ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Балет Кировского театра 1970-х -80-х годов - Алла Сизова

Алла Сизова

Писать об этой балерине трудно. Я видела её на сцене много раз, но в основном в одних и тех же ролях.
Первый раз – в «Жизели». Было это в конце 70-х годов. Спектакль давали на выезде, во Дворце культуры им. Горького. Сизова танцевала с Виталием Афанасковым. Эта пара заменила заявленных Комлеву и Викулова, что очень меня огорчило. Может быть, поэтому, может быть, из-за того, что сцена была явно меньше сцены Кировского театра, спектакль не произвел какого-то неизгладимого впечатления. Это был добротный спектакль, в котором Сизова-Жизель была главным украшением. Мне запомнилась трогательность и наивность Жизели в первом акте, воздушность и лёгкость во втором. 
Уже позже, прочитав статью о Сизовой в сборнике «Ленинградский балет сегодня», а также книгу Ф.В.Лопухова «Хореографические откровенности», наслушавшись воспоминаний балетоманов, наконец, посмотрев фильм «Спящая красавица» (он был долгое время запрещен из-за того, что там снимались уехавшие за границу Макарова и Панов), я поняла, что эта балерина могла стать главной звездой театра последних десятилетий. Конечно, она получила звание народной артистки СССР, которое ей дали к 200-летию театра; её любили зрители (не так неистово, как Комлеву, но, пожалуй, больше, чем Колпакову – это я сужу по реакции зала, и только). Но, увы! После тяжелой травмы она должна была очень долго восстанавливаться. Говорили, что сам факт возвращения Сизовой на сцену – это подвиг. Обрести былую форму ей было уже невозможно.

Но всё равно – эта балерина танцевала «Шопениану», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан» (Марию), вариацию в «Пахите», фрагмент балета «Маркитанка» в хореографии Сен-Леона, реставрированной вездесущим Лакоттом; наконец, она в компании первых балерин театра танцевала Па-де-катр Пуни. Все эти роли я видела. На моей памяти лишь роль Джульетты в спектакле Лавровского прошла мимо – я все собиралась сходить на Сизову, а потом спектакль сняли. Не собралась я и на «Фею Рондских гор» в постановке Виноградова. Спектакль продержался недолго, и я опоздала. Да, ещё была «Золушка» - но я не помню, когда она танцевала её в последний раз.

Пожалуй, мои самые сильные впечатления от балерины Сизовой – это, безусловно, "Маркитанка", Сильфида в «Шопениане», Па-де-катр (Черрито) и вариация в «Пахите» (вставная, из «Конька-горбунка»). Уже, будучи в возрасте «под сорок», Алла Сизова сохранила невесомый прыжок (увы, не такой, какой он был до травмы). Но самым главным в её танце, по-моему, было ощущение радости, которое она излучала. Эта радость была и в первом акте «Бахчисарайского фонтана», когда её Мария гордо шествовала в полонезе, а потом танцевала соло. В «Па-де-катр» глаз невозможно было отвести от этой балерины – она просто сияла! В «Маркитанке», где её партнёром был Борис Бланков, Сизова проносилась вдоль рампы в легких прыжках, срывая аплодисменты; вообще они очень гармонично смотрелись вместе.

Есть известные записи «Маркитанки». Одна вошла в фильм «Свидание с Терпсихорой», другая – в программу «Вечер старинной хореографии»; в обеих записях Сизова танцует с Бланковым.
Есть и фильм «Спящая красавица» 1963 года, где партнёром Аллы Сизовой выступил Юрий Соловьёв. Этот фильм критиковали за то, что режиссёр – К.Сергеев - как обычно, на первый план выдвинул Наталью Дудинскую-Карабосс. В силу ограничения экранного времени, многие важные сцены спектакля просто были убраны; зато фея Карабосс получила сольные танцевальные куски. Но, если честно, мне очень нравится Дудинская-Карабосс! Ей там 51 год, а она ещё очень технична! Да и как актриса вполне убедительна. Сизова в этом фильме такая молодая, такая очаровательная!

Наконец, есть запись 1958 года, на которой ученики Вагановского училища Сизова и Нуреев танцуют па-де-де из «Корсара». Я купила кассету (где бы достать диск, и есть ли он?) жуткого качества, но качество записи не имеет значения, если видишь ЧУДО. Вариация Повелительницы дриад, вставленная педагогом Н.Камковой в это па-де-де, и есть это чудо. Я не знаю, танцевал ли так кто-то до Сизовой – наверное, нет. Я не видела ничего подобного ни на сцене, ни в видеозаписях. Первое же жете вбок, первая же поза экарте этой вариации повергают в шок! Все прыжки выполняются на огромной высоте, все позы фиксируются элегантно и чётко. В финале вместо итальянских фуэте идут их комбинации с двойными турами. Реакция зала на этой записи адекватна увиденному.

В недрах Интернета я нашла видеозапись вариации Аллы Сизовой: 
http://www.youtube.com/watch?v=njcNdGU1oBQ

По моим сведениям, Алла Сизова, уйдя со сцены, долго жила в США. Кажется, в последние годы она была тяжело больна. Сын Илья поддерживал мать чем мог. «Порывшись» в Яндексе, обнаружила, что она преподает в Вагановском училище (ныне Академии). Сведения эти явно устарели.
Не знаю, что сейчас происходит в её жизни, где она… 

 Жизель

Жизель

Мария - "Бахчисарайский фонтан"

Джульетта

 Золушка

Ленинградская симфония

Маркитанка

Медный всадник. Евгений - Марат Даукаев

Офелия

 Па-де-катр

  Па-де-катр

 Спящая красавица. Дезире - Юрий Соловьев

Фестиваль цветов (с Юрием Соловьевым)

Шопениана

 
 
Tags: Бланков, Сизова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments