ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Балет Кировского театра 70-х-90х годов. Ирина Чистякова

Давно хотела написать об Ирине Чистяковой – своей ровеснице. Выпускной спектакль 1975 года транслировали по телевизору, и некоторые фамилии я запомнила.
Ирина Чистякова танцевала «Времена года» Глазунова в постановке К.М.Сергеева. Может быть, что-то ещё – уже не помню.
Были в выпуске девочки красивее (например, Ирина Загребина – очень яркая брюнетка, танцевавшая па-де-де из «Дон Кихота»), с лучшими физическими данными. Но именно Ирина Чистякова стала самой известной в своём выпуске.
Впервые я увидела её в спектакле «Гусарская баллада» в постановке Д.Брянцева. Сам балет, на мой взгляд, был весьма посредственной попыткой переложения всем известного фильма на язык балета. Знакомая музыка Т.Хренникова воскрешала в памяти картины с гусарами, скачущими с шашками наголо, с танцующими на балу парами… В балете не так просто показать, например, бой с французами. Не знаю, как воспринимали эту постановку иностранцы, которые фильма не видели и пьесы Гладкова не читали. Наверное, с удивлением… Но Ирина Чистякова-Шура Азарова была прелестным корнетом Азаровым! Её дуэт с Николаем Ковмиром – Ржевским состоялся. Пожалуй, благодаря этой паре вечер, проведённый в театре, не показался мне потраченным напрасно.
На протяжении многих лет я видела Ирину Чистякову в самых разнообразных партиях, причём партии эти были как микроскопические, так и главные. Вообще, как я слышала от людей, близких к театру, Чистякова часто была палочкой-выручалочкой театра, особенно на гастролях. Она умудрялась танцевать в один вечер и в двойках-четвёрках, и в сольных партиях.
Физические данные танцовщицы были не идеальны. Трудно было представить Ирину Чистякову Одеттой-Одиллией, Никией или Раймондой. Средний рост, некоторая нескладность фигуры не позволяли ей танцевать и Аврору – конечно, по меркам Кировского театра. В конце 70-х – начале 80-х годов «Спящую красавицу» танцевали балерины изящных форм, с красивыми, точёными фигурками. Правда, бывали исключения (например, Кургапкина – балерина весьма виртуозная, но, на мой взгляд, не самая идеальная Аврора), но они, как говорится, подтверждают правила…
По иронии судьбы, я ни разу не видела Чистякову в роли Китри – одной из самых больших её удач. В начале 80-х годов была такая ситуация, когда в восьми спектаклях «Дон Кихот» подряд танцевала Чистякова (одна моя знакомая умудрилась посмотреть все эти восемь «Дон Кихотов»))), причём не на все эти спектакли была заявлена именно Чистякова. Было время, когда Ирину поставили в пару с Фарухом Рузиматовым – самым лучшим Базилем на тот момент. Разница в возрасте не помешала этой паре создать интересный дуэт (увы! мною так и не увиденный). Театральная газета напечатала рецензию на первый спектакль – очень положительную. На фотографии из 1 акта парочка смотрелась очень интересно. Чистякова поменяла имидж, став блондинкой. Базиль Рузиматова – это уже почти классика... Но, увы, именно в паре с Китри Чистяковой я его Базиля так и не увидела.
Одной из балеринских партий, которые танцевала Чистякова, была Гамзатти. После блистательной Тереховой выходить в этой партии было трудно. Чистякова, однако, ввелась в «Баядерку» надолго. На дебютном спектакле двое молодцов в голубом чуть не уронили Гамзатти-Чистякову… Хорошо, что этого не произошло! Танцевала Чистякова эту партию технично, особенно итальянские фуэте. Я видела её неоднократно с разными партнёрами-Солорами и партнёршами-Никиями. Гамзатти Чистяковой была весьма узнаваемой - своенравная избалованная девица, не желающая уступать жениха нищей Никии…
Чистякова была участницей премьеры «Корсара» 1987 года во втором составе. Она танцевала Гюльнару. По-моему, это была большая удача танцовщицы. Не слишком внятный сюжет, как ни странно, давал возможность исполнителями фантазировать и создавать образы, наделённые какими-то особенными чертами характера. Гюльнара Чистяковой не унывала! Она верила в то, что вырвется из плена Ланкедема – и она попадала в гарем к паше! Там героиня Чистяковой чувствовала себя замечательно, о чем и говорил её жизнерадостный танец. Наконец, Гюльнара встречала Али, с которым убегала из гарема – и снова с удовольствием!
Я видела Ирину Чистякову Бриллиантом в «Спящей красавице», в па-де-труа из «Лебединого», в вариации IV акта «Дон Кихота» (она заснята в 1987 году в спектакле с Т.Тереховой и Ф.Рузиматовым), Феей Кукол в па-де-труа, которое она танцевала с такими интересными партнёрами, как С.Вихарев и А.Лунёв… У меня сложилось впечатление, что не было такого балета, в котором бы не танцевала Ирина Чистякова. В «Спящей» выходила в четвёрке фрейлин 1 акта (заснята в 1983 году в спектакле с участием И.Колпаковой и С.Бережного). Танцевала она и Огневушку-Поскакушку в «Каменном цветке» (есть запись 1991 г. в спектакле с Т.Тереховой, А.Поликарповой и Н.Гуляевым). В па-детруа из Лебединого озера Чистякова танцевала партию "подруги принца", за которой ухаживает Шут. Это надо было видеть! Шут, как известно, не даёт прохода шалунье-девушке; он просит "хотя бы один поцелуй!" (как водится, Шут показывал один палец). В ответ, уже убегая в кулису, Чистякова лукаво показывала вместо одного пальца... два! При этом она мотала головой: "Нет-нет!" Зритель думал, что девушка отказывает Шуту, а оказывалось, что ухажёр мог рассчитывать и на большее!
Очень часто в кулуарах можно было слышать: «Почему Чистяковой не дают Аврору? И с Никией она бы справилась!» Да, наверное, справилась бы однозначно… С техникой у Ирины Чистяковой всё было в порядке… Только перед глазами стояли такие образцы стиля Петипа, как Колпакова и Комлева, и танцовщицы с куда более привлекательными внешними данными, как Аюпова и Асылмуратова. Наконец, такие яркие индивидуальности, как Мезенцева и Терехова.
В начале 90-х годов на сцене Пушкинского (ныне Александринского) театра состоялся творческий вечер Ирины Чистяковой. Балерина очень хотела показать публике те партии, которые ей не давали танцевать в театре. Её можно было понять. Зрители любили «палочку-выручалочку» Чистякову, и театр был полон. Открывался вечер Тенями из Баядерки. Конечно, кордебалета не было, но была тройка теней, из которой я почему-то запомнила Ольгу Волобуеву, которая через какое-то время переехала в Бостон. Не помню и партнера, да это и не важно… Конечно, балерина станцевала Тени технично; станцевала она и па-де-де из «Спящей красавицы» - тоже без видимых ошибок. Но именно этот вечер подтвердил правоту руководства театра в том, что Никию и Аврору танцевали другие исполнительницы. Не хватало Чистяковой красоты линий в позах адажио Теней, недоставало изящества в изумительной хореографии па-де-де из «Спящей»… Впрочем, я была рада, что балерина осуществила свою мечту и показала зрителям новые образы.
Блестяще станцевала она па-де-де Обера в паре со своим тогдашним мужем – Ю.Фатеевым, сорвав бурные аплодисменты.
В программке к этому вечеру балета было написано, что в Берлине на Чистякову была поставлена «Золушка» (увы, не помню хореографа). Почему-то в родном театре ей не дали станцевать Золушку в спектакле Сергеева. Может быть, она не очень-то и хотела? Или всё же и на этот спектакль было наложено «табу»? Не знаю…
Оглядываясь назад, я понимаю, что на таких исполнительницах, как Ирина Чистякова, и держится музыкальный театр.
Недавно Ирина Чистякова стала репетитором Ульяны Лопаткиной. Что ж, остаётся только пожелать балерине интересной работы с новым педагогом. А педагогу – раскрыть новые грани дарования звёздной ученицы (и свои – тоже). Очень хочется им пожелать плодотворного сотрудничества на радость зрителям! 

Ирина Чистякова -Гюльнара. Фото Нины Аловерт.
Tags: Чистякова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments