ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

"Норма" Беллини 27.08.13 г. в Хаус фюр Моцарт в Зальцбурге - Бартоли, Осборн, Олвера, Пертузи

Три вечера на Зальцбургском фестивале.

Вечер первый.
"Норма" в Haus für Mozart    27 августа 2013 г.


Идиотская постановка с переносом действия в оккупированную Францию времён Второй мировой войны (привет от Моше Ляйзера!). Оровезо возглавляет подполье. Естественно, Поллион - оккупант -:)

А вот кто такая Норма? Экстрасенс? Или она впадает в транс во время спиритического сеанса? Почему ей верят товарищи по сопротивлению? Наверное, они все - очень суеверные люди, если решение о восстании принимается в зависимости от того, что скажет Норма.

Я бы даже посмеялась над этой трактовкой сюжета, если бы господин Ляйзер не заставил певцов заниматься чем угодно, кроме собственно пения -:( Во время арии Поллион ронял на пол книги из книжного шкафа, и это ужасно мешало слушать Осборна -:( Народ топотал, слоняясь по заброшенному дому (это вместо священной рощи друидов нам решили показать декорацию какого-то серого помещения), ронялись кресла, сдвигались матрасы, наброшенные на пол, и т. п. Певцы пели сидя, да к тому же ещё со связанными руками -:(

Да, кстати, вот состав спектакля:
Norma Vincenzo Bellini
Giovanni Antonini-  Musikalische Leitung
Moshe Leiser, Patrice Caurier - Regie
Interpreten:
Cecilia Bartoli - Norma
Rebeca Olvera - Adalgisa
John Osborn - Pollion
Michele Pertusi - Oroveso
Liliana Nikiteanu -Clotilde
Reinaldo Macias - Flavio
Coro della Radiotelevisione Svizzera, Lugano, Orchestra La Scintilla
 Haus für Mozart

Декорация представляла собой заброшенное помещение серого цвета. Правда, его довольно быстро превращали в помещение вполне обжитое. Некоторые сцены вообще проходили на фоне чёрного задника.

Если бы не музыка, доносившаяся из ямы, я вполне могла бы абстрагироваться от этой обстановки, и сосредоточиться на пении. Но я не смогла -:) Музыка звучала совершенно волшебно! Дирижёр был чрезвычайно деликатен, и оркестр играл действительно Беллини -:) Состав оркестра, кстати, был небольшим. Когда я возвращалась домой, то уже в самолёте прочитала статью А.Мокроусова  в "Ведомостях" - рецензию на этот спектакль (она здесь: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/15769611/norma-chechilii) . Автор утверждает, что в распоряжении Антонини были аутентичные инструменты времён Беллини. То-то мне показалось, что звучание было даже "старомодным" - в самом лучшем смысле этого слова! Я трижды слышала "Норму" в живом исполнении до этого спектакля, но даже представить себе не могла, что эта музыка может быть такой "прозрачной" -:)

В общем, картинка и сопровождавшие её звуки бытового характера категорически не хотели совмещаться в моём сознании с музыкальной частью, которая была просто превосходной.

Я не знаток партитуры этой оперы, но мне в записях попадались разные редакции. Собственно, самая популярная редакция известна по записям Каллас, Кабалье, Сазерленд и многих других известнейших певиц. Редакция эта - с купюрами. В статье упоминается "критическое издание". Я ещё не разобралась, почему автор решил поменять привычный нам состав голосов, и поручил Норму меццо, а Адальджизу - сопрано. Если честно, то эта расстановка сил кажется мне более логичной. Молоденькая девушка Адальджиза ассоциируется с высоким голосом, а верховная жрица и мать двоих детей - с низким.

В общем, в этом спектакле были раскрыты купюры и с ансамблях, и в ариях, и в кабалеттах. Это был просто пир для ушей меломана! -:)

Бартоли пела прекрасно! Поначалу, правда, мне показалось, что она упорно не хочет изменять Россини, и колоратурит даже там, где это вовсе не нужно -:)) Ещё в уши бросилась некоторая "свистящая" манера начинать фразу (довольно необычная). Играла она очень достоверно. По крайней мере, я поверила, что она - подпольщица, которая страдает от того, что любит оккупанта. Жалко только, что в моей самой любимой сцене (я её называю "разборкой" -:)) в финале первого действия Норма напоминала домохозяйку, встречающую неверного мужа после его похода "налево" -:( Хорошо, что режиссёр не дал ей в руку сковородку!

Прекрасное впечатление оставила Олверо, певшая Адальджизу. Безграничное дыхание, тончайшее пиано - брава! И у этой певицы очень красивый и необычный  тембр голоса - девичий, если так можно сказать. Я не знаю, сколько ей лет, но уж точно не двадцать. Певица изображала влюблённую девочку, что вполне вписывалось в данную историю. Когда у них с Поллионом начался дуэт, стало ясно, что с его стороны любви нет - есть желание. Он довольно быстро стал "разоблачаться", снимая по по очереди амуницию и одежду -:) Правда, остался всё-таки в рубашке (расстёгнутой) и брюках (Ляйзер, спасибо и на этом!). Адальджиза скинула туфли, и довольно нерешительно двинулась к кровати (там в декорации была кровать без постельного белья) - после того как поняла, что "они поженятся" -:)) А потом нам сцену закрыли чёрным полотнищем -:)

Впервые услышала Осборна живьём. Сильный тенор с довольно необычным тембром, который мне скорее понравился, чем не понравился -:) Когда он запел арию, я стала за него откровенно бояться - а вдруг сорвётся? Такое впечатление создавалось от его манеры извлекать звуки. Никогда раньше я не слышала арию Поллиона без купюр. Там в финале идёт такая вокальная эквилибристика, что просто дух захватывает! -:) Концовочку он всё-таки смазал (на моё ухо - так просто сорвал какую-то ну очень высокую ноту), но в целом спел шикарно -:)

В финале первого акта все три исполнителя пели прекрасно, чем несказанно меня порадовали. И в этом терцете тоже были открыты купюры.

В этом спектакле у Нормы младший ребёнок - грудной. Конечно, его изображала кукла. Старшего изображала девочка, лишь раз появившаяся на сцене (там, где упоминается, что "вот перед тобой твои дети"). Вообще-то, обычно нам показывают двух мальчиков. Впрочем, это - не принципиально...

А вот Флавио в этом спектакле не повезло -:( Сразу же после первой (и последней) его сцены с Поллионом мы увидели, что подпольщики схватили Флавио, приволокли его в заброшенный дом, парочку раз стукнули по голове (кровь, естественно, потекла), и несчастный упал на пол -:( В полу оказался люк, прикрытый каким-то старым матрасом, на котором ещё и кресло стояло.  Весь этот "камуфляж" сдвинули, и труп Флавио сбросили в подвал -:(

Пертузи спел Оровезо как-то неинтересно. Ну, спел и спел.  Вообще, я его не сразу узнала. Видела несколько записей, где он был в разных париках. А оказалось, что певец - лысый -:)

Финал оперы оказался самым трудозатратным для работников сцены. Поллиона приволокли связанным, и ещё к креслу привязали. Когда Норма призналась в своём грехе, к другому креслу привязали и её -:( Все ушли, оставив пару в заброшенном доме. Дом подожгли -:( Заполыхал задник, загорелись отдельные части пола и мебели (там по сцене были разложены ванночки с горючей жидкостью). Занавеса не дали, и публика долго не могла понять - можно уже аплодировать, или ей ещё что-то покажут? -:) После нескольких секунд таких размышлений раздались отдельные робкие хлопки, и когда на сцену выскочили реквизиторы, чтобы потушить огонь, начались аплодисменты -:)

Артистов принимали прекрасно! Конечно, Бартоли получила самую большую овацию -:)

Вот несколько фотографий с поклонов. Выкладываю даже не очень чёткие. Мне кажется, что здесь даже не чёткость важна (там такие идиотские декорации и стандартные костюмы, что их и рассматривать-то не интересно), а ощущение атмосферы, царившей в зале.



Норма и Поллион. Позади ещё дым виден - от пожара -:)



Оровезо



Поллион



Умница-дирижёр



Флавио, Адальджиза, Поллион, дирижёр, Норма, Клотильда, Оровезо



Чечилия отвечает публике очень выразительным жестом  -:)



Осборн, Бартоли, Кауриер (второй режиссёр), Никитеану



Они же

Овации были громоподобные! После спектакля мы пошли за автографами. Вроде бы, пришли туда, куда было надо, и не слишком поздно. Однако артистов всё не было и не было -:( Выход был именно этот - нам так сказали сведующие люди.

Вдруг я заметила среди стоящих рядом людей знакомое лицо. "Вроде бы, это Юля Лежнева. Или это не она? Уж больно маленькая она" - так мне тогда подумалось -:) А это действительно была она! Стоявший рядом мужчина, прекрасно говорящий по-русски (как оказалось, он был из Армении), подошёл к Юле, и она подтвердила, что это действительно она -:)) И Юле было приятно, что её узнали -:)



Юля с удовольствием фотографировалась со всеми желающими, и с удовольствием позировала всем, кто хотел её сфотографировать.

Потом вышел дирижёр - Антонини. Я взяла у него автограф и попыталась сфотографировать, но фотограия вышла не слишком удачной.  Фотография со сцены вышла лучше -:)

А это уже - Пертузи:



Прошло больше часа после окончания спектакля, но никто из трёх главных героев так и не вышел -:( Юля Лежнева сходила на вахту, потом вернулась , приветливо попрощалась с нами по-русски и ушла.
И мы пошли в отель.

Общее впечатление от спектакля осталось прекрасное! А Ляйзера я бы забукала, если бы он вышел на поклоны -:(

Tags: Бартоли, Зальцбург, Зальцбургский фестиваль, Лежнева, Норма, Олвера, Осборн, Пертузи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments