?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Встреча с Аллой Осипенко и Джоном Марковским 09.02.2008 г. - Сижу и пишу
Записки "на коленке"
ivlae
ivlae
Встреча с Аллой Осипенко и Джоном Марковским 09.02.2008 г.

Встреча состоялась в Шереметьевском дворце, в том самом зале, где проходила выставка к 75-летию А.Осипенко.  Народ пришёл в основном "в возрасте", но были и молодые зрители. Стульев, как это бывает, на всех не хватило, но поклониики  артистов были не в обиде.

Я стояла поначалу рядом с входной дверью. Осипенко появилась как-то незаметно. Оказалось, что она очень невысокого роста... Сцена преображает, конечно.
Встречу вела О.Розанова, известный критик. Присутствовала и Н.Зозулина, написавшая книгу о балерине. Поначалу Осипенко рассказала о том, чем сейчас занимается, а именно - о работе с артистами Михайловского театра. Она особо подчеркнула тот факт, что на закате жизни снова работает в театре. Труппы Якобсона и Эйфмана принадлежали Ленконцерту, а это - совсем другое дело. Сказала, что ей всё равно, кто хозяин театра. "Я работаю с артистами, а это - самое главное" -  заявила она.
Через некоторое время по залу пробежало сообщение, что пришёл и Джон Марковский. "Представляете - он купил входной билет" - сказала смотрительница зала. Осипенко заулыбалась и ответила, что в этом - весь Марковский. "Кстати, если он купил билет, то это вовсе не означает, что он придёт к нам на встречу" - сказала балерина. Все засмеялись...
Марковского, как и Осипенко, зрители встретили аплодисментами. Он поначалу вёл себя очень скромно, но потом стал вставлять реплики, и вообще высказывался в ответ на некоторые вопросы весьма оживлённо.
На этой выставке постоянно показывали кадры из лучших работ пары Осипенко-Марковский: Минотавр и Нимфа, Ледяная Дева, Лебединое озеро, Антоний и Клеопатра, Двухголосие, Полёт Тальони. Встерча была построена на демонстрации этих кадров и комментариях самих исполнителей.

Вообще, оба они, несмотря на очень тяжёлую жизнь, выглядели прекрасно для своих лет. Осипенко 75 лет, но она стройна и подвижна. Марковский сохранил великолепную фигуру, осанку. Ему 63 года, но лично мне он показался большим ребёнком. Он живёт в Доме ветеранов сцены. Кстати, в конце встречи Марковский совершенно откровенно заявил, что он - алкоголик, но последние тригода не пьёт. Ходит "на группу", поддерживает таких же, как  он, чем может.

Когда крутили кадры, Алла Евгеньевна с большим интересом их смотрела. Джон Иванович закрывал глаза. Ему предложили повернуть экран, чтобы было удобнее смотреть. Артист ответил, что это совершенно ни к чему. "Я всё это вижу и чувствую внутренне," - сказал он.  Я подумала, что он устал от балета, и устал  очень давно. В ответ на вопрос, почему он не работает репетитором, Марковский ответил, что ему это неинтересно... "Я люблю природу, тишину. Я вообще-то очень ленив", - так он сказал.
Как же надо было сломать человека, сломать такого великолепного мастера, как Марковский, чтобы он потерял интерес к своему делу!

На протяжении просмотра зрители выражали артистам восхищение. Это был ДУЭТ! Все это понимали, когда они танцевали, и понимают сейчас. Оба они сказали, что в дуэте главное - даже не пропорции тел (хотя это очень важно), а душевное родство. Если его нет - есть просто удачное партнёрство.
Марковский, однако, дал очень интересные пояснения чисто физической стороне дуэтов. "Мой рост - 186 см - не позволял мне танцевать виртуозно, делать всякие кабриоли и прочее (артист показал эти движения руками, перекрещивая их), зато я мог быть хорошим партнёром. У Аллы были идеальные пропорции. Её туловище весило столько же, сколько ноги, и это было очень удобно. У Моисеевой ноги были гораздо тяжелее туловища. У Федичевой были тяжёлыми и то, и другое. Юре Соловьёву приходилось очень тяжело!" (Соловьев какое-то время танцевал с Калерией Федичевой - дамой, приятной во всех отношениях, но действительно тяжёлой).
Самая неудобная партнёрша Марковского - Рябинкина из Большого театра (не сказал - Елена или Ксения). Танцевал он и с Плисецкой (Лебединое озеро), причём оба очень волновались и буквально тряслись за кулисами перед выходом. Как сказал Джон Иванович, это был единственный случай, когда он держался за балерину, а не она за него. После этих экспериментов Марковский решил не танцевать в Большом (очевидно, его приглашали на постоянную работу).

И ещё одно высказывание Осипенко, которое мне запомнилось из этой встречи. На вопрос, почему у них с Марковским были такие замечательные работы, балерина ответила, что ответ очень прост: надо много любить и много страдать. Как-то Игорь Марков, артист театра Б.Эйфмана, присутствовал на репетиции  Осипенко с артистами Михайловского театра. Зашла речь о "Двухголосии". Марков  заявил: "Да станцевал я ваше "Двухголосие" - ничего трудного там нет!". Осипенко ответила: "А я его ПРОЖИЛА!".
После этой встречи мне было и грустно, и легко. Эти замечательные артисты делали многих и многих людей счастливыми, но в конце жизни оказались в тяжелейших материальных обстоятельствах. Но они живут как могут. Их помнят зрители. Забыть эту пару невозможно! Все, кто их видел на сцене хотя бы раз, помнят красивых, страстных, любящих героев Аллы Осипенко и Джона Марковского.


Один из экспонатов выставки

Костюмы А.Осипенко

Балерину приветствуют зрители
У Аллы Евгеньевны хорошее настроение!


Марковский смущён повышенным вниманием...

О.Розанова. Д.Марковский и А.Осипенко

Tags: ,

34 comments or Leave a comment
Comments
floria_to From: floria_to Date: February 10th, 2008 07:02 pm (UTC) (Link)
Большое спасибо! Хоть я их даже по записям почти не знаю, все равно интересно.
А почему у Марковского такое странное имя? И как получилось, что его сломали - не давали ролей или дело во внебалетных причинах?
ivlae From: ivlae Date: February 11th, 2008 07:46 am (UTC) (Link)
История отношений Аллы Осипенко и Кировского театра достойна отдельной книги.
Как неоднократно говорила сама балерина, её беда, наверное, была в том, что она не состояла в партии, не умела требовать ролей... Время было совершенно идиотское! (это уже моя формулировка). Могу дать Вам книгу. Она небольшая, там в основном фотографии, но есть и несколько статей, написанных в разные годы разными людьми. Есть и диск "Исповедь балерины", где она рассказывает о своем творчестве и своей жизни.
Осипенко - из рода Боровиковских. В 1956 году она получила премию Анны Павловой в Париже. Тогда она ещё не понимала, что это престижно... Ей предложили контракт на один год. Балерина наивно рассказала об этом руководству театра. В театре ей доходчиво объяснили, кто она такая, и что никуда она не поедет. На последних гастролях театра за границей (не помню - где) Осипенко заставили выйти в 1 акте Жизели в дамах!!! То есть балерину с мировым именем поставили в миманс. Она надвинула шляпу, чтобы её никто не узнал. Но Осипенко узнали! И написали об этом в газетах.
У Осипенко было несколько мужей. С Анатолием Нисневичем она заснята в "Размышлении" (хореография Якобсона), ещё совсем молоденькая. От Геннадия Воропаева - драматического артиста (снимался в фильме "Вертикаль") у неё был сын, который умер в 35-летнем возрасте. Остался внук.
С Джоном Марковским они были женаты 12 или 13 лет (уже не помню, хотя Осипенко на встрече и упомянула этот факт). Осипенко старше Марковского на 12 лет. Ушли из Кировского театра они в одно и то же время, хотя заявления подавали порознь. За последний год работы в театре балерина выходила на сцену считанное количество раз... В заявлении написано: "Прошу уволить меня в связи с творческой неудовлетворённостью".
Марковский находился в расцвете сил, и вполне мог быть востребован в театре (мужчин всегда не хватало), но он тоже ушёл.
Какое-то время они работали в Ленконцерте. Потом их пригласил к себе Л.В.Якобсон. Даты и сроки точно не помню, да это и неважно...
Все творческие поиски Якобсона наталкивались на непонимание руководителей от культуры. Спектакли запрещали, снимали,разрешали, опять запрещали.
Минотавра и Нимфу объявили порнографией... После смерти Якобсона Осипенко и Марковский какое-то время оставались без работы (могу что-то перепутать), и вдруг им позвонил Б.Я.Эйфман. Создавалась новая труппа - без денег, помещения... Имена этих артистов были главной "приманкой" для любителей балета. Лично я в 1977 году пошла на первую программу коллектива в БКЗ Октябрьский именно из-за них.
Как говорила Осипенко в каком-то интервью, больше всего ей обидно за Джона: его имя никому, по сути, не известно. Если бы они хотя бы раз выехали за границу, у Марковского появилась бы пресса, его бы признали во всём мире как выдающегося партнёра.

Насчёт странного имени - точно не помню. Марковский родился в 1944 году. Возможно,его отец был побратимом с каким-нибудь американцем (таких историй было много - когда детей называли в честь военного друга).
co6kop From: co6kop Date: February 10th, 2008 07:20 pm (UTC) (Link)
Спасибо огромное! Как будто сам побывал:)))
o_v_g From: o_v_g Date: February 10th, 2008 07:53 pm (UTC) (Link)
"Как же надо было сломать человека, сломать такого великолепного мастера, как Марковский, чтобы он потерял интерес к своему делу!" -
видимо какие то особено тяжелые обстоятельства привели к такому исходу,да ? Я просто не знаю наверное ?
amidala_ru From: amidala_ru Date: February 10th, 2008 08:04 pm (UTC) (Link)
Если из личного: у него с Осипенко был роман, но ее сын от первого брака был категорически против. В конце концов мать выбрала сына, они расстались, ни к чему хорошему это, разумеется, не привело. Сына Осипенко, кстати, тоже потеряла впоследствии.
amidala_ru From: amidala_ru Date: February 10th, 2008 08:01 pm (UTC) (Link)
А Марковский до сих пор красив... Мне кажется, встреча с А.Е. - это и дар, и проклятие.
Когда я всретила у Большого Максимову, у меня было аналогичное чувство.
ivlae From: ivlae Date: February 11th, 2008 07:53 am (UTC) (Link)
Да, Марковский выглядит прекрасно. Кто-то из присутствовавших в зале так и сказал: "Вы были самым красивым артистом балета!".
milkshake_m From: milkshake_m Date: February 11th, 2008 03:54 am (UTC) (Link)
"Ледяная дева" Лопухова? Как здорово, а я и не думала, что от неё остались записи. Вам понравилась хорегография?
ivlae From: ivlae Date: February 11th, 2008 06:47 am (UTC) (Link)
В 60-е годы Лопухов восстановил некоторые фрагменты своего балета. Дуэт великолепен! Лопухов поставил Ледяную деву в 1927 году, но даже по фотографиям можно судить, что спектакль опередил свое время. Появились акробатические поддержки, которые были подвластны только паре О.Мунгалова - П.Гусев. Все, кто видел этот дуэт, восхищались и балетмейстером, и исполнителями. И вот Осипенко и Марковский решились исполнить хореографию Лопухова. В самом начале идёт верхняя поддержка, в которой балерина стоит на плече партнёра, на одной ноге. Есть знаменитая фотография, на которой О.Мунгалова стоит в сложнейшей позе: нога примыкает к голове, и тело балерины представляет собой "колечко". Гусев держит её за опорную ногу. Естественно, что Осипенко и Марковский повторили эту поддержку. Для 1927 года такая поддержка была прорывом!
Запись пары Осипенко-Марковский есть на кассете "Звезды русского балета" с Анной Павловой на обложке. Кассета продавалась в Мариинском театре и в городских магазинах.
kaschtanka_ru From: kaschtanka_ru Date: February 11th, 2008 09:34 am (UTC) (Link)
спасибо огромное за рассказ, к сожалению не смогла быть на встрече..
странно, но почему то у себя на компьютере не вижу фотографий в этой записи.. (((( вместо фото пустные квадраты.. как это можно исправить?..
ivlae From: ivlae Date: February 11th, 2008 10:27 am (UTC) (Link)
Попробуйте зайти сюда:
http://photofile.ru/users/eim/albums/
А вообще - если фото не открывается, надо навести на квадратик мышку, щёлкнуть правой кнопкой и нажать на "показать изображение".
Может, я что-то и перепутала, но открыть некоторые фотографии можно именно через подобные манипуляции.
From: igor62 Date: February 11th, 2008 10:14 am (UTC) (Link)
Да они замечательная ПАРА!Но мне Марковски и очень нравится с Евтеевой,в том записанном Лебедином озере.Замечательный принц.
ivlae From: ivlae Date: February 11th, 2008 10:33 am (UTC) (Link)
Да, я всегда удивлялась внешним данным Марковского. Недаром его переманивали в Большой театр.
Оказывается, Двухголосие записали на телевидении, а потом стёрли. Если бы не самодеятельность Н.Зозулиной, тайком снявшей этот номер из зрительного зала, мы бы его так не увидели...
Эти съёмки, пусть и любительские, произвели на меня неожиданно сильнейшее впечатление. Я этот номер видела "живьем", но всё же издалека. А здесь - такие взгляды, такие жесты...
katteriina From: katteriina Date: February 11th, 2008 12:22 pm (UTC) (Link)
Господи, а я опять все пропустила :-(((
From: nik_t_o Date: February 12th, 2008 04:27 pm (UTC) (Link)
Лена, а Ждон Марковский - это не псевдоним? Словосочетание "Джон Иванович" забавно звучит. Хотя, Мариус Иванович - тоже интересно. :)
ivlae From: ivlae Date: February 12th, 2008 05:01 pm (UTC) (Link)
По некоторым данным, отчество Марковского - Янович.
Может быть, там польские корни. Хотя поляков тоже Джонами не называют:)))
Наверное, здесь сыграло роль то, что он родился в 1944 году. В эти годы многих детей называли именами фронтовых друзей...
34 comments or Leave a comment