ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Манон Леско" Пуччини в Баварской опере 19 ноября 2014 г. - К.Ополайс, Й.Кауфманн, М.Айхе

Итак, мне достались билеты на второй спектакль осенне-зимней серии "Манон Леско". Казалось бы, уже отшумели дискуссии об отказе Нетребко петь Манон, и на сайте Баварской оперы даже можно было найти объявления о продаже билетов на спектакли (в том числе и на тот, на котором мы были). Правда, продавали в основном самые дорогие билеты; на театральном форуме народ искал дешёвые билеты, в том числе на стоячие места.

На фасаде здания, выходящем на Максимилианштрассе, были вывешены фотографии спектакля. Например, такие:





Фотографии эти в основном есть на сайте Баварской оперы. Первое впечатление - "все в чёрно-сером, и декораций нет".

Поскольку из-за сбоя в работе Почты России мне пришлось забирать свои билеты (а точнее, их дубликаты) в вечерней кассе, у театра я была задолго до начала спектакля. На ступеньках маячили серые фигуры с белыми табличками. Почему серые? Да потому, что было темно :) На табличках было написано "Suche 1 Karte", т . е. "Ищу билет". В общем, отсутствие в касте Нетребко не повлияло на интерес меломанов к этой премьере. Хотя вполне возможно, что жаждущих лишнего билетика при наличии в составе нашей Анны было бы гораздо больше.

Итак, вот состав спектакля с сайта театра:
Musikalische Leitung -    Alain Altinoglu
Inszenierung -    Hans Neuenfels
Bühne -    Stefan Mayer
Kostüme -    Andrea Schmidt-Futterer
Licht -    Stefan Bolliger
Konzeptionelle Mitarbeit -    Yvonne Gebauer
Produktionsdramaturgie -    Benedikt Stampfli, Rainer Karlitschek
Chor -    Sören Eckhoff

Manon Lescaut -   Kristine Opolais
Lescaut -    Markus Eiche
Il cavaliere Renato Des Grieux -    Jonas Kaufmann
Geronte di Ravoir-   Roland Bracht
Edmondo -    Dean Power
L'oste -    Christian Rieger
Il maestro di ballo -    Ulrich Reß
Un musico -    Okka von der Damerau
Un sergente -    Christoph Stephinger
Un lampionaio -    Alexander Kaimbacher
Un comandante -    Evgenij Kachurovsky

  • Bayerisches Staatsorchester

  • Chor der Bayerischen Staatsoper

Занавес отсутствовал. Вместо него была светящаяся рама,  которая обрамляла черноту. С помощью света сцена мгновенно преображалась в пустое (и не только) пространство. Сцена по периметру тоже была обрамлена светящимися полосами. На заднике было что-то вроде силуэта дома с окнами. При перемене картин на занавес-сетку (?) проецировались высказывания Рене де Грие о Манон (естественно, на немецком языке). Не уверена, что это были цитаты из Прево. Вполне возможно, что это были реплики героя оперы, переведённые на немецкий язык.
(P.S. Мне в комментариях написали, что это всё-таки были цитаты из романа Прево).

Краски этого спектакля - чёрная, серая, белая и... красная? Нет, скорее,  оранжевая и малиновая.

Итак, главным героем этой постановки вполне можно назвать Де Грие. Это  его история. И дело вовсе не в том, что в этой роли выступил любимец публики Кауфманн. Ведь и в книге, и в опере этому герою любовь к Манон принесла боль и страдания...

Я не знаю, каким может быть герой этого спектакля в исполнении другого певца, но Де Грие Кауфманна с самой первой встречи с Манон понял, что... пропал!  Не было восторга; было понимание того, что  с этой минуты любовь к незнакомке станет для него тяжким бременем. По крайней мере, это чувствовалось и в поведении героя, и в вокале тенора :) Может быть, Йонас просто иначе спеть и не смог бы; но получилось то, что получилось. Что этот Де Грие может дать такой красавице? Он беден, и прекрасно знает, что никогда не станет богатым.

Если Де Грие - студент, то учится он давно. Возможно, у него не слишком-то ладится не только с личной жизнью, но и с  учёбой. Как известно, у Кауфманна очень хорошо получается изображать неудачников :) Одели Де Грие в костюм классических цветов - черную брючную пару и белую рубашку.

Зато студент Эдмонд был полон жизни и излучал оптимизм! Его почему-то одели в костюм наездника, и даже снабдили хлыстиком (см. самое первое фото).

Леско был весь в чёрном, и ему очень шло чёрное кожаное пальто в пол. Манон при первом появлении была одета очень скромно - в длинную юбку, пиджак и берет. Когда она попадает в дом Жеронта, то на ней надет брючный костюм с декольте - довольно смелое сочетание. Впрочем, Ополайс - дама стройная, и ей всё идёт.
Вот здесь - фото из спектакля:


Де Грие объясняется в любви, а Манон думает, что её счастливая звезда закатилась...

Я не знаю, что хотел сказать Нойенфельс, когда вырядил хор в странные костюмы - серебристые комбинезоны-галифе с явно утяжелённой "филейной частью". Кто это? Наверное, олицетворение людской молвы. Моё воображение ничего другого не придумало. С радостью выслушаю другие предположения :) Вся эта серебристая толпа с яркими головными уборами малинового и оранжевого цветов двигалась неуклюже, и при этом с удовольствием виляла задом. В сцене в доме Жеронта, когда разыгрывается мадригал, толпа наряжается в мантии малинового цвета, явно пародируя служителей культа или судей. Толпа судит этих  людей,  испытывая чувство превосходства.

В общем, перед нами были живые люди со своими страстями (Манон, Леско, Де Грие, Жеронт и Эдмонд) и толпа, которая служила фоном. Участники мадригала и Танцмейстер были чем-то средним :) Они были одеты довольно странно, особенно Танцмейстер. Его голени были покрыты шерстью, и борода "лопатой" дополняла этот "прикид".

Понравилась мне одна сцена. Когда Жеронт и Леско договариваются на счёт похищения Манон, их разговор, как известно, подслушивает Эдмонд. Как это может произойти, если сцена практически пуста? А очень просто: Эдмонд прикидывается... аистом! Надевает красный клюв и белые крылья, приближается к заговорщикам и поджимает "лапку" встаёт на одну ногу :) Жеронт, беседуя с Леско, пару раз шипит на него: кыш! кыш!

В спектакле участвует миманс - явно артисты балета. Все одеты в серое. Сцена с аистом-Эдмондом имеет продолжение: появляется целая стайка "аистов", которая начинает кружить возде Жеронта. Он и этих "аистов" отгоняет.

Сцена в доме Жеронта решена довольно скупыми средствами. Все "богатства" Манон - из "хрусталя". Возможно, Нойенфельс именно таким образом решил показать, что  всё в этом мире хрупко?

Арест Манон осуществляют лучники. Они же потом охраняют её перед отправкой в Америку. Почему лучники, а не автоматчики? На этот вопрос, наверное, может ответить  только режиссёр.
Очень трогательно выглядит сцена перед посадкой на корабль. Ссыльные женщины одеты в серое, и все они безлики, кроме Манон. Лишь Манон имеет лицо, тогда как на головы всех остальных ссыльных надеты капроновые чехлы. Но зато Манон связана по рукам и ногам! И её действительно ОЧЕНЬ жалко, не говоря уж о том, что и Де Грие тоже ОЧЕНЬ жалко. Вот эта сцена:


Леско, Де Грие, лучник и Манон.

Какова роль Леско во всей этой истории? Режиссёр не даёт нам никаких намёков на его действия, кроме того, что есть в либретто. Да, он использует и сестру, и Де Грие, и Жеронта в своих целях. Какие чувства он испытывает? Трудно сказать. Скорее всего, досаду от того, что сестрицу ссылают так далеко, и он больше не сможет заработать с её помощью.

Четвёртый акт проходит в пустом пространстве. Мы видим только светящиеся рамы, блестящий пол и две фигуры. Манон и Де Грие бредут босиком. Оба одеты в чёрное. В сети появилось очень много фотографий после генеральной репетиции, и лично мне больше всего нравятся фотографии именно этой сцены. Вот, например:



Или вот:


У Де Грие на пальце перстень. Наверное, он вложил в него всё, что у него было :) Кстати, на этом фото Ополайс в обуви. В нашем спектакле она была босиком. И я не заметила перстня на руке героя. На поклоны Кристина вышла в тапочках, и одна из них слетела с её ноги :) А Йонас остался босиком.

Вообще-то, "Манон Леско" - не самая моя любимая опера. Мне кое-что нравится (а как же!), но в целом я не в восторге от этой музыки. Но, удивительное дело, если главные герои мне нравятся, то и сама опера вдруг начинает мне нравиться :) И решающую роль здесь играет четвёртый акт. Финальный дуэт и ария Манон просто рвут душу...

В спектакле Баварской оперы собраны замечательные исполнители. Мне очень понравился Леско-Айхе. Порочный, нахальный, бесчувственный и бессердечный герой - вот кто у него получился. Поначалу похрипывал, но буквально со второй сцены распелся, и в итоге был очень, очень хорош.

Р.Брахт - Жеронт был тоже весьма хорош. Его тоже изобразили бесчувственным. Жеронт страдал одышкой, и вообще был полной развалиной.

Эдмонт-Д.Повер поначалу немного гнусавил, но потом распелся.

Очень понравились и хор, и оркестр.

Что же касается главных героев, то всё-таки они сделали этот спектакль. Думаю, что при участии Нетребко он был бы совсем другим. Но Нетребко не было, а была Ополайс.

Кристина попала в трудную ситуацию. Да, опера ей знакома. Да, партнёр ей тоже знаком. Но это другой спектакль! И он явно задумывался не на неё. Ополайс с честью вышла из этой непростой ситуации. Я впервые слушала её живьём, и хочу сказать, что живой её голос понравился мне гораздо больше, чем в записях. Не могу сказать, что она пела безупречно, особенно на низах. Но перед нами была настоящая Манон, по крайней мере Манон Пуччини.
Мне очень понравилось то, как она спела арию.

Йонас в первом действии (1 и 2 актах) чуть-чуть осторожничал. Я почему-то вспомнила, как И.С.Козловский рассказывал о своих первых спектаклях в Большом театре. Кажется, он пел в "Лоэнгрине", которым дирижировал известный чешский дирижёр Сук. После первого акта Сук подошёл к тенору и сказал: "Молодой человек! Когда вы поёте первый акт, то должны понимать, что у вас впереди ещё и второй, и третий! Иначе останетесь без голоса". И Козловский запомнил это на всю жизнь.

Кауфманн - опытный певец, да ещё и математик :) Он всё просчитал. Первые две арии спел очень хорошо, но какого-то особого восторга лично у меня не вызвал. Кстати,«Donna non vidi mai» ему пришлось петь лёжа, да ещё в конце несколько раз перекатиться по сцене. Я всё жду, когда же какой-нибудь режиссёр до конца использует его растяжку и посадит его на"шпагат" :)  Надо же учитывать возможности певца! :))

После получасового антракта началось второй действие, и вот тут-то и Ополайс, и Кауфманн выдали всё, на что они были способны. По крайней мере, мне так показалось. Отчаянье Де Грие перед отправкой Манон в Америку было так велико, что, казалось, он сейчас просто умрёт! А Манон впервые искренне  заговорила о любви.

Весь четвёртый акт был сплошным восторгом меломана!  Все чувства героев были обнажены до предела...
Певцы были предельно достоверны в изображении своих героев. Какие они оба молодцы! :)

Манон  и Де Грие бредут рядышком, поначалу не касаясь друг друга. Весь их вид выражает обречённость. Потом Манон начинает слабеть, и возлюбленный пытается вернуть её к жизни: поддерживает, бережно укладывает на землю, снимает пиджак и подкладывает ей под голову. Всё тщетно! Надо ли рассказывать о том, что Манон умирает со словами: «Io t'amo tanto» — «Ах, тебя я обожаю».

Реакция зала была ураганной. Всех принимали очень хорошо, а главным героям достались овации. Выкладываю кое-какие фотографии с поклонов, а также видео.



Эдмонд на фоне хора


Жеронт



А вот и Леско! Первая овация после просто аплодисментов.



Кауфманн доволен! Кстати, борода его героя заметно укоротилась по сравнению с премьерой :)



Последней выходила Ополайс:





Поклоны перед занавесом:
















Я не знаю, почему Нетребко отказалась петь в этом спектакле. Что её не устроило? Режиссура или то, что Де Грие уделяется внимания никак не меньше, чем Манон?

По-моему, это вполне смотрибельный спектакль, тем более при таком составе.

После оваций и поклонов мы пошли к служебному выходу. Но об этом - в следующем посте.

P.S. Почему-то не заметила ещё одно видео с поклонов. А оно довольно любопытно! :) Кристина вышла кланяться вместе с Йонасом и Маркусом в тапочках (в последнем акте она, как и Йонас, была босиком). Но тапочки явно были ей велики, и она на поклонах их сняла:

Tags: Айхе, Манон Леско, Ополайс
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments