию :)

Вот видео с поклонов после первого действия (т. е. второго акта):



Вот здесь Паппано выводит Жрицу. И ещё видно, как Кауфманн откашливается:



Показалось мне или нет, что Йонас простужен был? Может, и не показалось. Он откашливался на протяжении всей оперы :( Тем не менее, факт остаётся фактом: "Кармен" в Мет 4 марта он отменил по болезни :( Должен был вылетать в Нью Йорк 1 марта, но не полетел... Может, как раз на этой "Аиде" певец и почувствовал первые признаки недомогания?
Хотя спел он всё равно очень хорошо!

В антракте моя спутница, сидевшая за сценой, встретила меня с широко открытыми глазами. "Я такого не ожидала! Спасибо тебе большое! Я сейчас расплачусь от восторга!" И это говорил человек, не один десяток лет проведший в Мариинке :)) Меня её реакция удивила и порадовала.

После антракта нам дали третье и четвёртое действия.

Семенчук понравилась мне и в первом, и во втором, но у неё там было мало работы :)) Я поначалу чуть-чуть была разочарована, потому что не всегда её и слышала (как и Йонаса, и Шротта). Хартерос с её поднебесным сопрано через оркестр пробивалась, но тоже не всегда.

И вот настал черёд знаменитой сцены у Нила. Хартерос прекрасно начала арию, но я услышала, что на верхах в её пении появилось заметное напряжение. Мои соседи-итальянцы возраста примерно "за 60" начали переглядываться после её каждой напряжённой ноты. Кстати, они реагировали и на пение Кауфманна. Уж не знаю, что именно означали их жесты, но Йонасу они аплодировали хорошо :)

Тезье замечательно провёл сцену с Аидой! Какой у него всё-таки красивый голос :)

Дуэт Аиды и Радамеса, на моё ухо, оказался самым неудачным фрагментом во всей опере :( Я очень люблю этот дуэт, но здесь, как говорится, не срослось. Певцы просто не поспевали за Паппано. Есть мнение, что виноват дирижёр, но мне показалось, что и Аня, и Йонас были не готовы к такому темпу, а Паппано не стал им подыгрывать, если так можно выразиться.

Появление Амонасро-Тезье всё вернуло на свои места. Финал третьего действия был шикарным! И оркестр, и певцы были очень убедительны, а Йонас так вообще выдал просто роскошную фразу, которая по-русски звучит так: "Жрец великий, я - пленник твой!", и после которой Радамес вручает Рамфису свой меч. Звук полетел прямо в мой первый амфитеатр :)

Публика заорала как ненормальная. Она орала долго, пока на сцену выходил хор :)) Тезье и Хартерос забрали свои ноты и удалились, а Семенчук и Кауфманн, естественно, остались, чтобы начать свою сцену.

Семенчук прекрасно спела и дуэт с Радамесом, и сцену со жрецами. Со жрецами она мне даже больше понравилась :)) Ей заорали "Брава!", и ещё долго выражали свой восторг.

Йонас, как мне показалось, к четвёртому акту повеселел, и даже позволил себе немного похулиганить :) Он очень живописно сложил свои ноты после фразы "Суд людской уж мне не страшен, мне страшна твоя любовь!" - захлопнул клавир, взял его, повернулся и гордо удалился в кулису. Обычно после этой сцены Радамеса уводят стражники :)

Перед последней картиной у Йонаса что-то случилось с "бабочкой". Нечто подобное было в Турку, но тогда певец просто снял её (в зале было ужасно душно). А здесь, как мне показалось, он довольно часто её теребил, и в итоге "бабочка" развязалась. Под гул зала певец воодрузил её на законное место :)

И вот настал черёд финального дуэта Аиды и Радамеса. Он прозвучал нежно и немного отстранённо. Певцы стояли далеко друг от друга, и как будто бы были уже на грани другого мира... Я такого дуэта раньше  никогда не слышала - всё было спето на полутонах.

А потом в дуэт вплёлся хор, из-за кулис вышла Катя, и запела финальные фразы оперы.

После небольшой паузы началась долгая овация, перешедшая в демонстрацию восторгов :) Йонасу было вынесено несколько букетов, Паппано тоже достался букетик. Девушки остались без цветов :(

На этих фотографиях и видео можно почувствовать атмосферу этог незабываемого вечера. На одном из видео слышно, как букают Ане :( Не заслужила она такого к себе отношения! Так получилось, что "буканье" раздавалось прямо за моей спиной, поэтому всё так слышно. Говорят, что певица была нездорова, но всё-таки вышла на сцену.




Аида  и Амнерис













На большинстве фотографий - Аида и Радамес. Так получилось :)


Сразу после окончания оперы


Вышли все участники

Вот здесь - индивидуальные поклоны:



Пожимание рук:



Итак, каковы же мои общие впечатления? Они очень хорошие :)) Паппано - мои восторги! Как он прочитал партитуру - как новую, доселе не читанную книгу.

Мне кажется, что Хартерос - прекрасная Аида, Семенчук - замечательная Амнерис, Тезье - очень интересный Амонасро. Я всех их могу представить в традиционной "египетской" постановке (хотя Тезье больше представляю в каком-нибудь мундире 18-19 века).

А Кауфманна, при всей моей к нему любви, я в традиционной "Аиде" не вижу! Да, он замечательно спел Радамеса, но спел необычно. Мощи в голосе у него не было (не кидайтесь в меня помидорами!), хотя в кульминациях он голос давал, и спел очень впечатляюще. Вообще, партия Радамеса традиционно считается наисложнейшей, и во многом потому, что требует мощного вокала. И её обычно так и поют - мощно :) И забывают о том, что у этого героя есть чувства. Йонас спел Радамеса очень осмысленно, и передал все его сомнения и надежды.

В общем, жду его Радамеса с нетерпением, но только в какой-нибудь авангардной постановке :) Например, его герой будет носить камуфляжную форму и держать в руках автомат :))

Знаю, что Кауфманн и Хартерос будут петь "Аиду" в Мюнхене. По крайней мере, их уже заявили. Сведения эти я не проверяла, но охотно верю тому, что так оно и будет. Наверняка на эту звездную пару будут специально ставить новый спектакль. И если герои всё-таки будут жить в древнем Египте, я о-о-чень удивлюсь :) Но и порадуюсь тому, что ошиблась в своих прогнозах :))
Tags: Академия Санта Чечилия, Паппано, Тезье, Хартерос, Шротт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments