ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Концерт Аниты Рачвелишвили и Давида Аладашвили в КЗ Мариинки 5 июля 2014 г.

Анита Рачвелишвили (раньше её фамилию по-русски писали "Рахвелишвили") - певица молодая, но уже очень востребованная. Я слышала её в мюнхенской "Кармен", и была очень впечатлена голосом певицы. Голос у неё богатейший! Иногда  мне казалось, что Рачвелишвили не слишком умело с ним обращается (это я уже по записям сужу). Как говорится, "если вы выиграли в лотерею роскошный рояль, то это ещё не значит, что вы умеете на нём играть".

И когда я увидела анонс этого концерта, то очень захотелось послушать певицу в камерном репертуаре.

Камерный репертуар - это что-то вроде лакмусовой бумажки. Затёртое выражение, но очень точное. Певцы расширяют свой репертуар, стараясь выйти за рамки того амплуа, которое у них складывается в оперном театре. И именно камерный репертуар в полной мере даёт представление о голосовых возможностях певца.

У Рачвелишвили была заявлена необычная для нашей публики программа.
На сайте театра был такой анонс:

 Анита Рачвелишвили и  Давид Аладашвили

В ПРОГРАММЕ:
Сергей Рахманинов
«Вокализ», соч. 34 № 14
«О, нет, молю, не уходи!», соч. 4 № 1
«Дитя! Как цветок, ты прекрасна», соч. 8 № 2
«Полюбила я на печаль свою», соч. 8 № 4
«О, не грусти!», соч. 14 № 8
«Не пой, красавица», соч. 4 № 4

Тамара Салуквадзе
«Небо Грузии»
«Я больна тобой»

Отар Тактакишвили
«К солнцу»
«Мольба»
«Город»
«Вечер»

Анри Дюпарк
«Фидилия»
«Грустная песня»
«Элегия»
«Приглашение к путешествию»
«Предшествующая жизнь»

Мануэль де Фалья
«Семь испанских народных песен», G.40

Если Рахманинова и де Фалью у нас ещё можно услышать, то грузинских авторов и Дюпарка - точно нет. Впрочем, возможно, что я и не права. Не припомню этих авторов в афише Санкт-Петербурга - ни в Филармонии, ни в Капелле,  ни в Мариинке. Может быть, кто-то их и поёт.

Итак, певице сейчас 30 лет (это если учесть, что дебютироваала она в Ла Скала в декабре 2009 года возрасте 25 лет), а аккомпаниатору - 24 года. Молодые они ишшо -:))

На фоне партнёра певица выглядела уже солидным профессионалом. Ещё бы! За пять лет после дебюта в Ла Скала она спела свою Кармен в разных городах и странах, и не только Кармен. Аладашвили очень старался, но мне показалось, что он всё-таки волнуется.

Кстати, в антракте разговорилась с соседкой по партеру, которая поведала, что в последнее время рояль Концертного зала Мариинки постоянно подстраивают (мы как раз наблюдали настройщика). И Бухбиндеру его настраивали, и Четуеву, и вот сегодня - Аладашвили. А завтра будут настраивать для Блэкшоу -:)) И проблема как раз в правой части клавиатуры. Что-то там не стабильно работает :(

Ну, а что же Анита Рачвелишвили?

В первом отделении она вышла на сцену в ярком платье. Вот фото с поклонов:
DSCN4209
Мне очень жаль, но цветопередача моего фотоаппарата оставляет желать лучшего -:( Платье было не розовое, а красное. Шаль на плечах была в бордовых тонах.

Пела Рачвелишвили очень мощно. Возможно, просто не рассчитала силу звука. Возможно, это как раз её кредо - петь романсы "большим звуком". Вокализ начался немного странно: мне показалось, что с пиано у певицы есть проблемы, и проблемы эти возникли потому, что она... простужена. Такое было впечатление, что горло пересыхает, и связки не смыкаются.
А может быть, это просто особенность её техники...

Все романсы Рахманинова были спеты громко. Пожалуй, только "Дитя, как цветок ты прекрасна" Рачвелишвили попыталась спеть на пиано. Мне в итоге именно этот романс показался наиболее интересным.
Я очень люблю "О, не грусти по мне". В этом романсе есть всё: и боль, и грусть, и сожаление. Мне показалось, что певица немного перестаралась с эмоциями и "недодала" нюансов.
"Не пой, красавица..." - самый популярный романс из всех романсов Рахманинова, которые пела Рачвелишвили. Мне не хватило в её исполнении тонкости, филировки звука. И опять показалось, что горло у певицы пересохло в самый неподходящий момент -:(

Я вот сейчас перечитала свои заметки, и поняла, что можно понять, будто бы мне не понравилось то, как были спеты романсы Рахманинова.  А ведь это не так! Всё было исполнено вполне профессионально. Просто мне есть с кем сравнивать Рачвелишвили именно в этом репертуаре -:)) Правда, мои воспоминания относятся к 70-м - 80-м годам ХХ века, и такое сравнение не совсем корректно, как мне кажется.

В грузинском репертуаре мне сравнивать эту певицу не с кем. Пела она очень эмоционально! Старалась играть, и романсы в её исполнении превратились в мини-спектакли.

В очередной раз приходится констатировать: театр не удосужился вложить в программку хотя бы приблизительный перевод романсов, спетых по-грузински, по-французски и по-испански -:( Очень жаль! -:(

Перед вторым отделением певица давала интервью для онлайн-трансляции. Вот несколько фотографий:

DSCN4212

DSCN4214

DSCN4217

Анита уже переоделась в очень красивое платье в серебристых тонах.

Во втором отделении прозвучали произведения Дюпарка и де Фальи.

Дюпарка я вообще слышала впервые, и сравнивать мне Рачвелишвили не с кем. Могу только сказать, что во втором отделении проблем с пиано у певицы было меньше. Возможно, потому, что в испанском и французском языках просто другая фонетика.

Практически все романсы Дюпарка ("Фидилия", "Элегия", Экстаз", Грустная песня" и "Предшествующая жизнь") были спеты в одном ключе - в "размышлительном", если можно так выразиться. Даже "Экстаз" -:)) Без знания перевода этих романсов всё показалось довольно однообразным.

Когда же начался цикл "Семь испанских народных песен" ("Мавританская шаль", Мурсийская легенда", "Астуриана", "Хота", "Колыбельная", "Песня", "Поло"), мы увидели моноспектакль! И уже неважно было, какие тексты пела певица -:) Она так выразительно подавала каждую песню, что перевод был и не нужен -:)

Песни де Фальи - это лучшее, что прозвучало в этот вечер, на мой вкус.

Началась долгая овация, были вынесены цветы. Вот три фотографии:

DSCN4225
DSCN4227
DSCN4228

На третьем фото видно, как исполнители обсуждают первый бис -:)

Первым бисом стала "Сегидилья" из "Кармен", причём оба сделали вид, что это - импровизация. То один якобы ноты забывал, то другая якобы не помнила текст -:)) Получилось очень мило, но я бы не отказалась и от самого обычного исполнения -:))

Вторым бисом стал повтор романса Рахманинова "Не пой, красавица, при мне...". По-моему, во второй раз этот романс прозвучал интереснее.

Вот ещё два фото с поклонов:

DSCN4236
DSCN4235

Итак, каково же общее впечатление от этой программы?

Прежде всего, я убедилась в том, что певица совершенствуется. По большому счёту, она ещё молода. Пять лет на сцене - это только начало. Надеюсь, что с каждым годом мастерство Рачвелишвили будет расти. Её роскошное меццо обладает мощью и очень глубокими низами, и при хорошей технике владения этим голосом можно просто горы свернуть -:))

Если всё-таки проблемы с пиано связаны не с недомоганием, а с недостатками вокальной техники, то хотелось бы пожелать певице успехов в перодолении этих проблем. Кстати, они не такие уж и заметные -:))

Очень хочу послушать Аниту в опере. На сайте Мариинки написано, что она у нас будет петь Кармен. Правда, не указано - когда именно.

И я очень рада, что этот концерт был принят нашей публикой с большим энтузиазмом -:))
Tags: Аладашвили, Рахвелишвили
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments