ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Балет Кировского театра 70-х-80х годов - Нинель Кургапкина

Нинель Кургапкина

В Кировском театре танцевали «Три К» - Колпакова, Комлева и Кургапкина. Почему-то именно в таком порядке их и называли (по крайней мере, мне приходилось слышать эти фамилии именно в таком порядке). Наверное, по балеринскому статусу это было правильно. Самая старшая из этих трёх балерин - Кургапкина – имела ограниченный репертуар, в силу разных причин. Невысокий даже для балерины рост, не слишком пропорциональная фигура (да, это можно признать) не давали право этой балерине танцевать, скажем, Одетту-Одиллию. Я с большим удивлением узнала, что она танцевала этот спектакль, как и «Жизель», но очень недолго. Не танцевала она Раймонду, хотя технически справилась бы с партией играючи!
Но у этой балерины были свои достоинства.
У Кургапкиной был настоящий, природный темперамент; был задор, который щедро выплескивался на зрителя. Она была замечательной комедийной актрисой. Наверное, поэтому одной из лучших её ролей считалась Китри. К сожалению, я не видела её Китри на сцене, хотя она танцевала эту партию до пятидесяти лет. Есть записи первого акта, в которых она заснята с Николаем Ковмиром – одним из своих постоянных партнёров. Пятидесятилетняя Китри – это почти подвиг! Умирающих лебедей, Одетт – Одиллий «за пятьдесят» танцевали (например, Плисецкая и Алонсо); танцевали и пятидесятилетние Жизели (Колпакова и та же Алонсо). Но Китри! Конечно, прыжок уже низковат. Зато туры и шене искрометны, стремительны, поддержки легки.
Одним из главных достоинств Кургапкиной был быстрый бег на пальцах. В па-де-де из «Арлекинады» её мелкая техника поражает! Есть запись «Арлекинады», сделанная в 70-е годы. Там балерина уже не очень молода, но это совершенно незаметно!

Я видела Кургапкину на сцене немного. Пару раз – в «Ревизоре», где она очень достоверно играла Анну Андреевну – этакую местную светскую львицу. Сюжет «Ревизора» известен; в балете довольно трудно передать все его подробности. Наверное, у постановщика – Виноградова были другие задачи. Все, кто видел этот балет, вспоминают сцену взятки. Кто-то вспоминает Хлестакова, «охмуряющего» Марью Антоновну. Но мне до сих пор вспоминается и Кургапкина - Анна Андреевна, увлеченная «столичной штучкой». Кстати, роль у неё совсем не пантомимная. Пару раз Анну Андреевну переворачивали «колесом». Балерине было уже за пятьдесят…

Я очень рада тому обстоятельству, что попала на творческий вечер балерины, состоявшийся вне стен театра, в Ленинградском концертном зале у Финляндского вокзала. Было это, наверное, в 1979 году, так как 50 лет Кургапкиной исполнилось именно тогда. Наверное, и в театре был юбилейный вечер. Но в Концертном зале собралась публика, пришедшая именно «на Кургапкину». Атмосфера была очень тёплой, и балерину принимали прекрасно.

Все, кто бывал в этом зале, помнят о его небольшой сцене. Прибавьте к этому ещё то обстоятельство, что в углу стоял рояль. Места для танцев было маловато…
Вечер начался па-де-де из «Спящей красавицы». Кургапкина танцевала Аврору на сцене театра, но это был, как говорится, компромисс. По крайней мере, мне доводилось это слышать и читать. В концерте па-де-де смотрелось вполне органично. Партнёром был, кажется, Сергей Бережной. Наверное, Кургапкиной хотелось доказать зрителям (и ещё кому-нибудь), что она ещё может танцевать такую сложную партию, как Аврора.
Станцевала Кургапкина и такой блестящий концертный номер, как «Вальс» Штрауса в постановке Якобсона. Существует запись, где Нинель Александровна танцует этот вальс с Борисом Брегвадзе. В этом номере балерину подбрасывают и переворачивают в воздухе. Там есть всё – и кокетство, и лёгкая влюбленность, и мнимое смущение, и просто упоение танцем. В концерте партнером выступил Чистяков (забыла его имя). Номер имел оглушительный успех.
После перерыва Кургапкина и Ковмир станцевали па-де-де из «Арлекинады». Я запомнила, что Ковмиру приходилось корректировать прыжки, чтобы не врезаться в рояль. Весь номер сопровождался аплодисментами. Ешё бы! Нинель Александровна взяла такой темп в вариации, что лично у меня в глазах просто стало рябить. В коде она показала блестящие тур-шене.
Если не ошибаюсь, с Сергеем Бережным Кургапкина станцевала и дуэт Ширин и Ферхада. Не помню своих впечатлений – значит, дуэт этот ничем не поразил.
Вечер заканчивался «Вальсом». Не помню, Шостаковича или Мошковского. Кажется, танцевала она его тоже с Ковмиром. Вальсы эти известны виртуозными поддержками, подбрасыванием партнёрши в воздух с переворотами (иногда двойными), прыжками «на рыбку». Почему-то мне кажется, что музыка была именно Шостаковича.
Кургапкина танцевала «Вальс» Мошковского с молодости. На первых гастролях театра после войны, как пишут историки балета, она имела оглушительный успех. Уже потом иностранные артисты, записав номер на плёнку, научились танцевать подобные номера.

Не могу передать словами, что творилось в зале, когда номер закончился. Публика не аплодировала – она устроила настоящую овацию артистке, для которой, казалось, не существовало такого понятия, как возраст. Последнюю диагональ они бисировали.

Колпакова, Комлева и Кургапкина танцевали до пятидесяти лет. Год-два «сверху» я не считаю – отдельные выходы в отдельных спектаклях не в счёт. Я имею в виду полноценные большие спектакли, на которые нужны не просто актерское мастерство, опыт, техника, но и физические силы. Может быть, эти балерины обладали какой-то своей, особенной силой воли, любовью к профессии? Или они были воспитаны в другое время?
Не знаю, кто из нынешних балерин будет способен на такой актёрский подвиг…

  Аврора

  Арлекинада


Вальс Мошковского (с Борисом Брегвадзе)

 Китри

Ширин
 
 
Tags: Кургапкина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments