ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

О виртуозности в балете

Очень давно меня мучает, казалось бы, простой вопрос: что есть виртурзность в балете?
Как часто, восхищаясь чьим-нибудь исполнением, слышу в ответ равнодушное: "А разве это трудно?", причём от людей, которые не  впервые пришли в театр и видели немало исполнителей разного уровня. 

Показываю как-то одной своей давней знакомой известный дуэт из Корсара в исполнении Сизовой и Нуриева, тогда ещё учеников. Сизова в вариации, вставленной из Дон Кихота (Повелительница дриад), первым же прыжком жете вбок поражает лично моё воображение. Зал тоже не остаётся безучастным и взрывается аплодисментами.  Говорю : "Смотри! Правда, здОрово? Сейчас так не танцуют!". Слышу в ответ: "А разве это трудно? Вроде все так делают..." Зато  конец вариации, где после итальянского фуэте Сизова  делает простое двойное, производит впечатление на мою знакомую... Конечно, и это мне тоже очень нравится (и залу, который устраивает овацию ученице Сизовой).  Но всё же - невероятные прыжки в начале вариации, по-моему, - самое удивительное, что было в этом па-де-де (включая и выступление Нуриева).

Долгий зрительский опыт приучил меня к очень разной реакции на выступления балетных артистов. Оставлю сейчас в покое актёрское мастерство; очень хочется всё-таки понять, как разные люди понимают, что такое виртуоз в балете.

Итак, поначалу зрители, только постигающие это замечательное искусство, замечают высокие прыжки, растяжку и, конечно, вращения, в том числе и фуэте. Если балерина или танцовщик  обладает всеми этими качествами (то есть растяжкой, приличным исполнением туров и шене, прыжком), то их многие считают техничными исполнителями. И только потом, насмотревшись на разных Базилей и Солоров, Китри и Медор, зрители начинают замечать совсем другие вещи... Как танцовщик (танцовщица) держит руки, как работают стопы, раскрепощён ли корпус - и т. д. И вот здесь-то и проходит граница между кажущимися виртуозами и истинными мастерами.

Хочется сказать прежде всего о мужском танце.

Я не видела Юрия Соловьёва на сцене. Хорошо, что его снимали (пусть не так много, как он этого заслуживал), и кое-что осталось для таких как я. Для меня Соловьев- феномен, причём совершенно невероятный. Первое, ещё почти детское впечатление (смотрела его по телевизору) - коренастый крепыш, прыгающий, однако, очень легко. Сейчас, насмотревшись различных исполнителей, я понимаю, что Соловьёв - уникальнейший, невероятный виртуоз. Только его виртуозность не бросается в глаза. Работа стопами над самым полом, когда просто не успеваешь сосчитать количество заносок - одно из главных качеств Соловьёва-виртуоза. И ещё - его невероятные, незаметные толчки от пола. Обычно для того, чтобы взлететь над сценой, танцовщик энергично толкается.. Полёт Голубой птицы (в коде) Соловьёва до сих пор кажется мне невероятным... Его антраша в конце вариации великолепны!

Вахтанга Чабукиани, естественно, я тоже видела только в записях. Перечислять их не буду - они все наперечёт. До сих пор восхищаюсь его невероятными шене. У всех, кому я показываю плёнки с Чабукиани, сразу же возникает впечатление, что запись "прокручивают" с увеличенной скоростью. Но он такой на всех своих плёнках...

Пожалуй, Михаил Лавровский обладал такими же шене. Только у Лавровского ещё и прыжок повыше...

Многие мои спутники, приходившие в театр "за компанию", восхищались молодым Рузиматовым из-за его  высоченного прыжка, замечательного "шпагата" в воздухе, роскошного большого пируэта, и прочее, и прочее... Все эти свои качества он демонстрировал в Баядерке, Дон Кихоте, Корсаре, и публика неизменно устраивала ему овации. И было за что!
Но когда Рузиматову стали поручать роли в других классических балетах, выяснилось, что  многое этот одарённейший танцовщик не умеет. Что ж, как говорится, он хорош даже со своими недостатками...

Александр Лунёв, которого называли "вторым Соловьёвым", обладал роскошным баллоном и делал фантастические антраша - вот ещё один виртуоз. до конца так и не раскрывшийся.

Пожалуй, ещё Сергей Вихарев может претендовать на звание виртуоза, хоть и не абсолютного. На моей зрительской памяти это был лучший Джеймс в Сильфиде.  Порхал по сцене в невесомых прыжках, успевая ещё и делать многочисленные заноски...

Я всегда восхищалась Владимиром Васильевым. Для меня он - самый лучший. К сожалению, видела "живьем" очень мало, но всё-таки... С удивлением прочитала, что ему прочили деми-характерные роли из-за небольшого роста и не совсем "принцевого" телосложения. Пригляделась - действительно, этот танцовщик далеко не идеально сложён. Но когда он танцует (а записей осталось очень много), я не вижу его недостатков.

Наконец, ещё танцующий Игорь Зеленский. Его карьера проходила на моих глазах. Помню, как Виноградов представил этого мальчика на одной из встреч со зрителями, которые проходили по утрам в ДК им. Ленсовета. Зеленский приехал из Тбилиси от самого Чабукиани. Парень показался немного неуклюжим, но явно способным.
Видела его и в начале карьеры, и в расцвете её. Прыжки, которые в просторечии называют "козлами",  у Зеленского смотрелись благородно и невероятно красиво - наверное, из-за того, что их исполнял не коротконогий, а длинноногий танцовщик.

Уважаемый френды! Поделитесь, пожалуйста, своими соображениями о виртуозности в балете!

Что для вас означает это слово? Чьё исполнение вы цените? 
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments